Особое значение в колледже имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую студентом на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану, это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть студент. При построении проектной деятельности преподавателю важно учесть следующее:
• тема проекта должна быть интересна для студента, совпадать с кругом интересов руководителя проекта;
• суть проблемы должна быть студентом точно и ясно осознана, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен преподавателем безукоризненно правильно.
В ходе проектной деятельности самым важным и трудным этапом является постановка цели своей работы. Ответив на вопрос «Зачем я собираюсь делать этот проект?», студент определяет цель своей работы и определяет, что для этого следует сделать. Педагог оказывает помощь студенту в выборе способов достижения цели и решения задач, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего он хочет достичь в итоге. Это поможет представить ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
При организации проектной деятельности можно придерживаться следующего алгоритма:
· выбор темы;
· обоснование актуальности;
· определение проблемы;
· формулирование гипотезы (для исследовательского проекта);
· формулирование цели (конкретных задач, связанных с решением проблемы);
|
· определение этапов работы:
· подбор методов и средств решения проблемы;
· проведение исследовательской или иной работы по решению проблемы;
· получение и анализ данных;
· оформление данных в виде текста (схемы, рисунка и др.);
· обсуждение и корректировка данных;
· выражение ожидаемого результата (представление).
Представим краткую характеристику наиболее важных действий в представленном алгоритме.
Выбор темы.
Темы проектных работ целесообразно формулировать исходя из проблемы, для решения которой разрабатывается (проектируется) тот или иной продукт, например: «Как обустроить школьную теплицу» («Обустройство школьной теплицы»), «Как решить глобальные проблемы человечества» («Пути решения глобальных проблем человечества») и т.п.
Обоснование актуальности: в условиях колледжа актуальность выполнения проекта полезно рассматривать с позиции практических ожидаемых результатов. При обосновании актуальности темы проекта важно ответить на следующие вопросы:
1. Почему выбрана данная тема?
2.Почему тема действительно интересна для студента, чем интересна с практической точки зрения?
3.Какие новые знания предполагается получить?
4. Каков замысел проекта в целом?
5.Что уже имеется по данной теме, а что нового предстоит сделать студенту?
Определение проблемы.
Проблема - это вопрос, ответ на который не содержится в накопленном знании студента. Проблему лучше формулировать в виде вопроса. Пример проблемы: есть ли общее в национальных традициях народов России?
Формулирование гипотезы (для исследовательского проекта).
|
Гипотеза должна быть проверяемой и, по возможности, простой, но, самое главное, содержать нечто новое для студента. Гипотеза может выступать в двоякой роли: как предположение о связи между наблюдаемыми явлениями и внутренней производящей основой (объяснительная гипотеза) или как предположение о той или иной форме связи между наблюдаемыми явлениями (описательная гипотеза).
Пример описательной гипотезы: состояние окружающей среды зависит не столько от концентраций выбрасываемых предприятиями химических веществ, сколько от того, что мы не смогли обеспечить качественную их очистку. Пример объяснительной гипотезы: Если (идея и замысел гипотезы), то (предполагаемый результат); так как (объяснение эффекта). Если мы изучим культуру, традиции людей разных национальностей России, то это позволит нам ……
Формулирование цели: в цели формулируется общий замысел проекта. Поэтому необходимо стремиться к лаконичному и предельно точному в смысловом отношении формулированию цели. Цель всегда формулируется в соотношении с темой проекта. «Что ты хочешь создать в результате проектирования? (Какой продукт (результат) получить?)» Такими продуктами могут быть: описание и характеристика объектов и явлений, логическая схема, модель, чертежи, текст любого документа, план создания чего-либо (парка, дендрария), компьютерная программа, макет, карта, прибор, сценарий мероприятия, серия плакатов, рекламный буклет, техническое устройство, видеофильм, сайт, выставка, газета / журнал, справочник, учебное пособие, экскурсия и т.д.
Содержание задач
|
Познавательные задачи - связаны с изучением особенностей объектов (предметов) окружающего мира, способов (методов) решения проблем; овладением умениями работы с источниками; постановкой эксперимента (организация и проведение опытов).
