Формирование культурно-гигиенических навыков




В режимных процессах у детей формируются навыки личной и общественной гигиены, правильного поведения в быту, в обще­ственных местах, соблюдения общепринятых норм, этикета.

Т. Богина, Л. Ионова, Н. Терехова выделяют следующие виды культурно-гигиенических навыков.

Умывание: засучить рукава; намылить руки до образования пены; набрать в ладони нужное количество воды; вымыть лицо двумя руками; мыть руки до локтя с мылом; мыть шею и уши; обмыть руки; насухо вытереть руки; пользоваться личным полотенцем; не стряхивать воду с рук.

Чистка зубов; набирать зубной порошок на щетку; правильно чистить зубы щеткой; полоскать рот.

Причесывание: причесать волосы, если они растрепались; расче­сать волосы и заплести косы; следить за аккуратностью головы.

Одевание: быть опрятным; вешать одежду на спинку стула и скла­дывать на сиденье колготки; завязывать шнурки ботинок на банти­ки; завязывать и развязывать тесемки у зимней шапки; застегивать и расстегивать пуговицы на нижней и верхней одежде; зашнуровы­вать и расшнуровывать ботинки; надевать и снимать одежду; обу­ваться; самостоятельно или с помощью взрослых устранять непо­ладки в одежде; складывать одежду лицевой стороной; соблюдать рациональную последовательность при одевании и раздевании.

Чистка и мытье обуви; очищать обувь от грязи по возвращении с улицы в помещение; протирать загрязнившуюся обувь влажной тряп­кой; мыть обувь, не заливая воду внутрь; намазывать ботинки гута­лином; начищать ботинки до блеска щеткой.

Уход за верхней одеждой: счищать пыль с верхней одежды платя­ной щеткой; следить за чистотой и привлекательностью одежды.

Уборка постели: стелить постель перед сном; складывать покры­вало; расправлять простыни после сна; стряхивать простыни; скла­дывать одеяло пополам; прибирать постель после сна.

Прием пищи: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб и накладывать еду в тарелку столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно си­деть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым но­жом; тщательно пережевывать пищу.

Питье: ополаскивать стакан перед использованием; наливать воды в стакан сколько выпьешь; пить, не обливаясь.

В туалете: пользоваться туалетной бумагой; мыть руки после туалета.

Содержание носа в чистоте: своевременно пользоваться носо­вым платком.

Перемена одежды с учетом погоды: одеваться теплее при похоло­дании; покрывать голову при солнечных лучах; поднимать ворот­ник при ветре; снимать лишнюю одежду на жаре.

Содержание личных вещей в порядке: всегда убирать за собой; бережно обращаться с каждой вещью; класть вещи на место; разме­щать их удобно для пользования и приятно для глаз.

Переход навыка в привычку достигается систематическим по­вторением в одинаковых или сходных условиях. Если, например, ребенка научили аккуратно складывать кубики в коробку или ящик и требуют делать это всякий раз после игры, то постепенно у него закрепится привычка, и он станет складывать кубики без напоми­нания взрослых.

Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослых, а также в поощрении, похвале, одобрении.

Вежливость, доброжелательность, размеренная спокойная речь воспитателя, опрятный внешний вид, порядок в группе — все это имеет большое значение в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ

В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Игровые приемы

В первую половину дня в работе с детьми младшего дошкольно­го возраста широко используются игровые приемы. Общаясь, вос­питатель не только привлекает внимание детей, но и воспитывает культуру поведения, формирует гигиенические навыки.

• Сегодня к нам пришел в гости Мишка. «Здравствуй, Миша! Здравствуй! Да, Миша, когда кто-нибудь приходит, дети всегда говорят: «Здравствуйте!» Мишка тоже будет учиться, говорить всем
«здравствуйте». А мы поможем ему. «Здравствуй, Оля!» «Здравствуйте, Светлана Ивановна!»

• Кукла Маша сегодня очень красивая. Вы заметили? Что ее укра­шает? Чистое платье, красивый бантик, нарядный фартучек. А еще у Маши чистые ручки и лицо.

• Мишка-Топтыжка принес интересные картинки. Кто скажет, что это? Давайте их рассмотрим. Мыло, полотенце, зубная щетка. Для чего нужны эти предметы? Мишка-Топтыжка не знает. А вы,
дети, знаете?

• Зайчонка пригласила в гости кукла Маша, а он и не знает, как вести себя в гостях.

Мотивы общения с детьми просты: и понятны: «Научите меня, пожалуйста», «Расскажите, где вы были, что видели?» Детей осо­бенно привлекает возможность оказать помощь любимым героям.

Следует создать условия для самостоятельной деятельности детей.

На столах до прихода детей разложить:

— разнообразные конструкторы: «Лего», «Фантазия», «Механик», строительные наборы;

— разрезные картинки из 6—8 частей (плоскостные и на кубиках);

— матрешки, пирамидки, вкладыши, мелкую и крупную мозаику;

— настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Цветы», «Подбери и назови», «Составь из фигур», «Сложи из палочек», «Подбери пару», «Сказки», «Найди такой же», «Соберем урожай»;

— книжки рассказов в картинках.

Для вовлечения детей в игру используют проблемные ситуации: наш Мишутка поранил лапу; у Мишутки разболелось горло; найдем друга Мишутке; Мишутка проголодался; успокоим и согреем Ми-шутку; поможем Мишутке найти маму.

В утреннее время дети ухаживают за обитателями уголка приро­ды: поливают растения, протирают листья.

Основной задачей остается формирование культурно-гигиени­ческих навыков у детей. Можно продолжить работу с выбранным персонажем, игрушкой.

Работе по формированию навыков культуры поведения поможет сказка.

Сказка «Три медведя» на новый лад — о том, как Маша учила Медвежонка правилам поведения. «Заблудилась Машенька в лесу. Видит дом стоит, а в нем живут медведи. Только вошла Маша в дом, Михаил Иванович увидел ее и заревел: «А-а, давно тебя ждем, помоги Мишутку научить правилам поведения за столом». Мишутка облизывает за столом лапы, Маша учит его, как пользоваться сал­феткой, что надо говорить после еды.

Общаясь с детьми старшего возраста, воспитатель проводит ин­дивидуальные беседы:

— что означают ваши имена? Как вас будут называть, когда станете взрослыми?

— почему людей надо приветствовать при встрече. Что означает слово «здравствуйте»?

— как стать красивым;

— моя одежда, мой костюм;

— моя комната, мои игрушки.

Для закрепления норм поведения можно провести игру «Кто знает больше приветствий». Формированию культуры поведения, навыков доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми будут способствовать:

— чтение рассказов Валентины Осеевой: «Три сына», «Волшеб­ное слово»;

— рассматривание картин, слайдов из серии «Воспитание куль­туры поведения»;

— обыгрывание проблемных ситуаций;

— копилка добрых дел и поступков;

— обсуждение пословиц;

— загадывание загадок.

Стихи помогут поддержать интерес детей к внешнему виду, вы­зовут желание быть аккуратным, устранять неполадки в одежде.

Воспитатель с детьми, рассматривая предметы, необходимые для умывания, ухода за внешним видом, одеждой, объясняют их на­значение, загадывают загадки про них.

Для поддержания хорошего настроения у детей, создания поло­жительного отношения ко всему происходящему в группе проведи­те игры:

— поговорим по телефону;

— кто больше знает вежливых (добрых, ласковых) слов;

— волшебное слово;

— кто лучше знает правила поведения на улице и в обществен­ных местах.

Используйте чтение художественных произведений, например «Что такое хорошо, что такое плохо», беседуйте на нравственные темы, разговаривайте о поведении детей в магазине, в театре, на улице, в общественных местах.

