Индивидуализация спортивной тренировки в юношеском возрасте




В настоящее время проблеме индивидуализации в детском и юношеском спорте придается исключительное значение. Однако в силу различных причин индивидуальная подготовка еще не нашла своего широкого применения и не часто встречается в практике.

Множество отечественных и зарубежных авторов отмечают актуальность индивидуализации тренировки в процессе подготовки спортивного резерва. Так, известный немецкий специалист J.Hartman считает, что в современной спортивной подготовке главным девизом является: истинная индивидуализация плюс доминирующая роль соревновательных упражнений плюс комплексная тренировка.

Как известно, процесс подготовки юных спортсменов строится на основе учета возраста, гетерохронности развития отдельных функций и систем организма, пола и сенситивных периодов развития отдельных двигательных качеств и функциональных возможностей детского организма. Поэтому индивидуальный подход к тренировке должен предусматривать степень биологической зрелости, уровень функционального состояния и физической подготовленности, а также возможность адаптации юного спортсмена к нагрузкам различной направленности, объема и интенсивности.

В соответствии с особенностями физического развития и физической подготовленности нужно подбирать и средства физического воспитания. Нагрузка скоростно-силового характера приводит к существенным индивидуальным различиям в развитии компонентов специальных скоростно-силовых качеств: у одних она обеспечивает преимущественное развитие силовых, у других – скоростных компонентов. Изменение взаимосвязи компонентов специальных скоростно-силовых качеств определяется спецификой соревновательной деятельности и имеет достаточно устойчивый характер.

В теории юношеского спорта наибольшее количество публикаций за последнее время посвящено работам доказывающим, что индивидуальные особенности физической подготовленности юных спортсменов заключается в высоком уровне развития основных физических качеств.

В исследованиях О.В. Коптева и Ю.И. Чунко (33) было выявлено, что уровень проявления физических качеств, в том числе и скоростно-силовых, у дзюдоистов тесно связан с генетически обусловленной структурой мышечных волокон. На основании этого, подчеркивает автор, всех борцов можно разделить на три типа:

ü С высоким уровнем выносливости, но не обладающих значительными скоростно-силовыми качествами;

ü Имеющие высокие скоростно-силовые качества, но относительно низкий уровень выносливости;

ü «универсальные».

Планирование средств скоростно-силовой подготовки в дзюдо

Скоростно-силовые качества в дзюдо очень важны и их значимость с каждым годом возрастает. С повышением требований к зрелищности дзюдо, должно несколько измениться и отношение к ранее применяемым средствам подготовки.

Необходимость повышения темпа ведения поединка требует большое проявление абсолютной и взрывной силы, дзюдоист с самого начала должен демонстрировать высокий уровень подготовленности.

Исходя из выше сказанного и ориентируясь на необходимость интенсификации борцовского поединка, надо более строго подходить к вопросу развития физических качеств спортсменов. Многие авторы (Б.М. Рыбалко, В.И. Рудницкий, А.Д. Егизарян, В.В. Мороз и т.д.) считают, что основным критерием при подборе средств скоростно-силовой подготовленности должно быть соответствие основных параметров внешней и внутренней структуры упражнений тем или иным техническим действиям.

В специальной научно-методической литературе по борьбе дзюдо совершенствованию средств и методов скоростно-силовой подготовки уделяется большое внимание. Однако следует подчеркнуть, что само понятие «скоростно-силовые качества» и «скоростно-силовая подготовка» вошли в теорию и практику спортивной борьбы относительно недавно, как одна из разновидностей силовых проявлений спортсмена.

Анализ литературных источников показывает, что в практике подготовки дзюдоистов при развитии скоростно-силовых качеств используются различные упражнения из средств общей и специальной физической подготовки. Это позволяет повысить скоростно-силовые качества в рамках основного спортивного движения, то есть одновременно совершенствовать физическое качество и технику движений (метод сопряженного воздействия по В.М. Дьячкову).

Третьи являются сторонниками разработки новых нетрадиционных средств подготовки.

Н.А. Ленц (1960) (37) отмечает, что подавляющее число действий в борьбе дзюдо носит скоростно-силовой характер. В связи с этим автор считает, что развитие данного качества должно проводится в тесной связи с совершенствованием техники спортивной борьбы. Для этой цели автор рекомендует использовать специальные средства подготовки.

Б.И. Бутенко и А.В. Еганов (15) рекомендуют для совершенствования скоростно-силовых качеств выполнять упражнения с различным весом отягощений и в темпе от малого до максимального.

По данным В.П. Волкова, Н.М. Галковского, А.З. Катулина (10) наиболее эффективным средством, в плане развития скоростно-силовых качеств дзюдоистов, являются основные упражнения – схватки. Авторы рекомендуют также использовать и специальные упражнения, близкие по характеру мышечным усилиям, проявляемые в борьбе дзюдо.

А.П. Купцов (1978) утверждал, что ограничиваться только специальными упражнениями было бы неправильно, так как многие общеразвивающие упражнения служат базой и способствуют развитию специальных физических качеств, в том числе и скоростно-силовых. К числу их он относит: разновидности бега, прыжков, упражнения других видов спорта. При этом необходимо, чтобы все общеразвивающие упражнения по характеру выполнения были скоростно-силовыми.

Г.С. Туманян (58, 59, 60, 61, 62, 63) в учебнике «Спортивная борьба» отмечает, что основными направлениями методики скоростно-силовой подготовки должны быть три основополагающих момента физиологии движения человека:

ü Уровень и специфика межмышечной координации;

ü Уровень и специфика внутримышечной координации;

ü Собственная реактивность мышц.

С учетом этих факторов используются либо основные упражнения, либо упражнения, сходные с основными – специальные и упражнения с отягощениями.

Мастерство спортсменов зачастую совершенствуется за счет выполнения объемных нагрузок, при этом не учитывается специфичность применяемых средств (В.Г. Ивлев (29). Автор утверждает, что наиболее эффективным средством развития силовых и скоростно-силовых качеств являются сами технические действия. Предлагается также применение ударного метода и тренажерных устройств.

По мнению Ю.М. Закарьяева (27) развитие и совершенствование двигательных качеств дзюдоистов – одно из необходимых условий достижения высоких результатов и от уровня их развития в значительной степени зависит эффективность обучения технико-тактическим действиям. Причем установлен оптимальный режим работы (по ЧСС) при выполнении упражнений скоростно-силового характера он равен 150 – 160 уд/мин.

Для развития взрывной силы спортсменов ряд авторов предлагает метод «электростимуляционной тренировки». Они пришли к выводу, что при тренировке спортсменов низкой и средней квалификации целесообразно использовать общепринятые средства, а также тренажеры. При тренировке же спортсменов высокой квалификации рекомендуют выполнение специальных упражнений с отягощениями в условиях тренажера с использованием дополнительно вызванных афферентных влияний. Прирост же скоростно-силовых качеств более значителен, чем при обычной тренировке.

В настоящее время стало необходимым не просто применять то или иное средство, а целенаправленно. Б.М. Рыбалко (38) доказал, что дифференцированное и целенаправленное воздействие на силовые и скоростно-силовые качества специфических мышечных групп повышает надежность и эффективность выполнения технических действий дзюдоиста. В связи с этим скоростно-силовая подготовка спортсменов будет во многом зависеть от правильного подбора упражнений, способных в первую очередь обеспечить увеличение силовых возможностей определенных мышечных групп, а также от способности проявлять эти возможности в кратчайшее время. Для этих целей Б.М. Рыбалко (38) предлагает выполнение специального упражнения с подвесным манекеном, при этом развитие скоростно-силовых качеств происходит в рамках основного спортивного навыка, то есть проявляется принцип «сопряженного» воздействия.

Помимо этого необходимо использовать различные комплексы с отягощениями в целях избирательного воздействия на специфические мышечные группы. Причем основным методическим условием этих упражнений является их структурное и функциональное сходство с ведущими элементами соревновательного вида.

