Организация питания детей




В А ЗЕБЗЕЕВА

 


ОРГАНИЗАЦИЯ

РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ

Творческий.Центр

 

Москва 2007


УДК 373 ББК 74.104 347

Рецензенты:

д-р пед. наук, профессор СМ. Каргапольцев;

канд. пед. наук, доцент И.И. Усова;

канд. биолог, наук, руководитель МППС ЦРР № 2333 Е.А. Каралашви-ли.

Зебзеева В. А.

347 Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).

ISBN 978-5-89145-024-0

Методическое пособие предназначено для специалистов до­школьных образовательных учреждений. Основной целью пособия является оказание методической помощи воспитателям по орга­низации и планированию режимных процессов в первую и вторую половину дня. Пособие включает вопросы для анализа режимных процессов, содержание работы воспитателя с детьми в разные от­резки времени в разных возрастных группах, алгоритм конспекта и конспекты режимных процессов в ДОУ, приложение.

Пособие адресовано специалистам дошкольных образователь­ных учреждений, а также всем интересующимся вопросами до­школьного образования.

УДК 373 ББК 74.104

Зебзеева Валентина Алексеевна

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ

Редактор С. В. Попова Художник Е.В. Кустарова

Корректоры: Н.Б. Пурганская, Т.Э. Ьалоунова, Л.Б. Успенская

Компьютерная верстка СМ. Гашиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г. Подписано в печать 26.09.07. Формат 60х90'/16.

Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 5,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 8181.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (495) 107-59-15, 656-75-05

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»

^Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».

214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.

ISBN 978-5-89145-024-0 © ООО «ТЦ Сфера*, 2006


Предисловие

Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогиче­ском процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической дея­тельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, спо­собы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения созда­ет необходимые условия для такого взаимодействия.

Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных процессов. Воспитатель дол­жен последовательно, с учетом возрастных особенностей детей фор­мировать культур но-гигиенические навыки, проводить закаливаю­щие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность де­тей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения.

Использование игровых приемов в работе значительно повыша­ет ее качество, однако именно выбор приемов представляет труд­ность, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его интересы, возможности.

Цель пособия — оказание методической помощи воспитателям в группах детей раннего и дошкольного возраста по организации и планированию режимных процессов в первую и во вторую полови­ну дня.

Пособие включает наблюдения, вопросы для анализа режимных процессов, содержание работы воспитателя с детьми в разные от­резки времени в разных возрастных группах, алгоритм конспекта режимных процессов, приложение.

Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также всем, интересующимся вопросами дошколь­ного образования.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РЕЖИМЕ

Под режимом принято понимать научно обоснованный распоря­док жизни, предусматривающий рациональное распределение време­ни и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и со­провождается ритмическими изменениями в деятельности всех внут­ренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.

1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).

2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,одежды, постели.

3. Привлечение детей к посильному участию в режимных про­цессах; поощрение самостоятельности и активности.

4. Формирование культурно-гигиенических навыков.

5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных про­цессов.

6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каж­дого ребенка.

7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное от­ношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.

Режим — это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) долж­ны оставаться неизменными.

При выборе режима учитываются возрастные и индивидуаль­ные особенности ребенка, некоторые состояния (период выздо­ровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, вре­мя года). Переводить из одного режима в другой следует постепен­но, при условии физиологической готовности ребенка к переходу. О необходимости перевода на новый режим могут свидетельствовать изменения в поведении здорового ребенка: медленное засы­пание; укорачивание или отказ от дневного сна; снижение аппети­та; неадекватный ответ, негативное отношение к предложению взрослого.

При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с8до 12чис 16до18чи снижа­ются с 14до 16 ч. В течение недели наибольшая работоспособность приходится на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.

В. Алямовская вводит понятие «гибкий режим», которое можно рассматривать в трех аспектах:

— динамичный режим для детей;

— гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего
обслуживающего персонала;

— разная длительность пребывания детей в группе.

В. Алямовская отмечает следующие варианты гибкого режима.

1. «Подвижное в неподвижном», распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала.

2. Свободное посещение детьми детского сада по желанию роди­телей.

3. «Мне хорошо»^ создание комфортного режима.

4. «Внимание! Опасность!», организация жизни детей в дни ка­рантина, во время других неблагополучных периодов.

5. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни.

6. «Каникулы», организация жизни детей в определенные времен­ные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов».

7. «Гибкий график работы сотрудников и администрации».

Организация сна детей

При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Дли­тельное недосыпание может привести к невротическим расстрой­ствам.

Исследование показало, что полное торможение наступает толь­ко во 2-й, а то и в 3-й периоды сна. Вот почему необходимо обере­гать сон детей на всем его протяжении.

В зависимости от индивидуальных особенностей сон некоторых легко возбудимых детей остается неглубоким и в старшем возрасте. Необходимо посидеть около такого ребенка, правильно подобрать одежду для сна, создать спокойную обстановку.

При организации сна учитываются следующие правила.

1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.

2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здо­ровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.

3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.

4. Для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.

Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5— 10 мин полежать, но не задерживать их в постели.

Организация питания детей

Важнейшим условием является соблюдение гигиенических тре­бований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Млад­ший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специаль­ную одежду, проветрить помещение, удобно расставить столы в соответствии с ростом детей.

Учитывают и уровень самостоятельности детей. Сочетают работу дежурных и каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные.

Воспитатель усаживает детей за стол так, чтобы сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно.

Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать.

В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может при­вести к стойкой негативной реакции, которая станет привычной. Нужно создавать условия, при которых появится желание есть.

Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять вни­мание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также серви­ровке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи, поиграть перед обедом в спокойные игры.

Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети 3— 4-х лет испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. От того, как сложатся отно­шения ребенка с окружающими взрослыми, во многом зависит культура его взаимоотношений с более широким кругом людей. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.

 

Прогулка

В режиме дня выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулка, как правило, включает: на­блюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу по развитию фи­зических качеств. Зимой рекомендуются прогулки при температуре не ниже -15 "С (младший возраст) и не ниже -22 °С (старший дошкольный возраст).

Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на про­гулку следует организовывать подгруппами, а продолжительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоя­нием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно оде­ваться, в определенной последовательности.

В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий из­меняется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содер­жательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: