При одинаковой объективной удаленности различно окрашенных поверхностей одни из них могут казаться помещёнными дальше, другие - ближе. Цвета, кажущиеся расположенными ближе своего фактического местонахождения, называются выступающими, а цвета, кажущиеся расположенными дальше своего местонахождения - отступающими.
Существует определенная зависимость явления «выступающих - отступающих» цветов от характера цветового тона. Выступающие цвета на белом или светло-сером фоне располагаются в следующей последовательности: красный, желтый, зелёный, синий, белый (каждый предыдущий цвет «выступает» относительно последующего). На черном фоне ряд «желтый – красный - синий» выглядит уходящим в глубину.
Светлота - один из основных факторов, влияющих на явление «выступание - отступание». Светлые хроматические цвета кажутся лежащими ближе хроматических темных. Если синий и красный одинаковой светлоты находятся на черном основании, то синий воспринимается как уходящий в глубину, а красный выходит вперед. Если синий высветлить, то он окажется на одной глубине с красным. При значительном высветлении голубой может выйти вперед в сравнении с красным.
Всякий хроматический цвет, однако, выступает относительно ахроматического, невзирая на его светлоту. Ахроматические цвета выглядят расположенными в одной плоскости.
Если тёплые и холодные цвета имеют одинаковую светлоту, то тёплые выходят вперед относительно холодных (красные, оранжевые, желтые выступают; синие, голубо-зеленые, фиолетовые отступают). Умело используя явление «выступающих - отступающих цветов», можно добиться максимального звучания определённого объёмно-пространственного решения, создав цветовые акценты, подчеркивающие композиционный замысел архитектора. Этим же явлением можно воспользоваться, когда необходимо откорректировать объёмно-пространственное решение. К примеру, можно добиться кажущегося изменения длины слишком протяженного коридора, окрасив торцевую стену в выступающий цвет. Окрашивая стены маленького по площади помещения в отступающий цвет, можно создать иллюзию увеличения комнаты. Часто перед архитектором встает задача создания орнаментального решения пола или иного помещения. В данном случае важно подобрать цвета, составляющие орнаментальную композицию, таким образом, чтобы они «сохраняли» плоскость, иначе говоря, казались расположенными в одной плоскости. Здесь уместно применить цвета, обладающие одной степенью выступания. Таковыми являются цвета, близкие по светлоте. Отступление от этого правила приведет к дискомфортным условиям. Если применить для отделки пола цвета, сильно отличающиеся по светлоте, то человек будет ощущать неудобство и неуверенность при ходьбе. При выполнении монументальной живописи на стенах архитектурных сооружений также следует думать о том, чтобы не разрушить плоскость стены.
|
Лучшие образцы фресок, покрывающих стены древнерусских церквей, демонстрируют глубокое понимание взаимодействия цвета и формы. Уплощенный характер росписи достигается применением цветов с равной иллюзией выступания.
42 6.4. Явление «фигуры и фона»
Явление «фигуры и фона» впервые обнаружил датский психолог Рубин. Он предложил рисунок, иллюстрирующий это явление. В приведенном рисунке можно увидеть либо изображение белой вазы, окруженной черным фоном, либо изображение двух черных профилей на белом фоне. Изображение воспринимается как фигура, когда оно меньше по площади, чем фон, на котором оно находится. Светлое на темном скорее воспринимается зрением как изображение, чем темное на светлом. Поверхности, окрашенные в выступающие цвета, воспринимаются как фигуры. Фактурные цвета помогают прочесть изображение. И наоборот, если фон оказывается окрашенным в фактурный цвет, прочтение изображения становится затруднительным. Чем больше отличается по светлоте и цветовому тону фигура от фона, тем отчетливее читается её форма.
|
43. 6.3. Иллюзия фактурности цветов
Помимо «тяжести и легкости», «выступания и отступания» выделяется еще, образно говоря, «осязательное» свойство цвета, необходимое для полной характеристики объемно-пространственной структуры полихромией формы, - «фактурность». Об одних цветах говорят: плотные, материальные, организующие пространство, жёсткие, поверхностные; о других: жидкие, мягкие, воздушные, мало-организующие. Первые принято называть фактурными, вторые - бесфактурными.
Фактурные цвета выявляют фактуру и структуру поверхности. Положение их в пространстве может быть определено более или менее точно. Они могут выявлять кривизну поверхности, оградить пространство. Положение в пространстве бесфактурных цветов не может быть сколько-нибудь точно определено. Взгляд как бы на некоторую глубину погружается внутрь поверхности, окрашенной в бесфактурный цвет. Такие цвета не могут выявить форму поверхности, ее фактуру, не могут создать впечатление преграды. Фактурны теплые, выступающие, менее насыщенные; бесфактурны холодные, отступающие, максимально насыщенные цвета. Рельеф, окрашенный в насыщенный синий или ярко-красный цвет, теряет форму, выглядит уплощённым. Присутствие чёрного в краске придаёт ей материальность. Охра выглядит материальнее, более фактурно, чем насыщенный жёлтый цвет. Серо-голубой уместнее для окраски архитектуры, чем чистый небесно-голубой цвет. Беж, хроматический серый скорее могут быть применены для окраски криволинейной поверхности, чем насыщенные открытые цвета холодных тонов. Мы говорим о фактурных свойствах изолированного цвета, однако в повседневной жизни мы воспринимаем и оцениваем цвета не иначе, как в сравнении с фоном, на котором они оказываются, или в сравнении с цветами окружающих предметов. Изолированный цвет приходится оценивать чрезвычайно редко. Судить о нем можно только в сравнении. При этом взаимные количества цветов могут стать важным моментом в оценке фактурности цвета и его распределении по глубине. Так, если на большое количество красного поместить небольшое количество жёлтого, то красное будет для жёлтого основанием. Жёлтый будет выступать и оцениваться как более фактурный и материальный, чем красный. Если количество жёлтого увеличить, то может возникнуть такое положение, когда красный превратится в рамку, удерживающую жёлтый. Красный в этом случае будет оцениваться как выступающий, твёрдый, материальный.
|
Рассуждения о количественных соотношениях цветов приводят нас к необходимости обратиться к закономерности восприятия, известной под названием «фигура и фон».
Ассоциации