Преобразовательные задачи - связаны с усвоением умений практического характера, направленных на улучшение состояния объектов окружающего мира.
Задачи самообразования - связаны с усвоением знаний и умений для самостоятельного решения возникающих учебных и других проблем
Творческие задачи - связаны с реализацией потенциала личности обучающегося, необходимого для создания оригинальных результатов проектирования - сочинения, схемы, конструкции, модели.
Организационные задачи - связаны с усвоением умений самоорганизации: грамотной постановки задач, определения методов их решения, планирования собственной работы.
Для выражения задач, как и в случае постановки цели, лучше использовать глаголы:
* изучить литературу по теме и выяснить…;
* определить категории …;
* ознакомиться с методами …;
* создать модель (методику) …;
* провести серию опытов …;
* апробировать модель (методику) …;
* разработать рекомендации …;
* сформулировать …;
* предложить способы решения … и др.
Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы.
Характеристика этапов реализации проекта
Этап | Содержание работы | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
1. Выдвижение идеи проекта (сроки ….) | Предварительное формулирование темы и основных целей выполнения проекта | Обсуждают идею, собирают информацию, выдвигают свои формулировки тем | Разъясняет смысл проектирования, участвует в обсуждении идеи, помогает формулировать тему и цели |
2. Составление письменного плана выполнения проекта (сроки ….) | Определение источников информации, выбор методов выполнения и формы представления отчета, распределение обязанностей между участниками проекта (для группового проекта), составление плана действия | Вырабатывают конкретный план индивидуальных и совместных действий, формулируют задачи | Разъясняет смысл планирования, корректирует планы работы, помогает сформулировать задачи |
3.Выполнение проекта (сроки ….) | Осуществление действий по сбору необходимой информации | Выполняют исследовательскую, информационную, практико- ориентированную работу по проекту, советуются между собой и учителем, накапливают материал | Наблюдает за работой и косвенно руководит (корректирует действия) |
4.Завершение проекта (сроки ….) | Предварительный анализ полученной информации, или оценка созданного объекта | Анализирует информацию, выясняют ее недостатки, оценивают созданный собственным трудом объект | Помогает выполнить анализ, участвует в оценке созданного объекта как рядовой участник |
5. Подготовка отчета по проекту (сроки ….) | Работа по оформлению отчета в соответствии с выбранной формой | Работа над отчетом- читают, считают, анализируют, пишут, составляют литературу, оформляют отчет, готовят выступление | Помогает составлять отчет, корректирует окончательный вариант отчета и выступления |
6. Представление отчета и его оценка (сроки ….) | Определение ценности выполненного проекта | Отчитываются о результатах своей работы, обсуждают, оценивают достоинства и недостатки проекта | Слушает, задает вопросы, оценивает усилия учащихся, креативность и качество использования источников, выступления, проект в целом |
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт! Например, это могут быть сформулированные задачи, вопросы, план действий, список литературы, набор фото, схемы и др. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ: а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.); б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального произведения, компьютерной анимации и др.; в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, диаграммы, мультимедийные продукты и др.
В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты, входят:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
2) подготовленная студентом краткая пояснительная записка к проекту исходного замысла, цели и назначения проекта; краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; список использованных источников.
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы студента в ходе выполнения проекта, в том числе: инициативности и самостоятельности; ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Общим требованием ко всем работам является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается.
Лист оценки результата индивидуального проекта
№ п/п | Критерии | Вариант шкалы оценивания |
Актуальность темы проекта | 3 – 2 – 1 | |
Формулировка цели и задач проекта в соответствии с темой проекта; | 3 – 2 – 1 | |
Выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; | 3 – 2 – 1 | |
Планирование, определение сроков и последовательности выполнения работ | 3 – 2 – 1 | |
Раскрытие темы и идеи проекта через содержание | 3 – 2 – 1 | |
Соответствие текста проекта нормам русского литературного языка; | 3 – 2 – 1 | |
Культура оформления проекта. | 3 – 2 – 1 |
Каждый критерий оценивается по трехбалльной шкале: «3» - показатель представлен полностью, в достаточной мере, «2» - показатель представлен частично, «1» - показатель не представлен Максимальное количество баллов – 21.