Для закрепления навыков в старшем дошкольном возрасте про­ведите конкурсы:

— Чистюль;

— Мойдодыра;

— между мальчиками и девочками.

Рассмотрите с детьми образец сервировки стола. Спросите, ка­кие блюда готовит мама, что ребенок любит больше всего. Проведи­те занятия: «Как сервировать стол», «Как правильно, пользоваться ножом». Хорошо, если показ осуществляет сам ребенок.

Утренняя гимнастика

Особое внимание необходимо уделить подготовке к утренней гимна­стике. Мотив: сильным хочешь быть и смелым? По утрам зарядку делай!

Побеседуйте с детьми на темы: «Как стать сильным и здоро­вым?», «Зачем надо заниматься спортом?» По окончании зарядки скажите: «Здоровье в порядке? Спасибо зарядке!»

Завтрак

Перед завтраком проверьте последовательности операций во вре­мя умывания.

Используйте стихи, потешки, образное слово: «Ладошки друг о друга трутся, друг друга обнимают, правой моем левую ладошку, левой — правую».

Следите за аккуратностью в процессе умывания. Проведите со­ревнования: «Самые чистые руки», «Самый аккуратный ребенок». Особое внимание уделяйте приемам самоконтроля и самооценки деятельности детей.

Дети младшего дошкольного возраста любят помогать накрывать на стол. Спросите у дежурных: «Как правильно раскладывать лож­ки», «Как сервировать стол». Обязательно расскажите о вкусной и здоровой пище. Вместе с детьми дайте оценку деятельности дежур­ных. Оцените эстетичность оформления столов.

Не забудьте ознакомить детей с меню.

• Мишка хочет знать, что сегодня на завтрак.

• Кукла Катя рассказывает о том, как кашка помогла ей вырасти.

• Мишка рассматривает столы и восхищается, как красиво они
сервированы.

Во время завтрака привлекайте внимание детей к пище. Организуйте конкурс на самую чистую тарелку, самый аккурат­ный стол.

Подготовка к занятию

Перед занятием уберите игрушки. Для переключения внимания детей на другой вид деятельности используйте игрушку.

• Мишка приглашает к себе в лес, в гости. Надо подготовить машину, расставить стульчики, посадить в машину игрушки. Они будут показывать путь.

• Игра «Поставь игрушку на место». У каждой игрушки есть свой
домик. Поставьте игрушки в домики.

Как оценку деятельности детей используйте похвалу Мишки. Оценка детей младшего возраста может быть только положительной. После занятия организуйте игры по желанию детей.

Прогулка

Создайте интерес к прогулке с помощью игровых приемов, ин­дивидуальных бесед. Игровая ситуация: Мишка потерял свою бер­логу, найти можно только с помощью волшебного клубочка; пока­жем Мишке наш участок.

Игровой материал для прогулки готовится заранее. Можно вмес­те с Мишкой подготовить игрушки. Для закрепления последова­тельности одевания используют приемы: «Волшебные часы» (после­довательность одевания в рисунках); «Поможем Мишке одеться»; игру «Найди следующую картинку».

Планируйте подвижные игры: 2—3 игры большой подвижности («Лошадки», «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору», «Зайцы скок, скок»), 2—3 игры малой и средней подвижности. Не­обходимо предусмотреть и игры на выбор детей.

Если дети трудятся на участке, уделите внимание мотивации их деятельности, помогите распределить обязанности, подготовить обо­рудование и убрать его после работы, дайте оценку деятельности детей. В теплое время года можно заниматься изобразительной деятельностью, развитием речи, математическим развитием, теат­рализацией.

По возвращении с прогулки учите детей самостоятельно и по­следовательно раздеваться. Приемы: «Волшебные часы», «Лесенка», «Найди следующую картинку», «Поможем Мишке раздеться».

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПЛАНИРОВАНИЮ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: