Методические рекомендации по работе над индивидуальным проектом




Особое значение в колледже имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую студентом на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану, это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть студент. При построении проектной деятельности преподавателю важно учесть следующее:

• тема проекта должна быть интересна для студента, совпадать с кругом интересов руководителя проекта;

• суть проблемы должна быть студентом точно и ясно осознана, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен преподавателем безукоризненно правильно.

В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Ответив на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», студент определяет цель своей работы и определяет, что для этого следует сделать. Педагог оказывает помощь студенту в выборе способов достижения цели и решения задач, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет достичь в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.

При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:

· выбор темы;

· обоснование актуальности;

· определение проблемы;

· формулирование гипотезы (для исследовательского проекта);

· формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);

· определение этапов работы:

· подбор методов и средств решения проблемы;

· проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;

· получение и анализ данных;

· оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.);

· обсуждение и корректировка данных;

· выражение ожидаемого результата (представление).

Представим краткую характеристику наиболее важных действий в представленном алгоритме.

Выбор темы.

Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот или иной продукт, например: «Как обустроить школьную теплицу» («Обустройство школьной теплицы»), «Как решить глобальные проблемы человечества» («Пути решения глобальных проблем человечества») и т.п.

Обоснование актуальности: в условиях колледжа актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:

1. Почему выбрана данная тема?

2.Почему тема действительно интересна для студента, чем интересна с практической точки зрения?

3.Какие новые знания предполагается получить?

4. Каков замысел проекта в целом?

5.Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать студенту?

Определение проблемы.

Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании студента. Проблему лучше формулировать в виде вопроса. Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов России?

Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта).

Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для студента. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).

Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку. Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей России, то это позволит нам ……

Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)» Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д.

Содержание задач

Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).

Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.

Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем

Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.

Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.

Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы:

* изучить литературу по теме и выяснить…;

* определить категории …;

* ознакомиться с методами …;

* создать модель (методику) …;

* провести серию опытов …;

* апробировать модель (методику) …;

* разработать рекомендации …;

* сформулировать …;

* предложить способы решения … и др.

Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы.

 

Характеристика этапов реализации проекта

Этап Содержание работы Деятельность студентов Деятельность преподавателя
1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….) Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели
2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….) Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи
3.Выполнение проекта (сроки ….) Осуществление действий по сбору необходимой информации Выполняют исследовательскую, информационную, практико- ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия)
4.Завершение проекта (сроки ….) Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник
5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….) Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления
6. Представление отчета и его оценка (сроки ….) Определение ценности выполненного проекта Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом

 

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др.

В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят:

1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;

2) подготовленная студентом краткая пояснительная записка к проекту исходного замысла, цели и назначения проекта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; список использованных источников.

3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы студента в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.

 

Лист оценки результата индивидуального проекта

№ п/п Критерии Вариант шкалы оценивания
Актуальность темы проекта 3 – 2 – 1
Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; 3 – 2 – 1
Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; 3 – 2 – 1
Планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ 3 – 2 – 1
Раскрытие темы и идеи проекта через содержание 3 – 2 – 1
Соответствие текста проекта нормам русского литературного языка; 3 – 2 – 1
Культура оформления проекта. 3 – 2 – 1

 

Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен Максимальное количество баллов – 21.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: