Гармонические сочетания родственных цветов




К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цве­та, включая один из главных цветов, их образующих. Главные цвета, располо­женные рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как Родственный. Таким образом, родственные цвета объединяет между собой нали­чие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов.

В цветовом круге (а точнее — в системе цветовых кругов) имеются четыре группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые. Если воспользоваться обозначениями цветов, принятыми на рис. ^5, то группу желто-красных цветов составят цвета 1—6 или 2—7, группу желто-зеленых цветов — цвета 1, 20—24 или 19—24 и т. д.

Существующее мнение, причем достаточно распространенное, что любые два цвета, которые в цветовом круге расположены рядом или близко отстоят один от другого, являются родственными, ошибочно. В этом нетрудно убедить­ся, сравнив две пары цветов: 4—6 и 6—8 (см. рис. 44 и 45). Если оба цвета в первой паре образуют два главных цвета — желтый и красный, взятые в раз­ных соотношениях, то в цвета второй пары входит красный цвет и примерно 17% в одном случае желтого и в другом синего цвета (желтый и синий цве­та являются контрастными). Естественно, ощущения, которые вызывают цвета обеих пар, не могут быть одинаковыми; цвета 6 и 8 родственными не являются.

Гармония родственных цветов основывается на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов.

На рис. 47—50 показаны эскизы, основанные на гармонических сочетаниях родственных цветов (соответственно желто-красных, желто-зеленых, сине-зеленых и сине-красных). Нетрудно убедиться, что представленные сочета­ния четырех групп родственных цветов вызывают у нас весьма различные ощу­щения. В то же время есть нечто общее, что их объединяет: речь идет о нали­чии в них примесей двух главных цветов, расположенных в цветовом круге рядом.

Родственные сочетания цветов — это сравнительно сдержанная уравнове­шенная спокойная колористическая гамма, особенно когда они не содержат резких светлотных противопоставлений. Гармония родственных цветов основа­на на похожести цветовых тонов, на легком их противопоставлении (опять же по цветовому тону).

Самый элементарный анализ цветов, представленных в системе цветовых кругов, достаточно убедительно говорит о том, что отличие этих цветов один от другого обосновывается не столько разницей цветовых тонов, сколько наличи­ем в них примесей белого или черного цвета. Естественно, введение в соче­тание родственных цветов даже в незначительном количестве указанных при­месей способствует гармонизации цветов, усилению их эмоциональной вырази­тельности.

Шугаев под цветовой гармонией подразумевал цветовое равновесие. Но что такое цветовое равновесие (к примеру двух цветов)? Это такое соотношение, такие качества обоих цветов, при которых они не кажутся чуждыми один дру­гому. Речь идет по сути дела не о равновесии двух главных цветов в сочета­емых цветах, а о зрительном равновесии одного из главных цветов, входящих в состав двух сопоставляемых цветов. Ведь уравновесить сразу два главных цве­та в двух разных родственных цветах, расположенных в цветовом круге, прак­тически нельзя. Уравновесить же один из главных цветов можно лишь при условии изменения (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором главно­го содержится больше. Таким образом, гармонизация, уравновешенность соче­таемых цветов неизбежно связана с изменением их насыщенности, а следова­тельно, чаще всего с изменением их светлотных отношений.

Рассмотрим для примера, как можно гармонизировать три родственных Цвета: чистый желтый 1, оранжевый 3 и оранжево-красный 4 (см. рис. 45). Количество желтого и красного в каждом цвете различно. Поэтому, чтобы до­стичь гармонии указанных цветов, необходимо уравновесить хотя бы один из составляющих их цветов, например желтый. Делается это следующим образом: разбеливают чистый желтый цвет 1 и тем самым уменьшают количество желтого компонента в нем; оранжевый цвет 3 разбеливают в меньшей степе­ни, уменьшая в нем одновременно количество и желтого и красного; наконец, оранжево-красный цвет 4 оставляют неизменным. В результате количество жел­того (чистого) в трех цветах становится примерно одинаковым. Эту же задачу можно решить добавлением к двум цветам разного количества черного цвета.

Конечно, здесь речь идет не о точно взвешенных пропорциях главных цве­тов в их сочетаниях, а о приблизительном, кажущемся равновесии цветов.

Анализируя систему из пяти цветовых кругов (см. рис. 44), можно заметить, что родственные цвета главного цветового круга значительно менее всего согла­суются один с другим в колористическом отношении (по сравнению с анало­гичными родственными цветами в других кругах, несколько разбеленными или затемненными). Не случайно в искусстве орнаментации тканей сочетания род­ственных цветов одинаковой (и тем более сильной) насыщенности — явление сравнительно редкое. Орнаментальные композиции, построенные по этому принципу, хотя и смотрятся броско, но обычно характеризуются некоторой гру­бостью колорита. Чаще в практике приходится встречаться с затемненными или несколько высветленными пастельными насыщенностями родственных цветов.

Важно отметить и другое достаточно распространенное явление в сочетани­ях родственных цветов: с гармониями родственных цветов наиболее совместим активный светлотный контраст.

Таким образом, равнонасыщенные цветовые тона одинаковой светлости не могут образовывать тонких цветовых сочетаний. Но достаточно к двум из трех сочетаемых цветов добавить некоторое количество черного или белого цвета, и сочетание сразу становится убедительнее, цвета начинают гармонично соеди­няться один с другим, подчеркивая и акцентируя внимание на третьем, самом насыщенном цвете.

Многочисленные примеры из практики свидетельствуют о том, что гармо­нии родственных цветов возникают не только при условии, когда количество главного цвета в сочетаемых компонентах одинаково. Можно поэтому предпо­ложить, что обеспечение равных количеств одного из главных цветов отнюдь не является обязательным условием.

Существуют, наверно, иные отношения количеств главного цвета в сочетае­мых компонентах (1:2, 2:3, 2:4 и т. д.).

Кроме того, важнейшим условием гармонизации цветов в орнаментальных композициях являются пропорции площадей, занимаемых сочетаемыми цвета­ми, форма этих площадей.

В творческих поисках гармонических сочетаний родственных цветов рас­смотренными выше правилами следует пользоваться не догматически, а сво­бодно, творчески.

Изображенная на рис. 44 система цветовых кругов позволяет выбрать цве­та для будущего гармонического сочетания (например, один цвет берется из главного круга, другой из круга / и третий из круга V). Более точная гармо­низация выбранных цветов осуществляется путем добавления или уменьшения примесей белого и черного в выбранных цветах с одновременным изменением их количества по площади.

...





Читайте также:
Жанры народного творчества: Эпохи, люди, их культуры неповторимы. Каждая из них имеет...
Книжный и разговорный стили речи, их краткая характеристика: В русском языке существует пять основных...
Опасности нашей повседневной жизни: Опасность — возможность возникновения обстоятельств, при которых...
Зачем изучать экономику?: Большинство людей работают, чтобы заработать себе на жизнь...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.