Для спортивной борьбы особое значение имеет «взрывная» сила, ее следует совершенствовать с учетом особенностей динамической структуры техники. Наряду с развитием специальных скоростно-силовых способностей стоит задача по совершенствованию способности к их проявлению в спортивных движениях. Одним из главных критериев при подборе средств следует считать сходство по структуре и характеру нервно-мышечных усилий основным движением техники борьбы.

В.В. Мороз (40) провел ряд исследований, которые посвящены разработке инструментальных методов контроля и совершенствования специальных скоростно-силовых качеств в условиях оптимизации биомеханической структуры движения. Изучение скоростно-силовых возможностей при выполнении приема в условиях тренажера позволили автору выявить некоторые особенности их проявления в зависимости от веса спортсмена. На основании этого автор подчеркивает, что при планировании развития специальных скоростно-силовых качеств у борцов требуется индивидуальный подход к оценке проявления этих способностей с целью подбора средств и методов, способствующих их повышению. Для развития этих качеств В.В. Мороз (40) рекомендует использовать специальные тренажеры с измерительными устройствами, а также комплексы специально подготовительных упражнений.

Таким образом, анализ научно-методической литературы показал, что проблема развития скоростно-силовых качеств спортсменов является предметом исследований большого числа авторов. Многие из них отмечают, что достижения высоких спортивных результатов в ряде видов спорта, в том числе и в дзюдо, зависят от уровня развития скоростно-силовых качеств спортсменов.

На основании проведенного обзора литературы можно утверждать о том, что тренировочный процесс способствует повышению скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Поэтому скоростно-силовая подготовка становится все более целенаправленной.

Как следует из анализа литературы для развития скоростно-силовых качеств используются самые разнообразные упражнения общей и специальной подготовки.

Установлено, что уровень скоростно-силовой подготовленности спортсменов значительно возрастает после выполнения основного упражнения с максимальной быстротой. Эффективным средством развития данного качества являются специальные упражнения, которые по своей структуре и характеру нервно-мышечных усилий наиболее близки к основным движениям дзюдо.

В настоящее время в педагогической практике находят широкое распространение и нетрадиционные средства развития скоростно-силовых качеств спортсменов. К ним можно отнести различные тренажерные устройства и приспособления, условия среднегорья, метод электоростимуляции и т.д.

Изучение специальной литературы по дзюдо, да и по другим видам борьбы показало, что экспериментальных данных с подробным описанием результатов исследований по взаимосвязи технического арсенала и выполнением специальных тренировочных программ по скоростно-силовой подготовке нет. Однако, есть информация в книге В.С. Дахновского и С.С. Лещенко (23, 24) о том, что имеется тесная зависимость между особенностями технического арсенала борца и силовой выносливостью отдельных мышечных групп: наиболее высокие показатели отмечаются в тех мышцах, которые несут основную нагрузку в выполняемом приеме.

Следовательно, избирательность работы мышц необходимо учитывать при тренировке скоростно-силовой направленности, так как равномерное распределение нагрузок по всем группам мышц может не дать эффекта в приросте уровня физической подготовленности у высококвалифицированного спортсмена.

Изучая опыт практической работы по планированию средств скоростно-силовой направленности в борьбе дзюдо удалось выяснить одно обстоятельство, что сохраняется традиционная организация использования скоростно-силовых упражнений в небольших объемах после тренировок нататами, в двух-трех занятиях в недельном микроцикле. По мнению многих тренеров, такое распределение объемов работы скоростно-силовой подготовки способствует поддержанию определенного уровня развития этих качеств.

Для базовых же этапов соревновательного периода такое сочетание объемов недопустимо, потому что добиться более высоких спортивных результатов уровня технической подготовленности при посредственном потенциале развития скоростно-силовых качеств нельзя. Гораздо большую пользу, утверждает В.С. Дахновский (23, 24) приносит использование на базовых сборах больших объемов скоростно-силовой работы специальной направленности. При этом должны применяться не просто упражнения с отягощениями, а упражнения, формирующие способность к максимальным усилиям в конкретных для каждого спортсмена движениях, сходных по направлению и величине усилий с его излюбленными приемами. При этом используются различные отягощения, эспандеры, резиновые жгуты, а также упражнения с партнером различной массы. Хороший эффект дает и круговая тренировка, особенно с партнерами, при преимущественной направленности на развитие скоростно-силовых качеств.

1.4. Характеристика некоторых методических подходов планирования тренировочного процесса по скоростно-силовой подготовке спортсменов различного веса

В теории и методике физического воспитания, исследований посвященных проблемам совершенствования различных сторон спортивного мастерства достаточно много. Однако количество методических подходов по скоростно-силовой подготовке существенно ограничено. Большинство авторов отмечают, что морфофункциональные показатели, а также уровень развития физических качеств не одинаковы у спортсменов различных весовых категорий, что в свою очередь, требует дифференциального подхода к планированию и построению их тренировочного процесса.

Исследования проведенные в других видах спорта показали, что у спортсменов различных весовых категорий наблюдаются широкие различия как в морфофункциональных, так и функциональных показателях. Это позволило многим авторам выдвинуть гипотезу и экспериментально доказать необходимость индивидуально-группового подхода спортсменам различных весовых категорий с целью совершенствования их сильных, доминирующих способностей.

В спортивной борьбе в настоящее время имеется ряд экспериментальных исследований касающихся тренировки борцов различных весовых категорий. Так исследования Б.З. Сагияна (39) показали, что тренируемость спортсменов различных весовых категорий неодинакова. Применение одних и тех же средств и методов тренировки у спортсменов средней весовой группы дали прирост в двенадцати, у легковесов в пяти, а у тяжеловесов в шести показателях физической подготовленности. В связи с этим автор рекомендует в учебно-тренировочном процессе объединить спортсменов в группы, близкие по весоростовым данным и применять различные средства и методы тренировки.

Причем ни один из установленных показателей физической подготовленности не оказался общим для борцов трех весовых групп. Кроме того, Б.З. Сагияном (39) установлено, что с увеличением весовой категории борцов снижается уровень специальной выносливости, который определяется по количеству проводимых технико-тактических действий и их эффективности. Об этом свидетельствует и то, что с увеличением веса тела борцов уменьшаются показатели силовой выносливости в упражнениях с отягощениями в статическом и динамическом режимах работы мышц.

В экспериментальной работе Г.М. Грузных (21) было установлено, что методика развития выносливости также должна быть неодинаковой у спортсменов различных весовых категорий. Выявляя эффективность равномерной тренировки с частотой пульса 150 ударов в минуту, у борцов легкого и тяжелого веса автор установил, что наибольшие изменения в аэробной работоспособности произошли в группе тяжеловесов и наименьшие - у легковесов.

В связи с этим указанный тренировочный режим является эффективным методом повышения аэробных возможностей спортсменов со значительным весом тела. Легковесам целесообразно использовать более высокий пульсовой режим нагрузки для повышения аэробной работоспособности.

Исследованиями Э.Г. Мартиросова и Г.С. Туманяна (46, 47, 48, 49, 50) установлены также различия в анаэробных возможностях борцов разного веса. Так по комплексу морфофункциональных показателей, в том числе и по максимальным аэробным и анаэробным возможностям спортсмены тяжелых весовых категорий существенно отстают от легковесов. Это расценивается как признак снижения их функциональной дееспособности к напряженной работе аэробного и анаэробного характера.

Исследования Г.С. Туманяна (58, 59, 60, 61, 62) показали, что динамика восстановительных процессов после 6-минутной пробы субмаксимальной и большой мощности у спортсменов разного веса имеет свои особенности. Спортсменам тяжелых весовых категорий требуется больше времени для восстановления, чем борцам легкого веса. Авторы отмечают, что у спортсменов легких весовых категорий энергетические запасы невелики, а врабатываемость высокая.

В тоже время для тяжеловесов характерны высокие показатели жировой массы, более продолжительное время необходимо для увеличения общего суммарного объема нагрузок. Интенсивность и продолжительность их должна быть несколько ниже, чем у легковесов.

В ряде исследований, описывающих связь выносливости спортсменов с весовым и ростовыми данными, авторы чаще всего используют функциональные показатели, характеризующие работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, определяющих проявление специальной выносливости.

Многочисленными исследованиями Б.М. Рыбалко (38), В.М. Зациорского, Г.С. Туманяна (58, 59, 60, 61, 62), В.С. Дахновского (23, 24) выявлено, что с увеличением веса тела спортсмена абсолютные силовые возможности возрастают. Показатели же относительной силы (отношение абсолютной силы к весу тела) уменьшаются.

Если по мере увеличения размеров тела спортсменов собственно-силовые показатели возрастают, то скоростно-силовые снижаются. У спортсменов легких весовых категорий по сравнению с более тяжелыми уровень скоростно-силовых качеств более высок в движениях, связанных с перемещением значительных масс собственного тела.

Спортсмены легких весовых категорий превосходят своих коллег среднего и тяжелого веса и по скорости нарастания силы от нуля до максимума при выборе одного и того же усилия. Имеются и другие исследования, в которых обращается внимание на важность учета тех или иных особенностей, которые присущи спортсменам различных весовых категорий. На основании приведенного обзора литературы можно сделать заключения о том, что вес тела спортсмена оказывает заметное влияние на проявления физических качеств, в особенности скоростно-силовых, морфофункциональное состояние различных систем организма и на другие показатели.

Таким образом, весо-ростовые показатели спортсменов являются одной из важнейших индивидуальных особенностей, которые по мнению большинства авторов должны приниматься во внимание при планировании и организации тренировочного процесса. Данная проблема особенно остро стоит в тех вида спорта, где должна быть дифференцированная программа скоростно-силовой подготовки.

О важности рассматриваемой проблемы говорит и тот факт, что до настоящего времени планирование и проведение тренировочного процесса в борьбе осуществляется по общей системе принятой для спортсменов всех весовых категорий.

В целом, анализ литературных источников позволил выяснить существующие взгляды на проблему совершенствования основных сторон физической подготовленности в зависимости от собственного веса.

Значительная часть исследований, проведенных в борьбе, посвящена проблеме совершенствования силы, выносливости, гибкости, а также другим отдельным сторонам физической подготовленности борцов различных весовых категорий. Однако есть незначительное количество работ, выявляющих особенности применения конкретных средств и методов спортивной тренировки, направленных на развитие скоростно-силовых качеств борцов в связи с имеющимися различиями в уровне физической подготовленности, весовых категорий и арсенала технических действий.

Глава 3. Влияние занятий по дзюдо на развитие скоростно-силовых качеств у детей среднего школьного возраста.

3.1 Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности под воздействием блоков 2- и 4-недельного концентрированного применения средств скоростно-силовой подготовки

Эксперимент проводился на подготовительном этапе, когда юные дзюдоисты готовились к новому сезону в условиях 8-недельного учебно-тренировочного сбора (апрель - май) СДЮСШ ОР «Юность» На этом этапе преследовалась основная цель - повышение уровня функциональной, скоростно-силовой подготовленности.

Обращаясь к результатам таблиц 1 и 2 хорошо видно, что задачи существенно влияют на объем применяемых средств. Так на этом этапе подготовки уделялось большое внимание развитию скоростно-силовых качеств, объемы этих средств составляли 27,6 % по отношению к общему количеству тренировочной работы. Более подробно на содержании именно скоростно-силовой работы, проведенный в базовом цикле подготовительного этапа.

В целом предварительно разработанная программа скоростно-силовой подготовки для дзюдоистов участвующих в эксперименте представлена в приложении. Она отражает основные направления методики тренировки и содержит в себе необходимые параметры, выполнение которых обеспечит более высокий уровень скоростно-силовой подготовленности дзюдоистов 13 – 14 лет.

Увеличение объема средств скоростно-силовой подготовки на базовом этапе, вызвано прежде всего тем, что анализ литературных источников и результатов анкетирования тренеров по дзюдо доказали важность и значимость скоростно-силовых качеств в борьбе дзюдо. 98 % опрошенных тренеров утверждают, что уровень развития скоростно-силовых качеств имеет ведущее значение в достижении высокого спортивного результата. В общей структуре физической подготовленности эти качества занимают ведущее место. Именно поэтому мы стремились увеличить объемы средств скоростно-силовой направленности и так спланировать их в тренировочных микроциклах, чтобы добиться наибольшего прироста в исследуемых показателях (табл. 1 и 2).

Таблица 1. Состав тренировочных средств и объем работы у юных квалифицированных дзюдоистов в период 2х – недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки на этапе базовой подготовки подготовительного периода годичного цикла.

№ п/п Применение средств подготовки «Чистое» время, затраченное на их выполнение (мин)
1. Средства общефизической подготовки  
2. Бег  
3. Общеразвивающие упражнения  
4. Скоростно-силовая подготовка (круговая тренировка)  
  Игры  
  Средства специальной подготовки  
  совершенствование технико-тактических действий в стойке  
  Совершенствование технико-тактических действий в партере  
  Специальные упражнения (учикоми, набрасывания)  
  Средства соревновательной подготовки  
  Учебно-тренировочные схватки  
  Итого  

 

Таблица 2. Состав тренировочных средств и объем работы у юных квалифицированных дзюдоистов в период 4х – недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки на этапе базовой подготовки подготовительного периода годичного цикла.

 

№ п/п Применение средств подготовки «Чистое» время, затраченное на их выполнение (мин)
  Средства общефизической подготовки  
  Бег  
  Общеразвивающие упражнения  
  Скоростно-силовая подготовка (круговая тренировка)  
  Игры  
  Средства специальной подготовки  
  Средства специальной подготовки совершенствование технико-тактических действий в стойке  
  Средства специальной подготовки совершенствование технико-тактических действий в партере  
  Специальные упражнения (учикоми, набрасывания)  
  Средства соревновательной подготовки  
  Учебно-тренировочные схватки  
  ИТОГО  

 

Одной из рациональных форм организации спортивной подготовки являются круговые тренировки. Она дает возможность приблизить характер деятельности при выполнении подготовительных упражнений, к режимам работы, свойственным соревновательным упражнениям, создавая тем, самым благоприятные условия для переноса тренированности.

Характеризуя круговую тренировку, применяющуюся на этапе базовой подготовки, хотелось бы отметить, что направленность используемых упражнений была идентичной. Известно, что эффект тренировочной нагрузки будет больше, если выше интенсивность и длительность. Отсюда следует, что при развитии скоростно-силовых качеств необходимо стремиться к повышению нагрузки до максимальной с одновременным увеличением длительности ее воздействия ориентируясь на условия соревновательной деятельности. В связи с этим в круговой тренировке использовалось только восемь станций (упражнений). Длительность работы на каждой станции составляла почти одну минуту.

На выполнение упражнений отводилось 40 секунд, оставшееся же время спортсмен использовал для отдыха и перехода к другому упражнению (станции). Соответственно время работы на восьми станциях составляло столько же, сколько длится общее время схватки в дзюдо. Как можно видеть, здесь мы придерживались принципа соответствия тренировочных условий соревновательным, выдвинутого В.М. Зациорским (20) в 1969 году. Этот принцип имеет наибольшее значение для скоростно-силовых видов спорта, и в первую очередь к процессу подготовки квалифицированных юных спортсменов.

Экспериментально доказано, что длительное повторение изучаемого приема в борьбе, приводит к стойкому закреплению, относительно замедленных движений, предельных усилий в соревновательных условиях. В связи с этим рационально расчленить сложное упражнение на относительно простые составные части и производить совершенствование этих элементов на максимальных скоростях и условиях. Если исходить из представлений о структурности движений, необходимо признать, что целостность системы движений не может развиваться без дифференциации ее частей.

При выборе упражнений нас интересовали только такие, с помощью которых можно было бы воздействовать на структуру элемента (в этом плане само соревновательное действие предпочтительнее всяких упражнений), а на те механизмы, которые обеспечивают устойчивый прогресс технической и скоростно-силовой подготовленности дзюдоистов 13 – 14 лет. Поэтому подбирались такие упражнения, которые эквивалентны проявлению тех качеств и свойств значимость которых в борьбе дзюдо особенно важна.

Примером здесь могут быть упражнения с отягощениями, которые использовались в круговой тренировке.

Прежде всего:

1. лазание по канату (без помощи ног);

2. напрыгивания на высоту 0,7 м;

3. жим штанги лежа;

4. разгибание – сгибание туловища лежа лицом вниз на гимнастическом «козле», ноги закреплены;

5. из исходного положения стоя, захватив двумя руками конец грифа штанги перемещение ее в левую и правую стороны;

6. поднимание и опускание туловища на скамейке с поворотами на 900 (ноги закреплены, скамейка находится под углом 450);

7. из исходного положения лежа на скамейке лицом вниз тяга штанги к груди;

8. броски манекена прогибом (вес манекена 2/3 от веса спортсмена).

Каждая из этих станций носит свое условное название: канат; прыжки; жим штанги лежа; спина; маятник; пресс; тяга; манекен.

Хотя все эти упражнения моделируют соревновательные, они в какой-то мере и развивают те основные группы мышц, которые участвуют в выполнении большинства технических действий в борьбе дзюдо. Как мы видим, с помощью этого комплекса упражнений круговой тренировки можно вывести спортсмена на новый двигательный режим, приближенный к условиям соревновательной деятельности.

Круговая тренировка выполнялась один раз в день и всегда только после разминки, которая включала в себя бег, общеразвивающие упражнения и акробатические упражнения. Такое построение тренировочного процесса имело место в дневной тренировке, в вечерней же предусматривалось только совершенствование технико-тактических действий.

Как уже отмечалось, продолжительность работы на одной станции составляла 40 секундный отрезок работы на каждой станции, то он проходил один круг (то есть восемь станций, о которых указывалось выше) за 8 минут «грязного» времени.

После которого, он отдыхал семь – восемь минут, восстанавливаюсь практически до исходного уровня, который он имел после разминки.

Проходя 6 кругов по восемь станций в каждом, дзюдоист тратил 32 минуты со временем разминки и отдыха между кругами это составило в среднем 86 минут тренировочного занятия. Поэтому, проводя одну такую тренировку в день, пять раз в неделю, дзюдоисты выполняли объем работы специализированной скоростно-силовой направленности до 430 минут.

Теперь хотелось бы остановиться на результатах педагогических наблюдений осуществляемых в процессе скоростно-силовой тренировок.

С целью более точного отражения количественных результатов регистрированных с каждой станции при различных отягощениях, необходимо указать и на две величины существенно влияющих на конечные результаты. Отметим в первую очередь, - это вес отягощений, т.к. он на каждой станции при 40 секундах работы не превышал 60 – 80 % от максимума. И во вторую очередь, это скорость выполнения упражнений на станции. Темп работы был максимальным.

Все это и обеспечивало различную направленность тренировочного процесса скоростно-силового характера. При 40 секундной работе спортсмены независимо от весовых категорий выполняли на первой станции не более 2 – 3 подъемов на канат, на второй – 25 – 30 напрыгиваний на высоту 0,7 м, на третьей – 15 – 20 подъемов штанги, на четвертой - не более 24 – 26 разгибаний туловища, на пятой - 25 – 30 перемещений штанги, на шестой – не более 20 – 26 сгибаний – разгибаний туловища, на седьмой - 15 – 20 подъемов штанги, и на восьмой – не более 10 – 12 бросков манекена.

Такой режим организации скоростно-силовых тренировок на базовых этапах подготовки позволил повысить уровень специальной физической подготовленности юных дзюдоистов в соревновательном периоде. Об этом свидетельствуют результаты контрольных упражнений в проведенном педагогическом эксперименте осуществляемых в начале базового и соревновательного этапа подготовки.

В результате проведенного эксперимента было установлено, что применение средств скоростно-силовой подготовки в течение 2х недель не приводит к снижению функционального состояния и физической подготовленности борцов, в результате этого отставленный тренировочный эффект не наблюдается. За две недели применения средств скоростно-силовой подготовки организм спортсмена реагирует незначительным увеличением показателей физической подготовленности (табл.3, 4).

Вероятно, две недели применения средств скоростно-силовой подготовки недостаточны для включения адаптационных возможностей организма спортсменов и кумулятивного эффекта в этом случае не наблюдается.

Таблица 3. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности борцов после 2х -недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки (ССП). (Χ ± σ)

№ п/п тесты Исходный уровень Этап ССП После2нед. Этап реализации ОТЭ После 3 нед. После 4 нед.
1. Время 10 подтягиваний 14,11±0,15 14,01±0,19 13,99±0,27 14,00±0,21
2. Челночный бег 3*10 м 7,92±0,18 7,85±0,135 7,79±0,296 7,82±0,23
3. Время 10 бросков манекена 21,25±0,154 21,19±0,195 21,14±0,352 21,16±0,352
4. Время 30 учикоми 57,09±0,32 57,03±0,32 56,98±0,33 57,0±0,25
5. Время 10 запрыгиваний на высоту 0,7 м 11,8±0,15 11,75±0,123 11,71±0,163 11,75±0,139
6. Прыжок в длину с места 193,3±2,15 192,6±2,45 194,2±2,77 193,4±2,13

 

Таблица 4. Прирост показателей скоростно-силовой подготовленности после применения 2х -недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки

№ п/п тесты Показатели До экспер. После экспер. Прирост результатов в % t p
1. Время 10 подтягиваний 14,11±0,15 13,99±0,27 -0,85 2,75 <0,05
2. Челночный бег 3*10 м 7,92±0,18 7,79±0,296 -1,6 2,03 <0,05
3. Время 10 бросков манекена 21,25±0,154 21,14±0,352 -0,51 3,56< 0,05
4. Время 30 учикоми 57,09±0,32 56,97±0,33 -0,21 1,52< 0,05
5. Время 10 запрыгиваний на высоту 0,7 м 11,8±0,15 11,71±0,163 -0,76 2,12< 0,05
6. Прыжок в длину с места 193,3±2,15 194,2±2,77 0,46 3,12< 0,05

 

После этого был проведен блок 4х -недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки. При проведении 4х -недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки мы добились значительного снижения всех исследуемых показателей подготовленности дзюдоистов (табл. 5, 6).

С этой целью каждые две недели проводилось тестирование физической подготовленности.

Анализ результатов обследования показал, что все исследуемые показатели постепенно возрастают и наивысших значений достигают на 4-ой неделе реализации отставленного тренировочного эффекта (рис.1). В прыжке с места наивысший результат достигнут на 6-ой неделе, после чего началось медленное снижение этого показателя. А в тесте «выполнение 30 учикоми» наивысший результат был достигнут на 10-ой неделе.

В таблице 5, 6 и 7 представлена динамика показателей физической подготовленности дзюдоистов после 4х -недельного применения средств скоростно-силовой подготовки.

Таблица 5. Динамика показателей скоростно-силовой подготовленности борцов в период 4х -недельной концентрированной скоростно-силовой подготовки (ССП). (Χ ± σ).

№ теста тесты Исходный уровень Этап ССП После 2 нед. После 4 нед.
1. Время 10 подтягиваний 13,98±0,27 13,68±0,28 14,06±0,31


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: