Организационно-правовые формы предпринимательства в здравоохранении




Предпринимательская деятельность в здравоохранении.

1.Общие положения

2. Организационно-правовые формы предпринимательства в здравоохранении

3. Планирование предпринимательской деятельности в организациях здравоохранения (бизнес-планирование)

4. Налогообложение предпринимательской деятельности организаций здравоохранения

5. Платные услуги в здравоохранении и их ценообразование

6. Аренда и лизинг в здравоохранении

7. Финансовый контроль предпринимательской деятельности организаций здравоохранения.

8. Цена денег. Валютный курс.

 

Общие положения

Помимо средств бюджета и ОМС руководители организаций здравоохранения могут привлечь к финансированию своих учреждений иные источники: средства предприятий и населения за услуги, средства от аренды основных фондов, гранты и др. Привлечение всех этих источников, как правило, является инициативным делом руководителя.

Все внебюджетные средства учреждений, согласно правилам бухгалтерского учета, можно условно разделить на три группы:

· целевые (средства, предназначенные для финансирования определенных мероприятий целевого назначения. К целевым средствам обычно относят гранты, средства, полученные от спонсоров, от отраслевых и межотраслевых фондов специального назначения);

· от приносящей доходы деятельности (средства от сдачи имущества в аренду, проценты банка по депозитным счетам и т.д.);

· от предпринимательской деятельности (доходы от платных медицинских услуг, дополнительные сервисные услуги, гостиничные услуги и др.).

Каждый из видов деятельности, каждый из этих источников имеет свой правовой статус, правила учета, расходования, налогообложения и т.п. Поэтому очень важно понимать, к какой из перечисленных выше групп относятся средства, дополнительно полученные организацией здравоохранения.

В общепринятом смысле предпринимательской (бизнесом) является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Применительно к здравоохранению оно нуждается в уточнении и дополнении. Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг или финансирующих их лечение лиц и организаций.

Продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (любое изделие медицинского назначения – искусственная почка, набор хирургических инструментов, лекарство), так и услуга (диагностическая, лечебно-профилактическая, консультационная).

В условиях рыночной экономики предпринимательство в здравоохранении выполняет следующие основные функции:

· общеэкономическую, проявляющуюся в участии организаций здравоохранения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей населения в дополнительных товарах и услугах медицинского назначения;

· ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и не воспроизводимых ресурсов;

· инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном медико-технологическом развитии организаций здравоохранения, в том числе за счет средств предпринимателей;

· социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан.

В известном смысле медицинскому предпринимательству свойственна также и политическая функция. Активными выразителями политической воли предпринимателей, действующих на рынке товаров и услуг медицинского назначения, могут быть, в частности, профессиональные ассоциации врачей и фармацевтов.

Основные классификационные признака медицинского предпринимательства:

· форма собственности на имущество, используемое в предпринимательской деятельности;

· вид продукта предпринимательской деятельности;

· численность работников и объем деятельности;

· научно-технический уровень и качество работы;

· темпы роста и прибыльность.

В зависимости от формы собственности различают государственное (оказание медицинских услуг государственными организациями на коммерческой основе), частное и смешанное предпринимательство.

Предпринимательство в системе здравоохранения – это не только производственное (ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг, изготовление лекарственных средств, медико-производственного оборудования, инструментов), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.

Торговое предпринимательство в сфере здравоохранения – это купля-продажа товаров и услуг медицинского назначения. При осуществлении любой торговой операции неизбежны разного рода расходы: на поиск и покупку товаров (у их производителя или у другого продавца), доставку товаров в торговую точку или непосредственно покупателю, обеспечение сохранности товаров в период их транспортировки и хранения, продажу товаров (включая оплату услуг возможных посредников), а в ряде случаев – и на послепродажное (гарантийное) обслуживание покупателей. В последнее время многие государственные (муниципальные) организации здравоохранения создают собственные подразделения, занимающиеся торговым предпринимательством.

Финансовое предпринимательство, которое в силу его особой значимости для рыночной экономики выделяют обычно в самостоятельный вид, является по сути одним из видов торгового предпринимательства. Организации здравоохранения, непосредственно вкладывающие свои средства в финансово-кредитные учреждения (банки, фондовые биржи и т.д.), становятся субъектами финансового предпринимательства, получая определенную прибыль (дивиденды, проценты по депозитным счетам и т.д.), которая в дальнейшем идет на развитие основного производства.

Страховое предпринимательство – это продажа особой услуги – страховой защиты. Заключая договор страхования, предприниматель-страховщик обязуется при определенных условиях, зафиксированных в договоре страхования полностью или частично компенсировать застрахованному лицу потери, которые тот может понести в течение срока действия договора. За это страховщик взимает со страхователя определенную страховую плату.

Наиболее распространенными являются следующие виды страхования: жизни, здоровья (медицинское страхование) имущества, страхование профессионального риска и ответственности и т д.

Основу посреднического предпринимательства составляют купля-продажа коммерческой информации и оказание иных услуг, способствующих осуществлению всех видов предпринимательской деятельности в здравоохранении. Посредниками являются маклеры и дилеры. А инструментом служат рекламные и другие маркетинговые механизмы. Главный фактор посреднического предпринимательства – информация, причем самая разнообразная. Примером посреднического предпринимательства является продажа информации о наличии тех или иных медицинских препаратов, изделий медицинского назначения, медицинского оборудования.

С развитием рыночных отношений в здравоохранении, возрастает потребность в интеллектуальном посредничестве. Особенно велика роль посредников в подготовке и реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, в том числе международных. Сами участники этих проектов в силу разных причин, обусловленных как конкуренцией, так и законодательными ограничениями, не могут (или не хотят) проявлять связанную с ними активность и возлагают эту обязанность за определенную плату на квалифицированных посредников. Обычно такими квалифицированными посредниками выступают консалтинговые компании (фирмы).

Консалтинг – профессиональная консультативная помощь руководителям организаций (предприятий), предпринимаемая в решении проблем, возникающих в процессе осуществления их деятельности. Консалтинговые фирмы предоставляют услуги по исследованию и прогнозированию рынка, по разработке технико-экономических обоснований проектов, проведению маркетинговых исследований и др. Как правило, консалтинг (консалтинговая помощь) осуществляется на платной основе в виде рекомендаций, совместных решений, проектов.

 

 

Организационно-правовые формы предпринимательства в здравоохранении

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных признаков, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом.

Имущественные признаки отражают то, на какой форме собственности или на базе какого вещественного права действует предприниматель: мы имеем дело с государственной, муниципальной или частной формой собственности.

Организационные признаки выражаются в управлении организацией здравоохранения. Так, в государственных и муниципальных организациях здравоохранения управляющим является принятый по контракту руководитель. В организациях частной формы собственности руководство осуществляется правлением или другим специально сформированным в соответствии с законодательством и уставом органом управления.

Действующее законодательство различает следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности:

· хозяйственные товарищества (полные и командитные);

· хозяйственные общества (с ограниченной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные);

· производственные кооперативы;

· государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Перечисленные организации по законодательству РФ являются коммерческими. Помимо коммерческих, действующим законодательством предусмотрена возможность создания некоммерческих организаций здравоохранения. Некоммерческие организации действуют для достижения социальных, благотворительных, образовательных, научных и управленческих целей в области охраны здоровья. В этом случае, если законом и уставом некоммерческой организации предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, соответствующей целям, ради которых эта организация создана, прибыль от такой деятельности не распределяется между ее участниками, а направляется на достижение уставных целей.

К некоммерческим организациям относятся и организации здравоохранения государственной и муниципальной форм собственности. Основными видами предпринимательской деятельности организаций здравоохранения являются:

· оказание (реализация) платных услуг;

· реализация и использование имущественно-материальных ценностей;

· сдача в аренду и субаренду имущества;

· финансовые вложения в депозиты, ценные бумаги;

· участие в финансовом и ином лизинге;

· добровольное медицинское страхование.

 

 

3. Планирование предпринимательской деятельности в организациях здравоохранения (бизнес-планирование)

 

Методика бизнес-планирования – это формализованная совокупность специальных правил и приемов (одного или нескольких методов) разработки конкретных бизнес-планов.

Методика бизнес-планирования предусматривает последовательную реализацию следующих этапов:

· краткая характеристика организации здравоохранения (организационно-правовой статус, перечень видов деятельности);

· производственный план (основная медицинская деятельность, перспективы развития);

· план маркетинга (анализ сегментов рынка, выбор целевого рынка, позиционирование на рынке, изучение конкурентов, медицинских товаров и услуг, общественного мнения, реклама и др.);

· организационный план (схема управления, кадры учреждения);

· финансовый план (стратегия доходов и расходов);

· резюме или оценка эффективности (выбор количественных критериев эффективности деятельности, пути их достижения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: