В А ЗЕБЗЕЕВА
ОРГАНИЗАЦИЯ
РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ
Творческий.Центр
Москва 2007
УДК 373 ББК 74.104 347
Рецензенты:
д-р пед. наук, профессор СМ. Каргапольцев;
канд. пед. наук, доцент И.И. Усова;
канд. биолог, наук, руководитель МППС ЦРР № 2333 Е.А. Каралашви-ли.
Зебзеева В. А.
347 Организация режимных процессов в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 80 с. — (Библиотека руководителя ДОУ).
ISBN 978-5-89145-024-0
Методическое пособие предназначено для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Основной целью пособия является оказание методической помощи воспитателям по организации и планированию режимных процессов в первую и вторую половину дня. Пособие включает вопросы для анализа режимных процессов, содержание работы воспитателя с детьми в разные отрезки времени в разных возрастных группах, алгоритм конспекта и конспекты режимных процессов в ДОУ, приложение.
Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также всем интересующимся вопросами дошкольного образования.
УДК 373 ББК 74.104
Зебзеева Валентина Алексеевна
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОУ
Редактор С. В. Попова Художник Е.В. Кустарова
Корректоры: Н.Б. Пурганская, Т.Э. Ьалоунова, Л.Б. Успенская
Компьютерная верстка СМ. Гашиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.004679.06.06 от 02.06.2006 г. Подписано в печать 26.09.07. Формат 60х90'/16.
Гарнитура «Тайме». Усл. п. л. 5,0. Доп. тираж 5000 экз. Заказ № 8181.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (495) 107-59-15, 656-75-05
Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО ордена «Знак Почета»
^Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова».
|
214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2.
ISBN 978-5-89145-024-0 © ООО «ТЦ Сфера*, 2006
Предисловие
Реализация личностно-ориентированного подхода в педагогическом процессе предъявляет особые требования к специалистам ДОУ. Педагог и ребенок выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослый определяет содержание, задачи, способы их реализации, а ребенок творит себя и свою природу, свой мир. Воспитатель дошкольного образовательного учреждения создает необходимые условия для такого взаимодействия.
Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация и планирование режимных процессов. Воспитатель должен последовательно, с учетом возрастных особенностей детей формировать культур но-гигиенические навыки, проводить закаливающие процедуры, организовывать самостоятельную деятельность детей, выбирать оптимальные формы и методы работы, стиль общения.
Использование игровых приемов в работе значительно повышает ее качество, однако именно выбор приемов представляет трудность, так как необходимо ориентироваться на личность ребенка, учитывать его интересы, возможности.
Цель пособия — оказание методической помощи воспитателям в группах детей раннего и дошкольного возраста по организации и планированию режимных процессов в первую и во вторую половину дня.
Пособие включает наблюдения, вопросы для анализа режимных процессов, содержание работы воспитателя с детьми в разные отрезки времени в разных возрастных группах, алгоритм конспекта режимных процессов, приложение.
|
Пособие адресовано специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также всем, интересующимся вопросами дошкольного образования.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ
ЧТО НАДО ЗНАТЬ О РЕЖИМЕ
Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
У ребенка, приученного к распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую работу, поэтому она не вызывает утомления.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил.
1. Полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, питании).
2. Тщательный гигиенический уход, обеспечение чистоты тела,одежды, постели.
3. Привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности.
4. Формирование культурно-гигиенических навыков.
5. Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
6. Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
7. Спокойный и доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку, устранение долгих ожиданий, так как аппетит и сон малышей прямо зависят от состояния их нервной системы.
Режим — это гибкая и динамичная конструкция, но при этом основные его компоненты (дневной сон, бодрствование, интервалы между приемами пищи, ночной сон, общее время прогулок) должны оставаться неизменными.
|
При выборе режима учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка, некоторые состояния (период выздоровления после болезни, адаптации к детскому учреждению, время года). Переводить из одного режима в другой следует постепенно, при условии физиологической готовности ребенка к переходу. О необходимости перевода на новый режим могут свидетельствовать изменения в поведении здорового ребенка: медленное засыпание; укорачивание или отказ от дневного сна; снижение аппетита; неадекватный ответ, негативное отношение к предложению взрослого.
При выборе режима воспитатель учитывает, что активность и работоспособность повышаются с8до 12чис 16до18чи снижаются с 14до 16 ч. В течение недели наибольшая работоспособность приходится на вторник и среду, а с четверга уменьшается, достигая самого низкого уровня в пятницу и субботу.
В. Алямовская вводит понятие «гибкий режим», которое можно рассматривать в трех аспектах:
— динамичный режим для детей;
— гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего
обслуживающего персонала;
— разная длительность пребывания детей в группе.
В. Алямовская отмечает следующие варианты гибкого режима.
1. «Подвижное в неподвижном», распределение деятельности детей в зависимости от решаемых задач, погодных условий, объема и сложности предлагаемого детям обучающего материала.
2. Свободное посещение детьми детского сада по желанию родителей.
3. «Мне хорошо»^ создание комфортного режима.
4. «Внимание! Опасность!», организация жизни детей в дни карантина, во время других неблагополучных периодов.
5. «Мы одни», организация жизни детей в группе в отсутствие, например, няни.
6. «Каникулы», организация жизни детей в определенные временные периоды, способствующая снятию накопившейся усталости и предупреждению «энергетических кризисов».
7. «Гибкий график работы сотрудников и администрации».
Организация сна детей
При недостатке сна 1,5 ч в сутки выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Длительное недосыпание может привести к невротическим расстройствам.
Исследование показало, что полное торможение наступает только во 2-й, а то и в 3-й периоды сна. Вот почему необходимо оберегать сон детей на всем его протяжении.
В зависимости от индивидуальных особенностей сон некоторых легко возбудимых детей остается неглубоким и в старшем возрасте. Необходимо посидеть около такого ребенка, правильно подобрать одежду для сна, создать спокойную обстановку.
При организации сна учитываются следующие правила.
1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.
2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3—5 градусов.
4. Для быстрого засыпания детей используют элементы рефлексотерапии и аутогенной тренировки.
Необходимо правильно разбудить детей; дать возможность 5— 10 мин полежать, но не задерживать их в постели.
Организация питания детей
Важнейшим условием является соблюдение гигиенических требований. Столы необходимо промыть горячей водой с мылом. Младший воспитатель обязан тщательно вымыть руки, надеть специальную одежду, проветрить помещение, удобно расставить столы в соответствии с ростом детей.
Учитывают и уровень самостоятельности детей. Сочетают работу дежурных и каждого ребенка: дети сами могут убирать за собой тарелки, а салфетки собирают дежурные.
Воспитатель усаживает детей за стол так, чтобы сначала сели часто болеющие и те, кто плохо и медленно ест. Важно, чтобы дети могли видеть друг друга. Выходить из-за стола нужно постепенно.
Если ребенок отказывается от пищи, не следует его заставлять. Гораздо важнее знать причины, побуждающие его так поступать.
В неблагоприятной обстановке раздражители тормозят деятельность коры головного мозга, а если ребенка принуждают принимать пищу, корковые торможения усиливаются. Поэтому за столом не следует торопить детей, кормить насильно или уговаривать. Это может привести к стойкой негативной реакции, которая станет привычной. Нужно создавать условия, при которых появится желание есть.
Для поддержания хорошего аппетита у детей следует уделять внимание оформлению, вкусу, аромату готовых блюд, а также сервировке стола. Все это должно вызывать у детей желание сесть за стол. Необходимо создать спокойную обстановку во время приема пищи, поиграть перед обедом в спокойные игры.
Огромное значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Дети 3— 4-х лет испытывают потребность в личном контакте со взрослыми, подражают им в действиях. От того, как сложатся отношения ребенка с окружающими взрослыми, во многом зависит культура его взаимоотношений с более широким кругом людей. Исходя из этого предъявляются высокие требования к культуре каждого сотрудника дошкольного учреждения.
Прогулка
В режиме дня выделяется достаточное время для пребывания детей на свежем воздухе. Прогулка, как правило, включает: наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную игровую деятельность, индивидуальную работу по развитию физических качеств. Зимой рекомендуются прогулки при температуре не ниже -15 "С (младший возраст) и не ниже -22 °С (старший дошкольный возраст).
Чтобы дети не перегревались и не простужались, выход на прогулку следует организовывать подгруппами, а продолжительность регулировать индивидуально, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями. Детей учат правильно одеваться, в определенной последовательности.
В зависимости от предыдущего занятия и погодных условий изменяется и последовательность разных видов деятельности детей на прогулке. Так, если в холодное время дети находились на занятии, требующем больших умственных усилий, усидчивости, на прогулке необходимо вначале провести подвижные игры, пробежки, а затем перейти к наблюдениям. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, то начинать надо с наблюдений, спокойных игр. Любая прогулка должна быть наполнена разнообразной содержательной деятельностью. Не следует сдерживать ребенка. Чередуйте движения и разнообразьте их.