Последовательный контраст





Последовательный контраст - изменение цветов в результате предварительного действия на глаз цветовых раздражителей. Он может бытъ светлотным (приложение, табл. 2) и хроматическим. В первом случае меняется светлота наблюдаемых цветов, во втором - цветовой тон и насыщенность.

Каждый может наблюдать явление последовательного контраста, если на 15 - 20 секунд остановит свой взор на кружке цветной бумаги, а затем переведет его на белую поверхность. Если цвет предварительного наблюдения зеленый, то цвет последовательного контраста пурпурно-красный; синему соответствует оранжевый; фиолетовому - зеленовато-желтый; красному - изумрудно-зеленый; желтому - фиолетовый. Здесь надо отметить, что цвета последовательного контраста близки к дополнительным, но не тождественны им. Особенно значительна разница между дополнительными и контрастными цветами в синей и желто-оранжевой части спектра. Совпадение наблюдается лишь в паре красный - изумрудно-зеленый.

Контрастный цвет влияет на цвета, воспринимаемые глазом последовательно один за другим, как бы окрашивая каждый последующий в цвет, контрастный предыдущему. Чередование контрастных цветов в окраске смежных помещений создает ощущение повышенной насыщенности каждого.

Одновременный контраст

Кажущееся изменение цвета под влиянием окружающего его или соприкасающегося с ним цвета носит название одновременного контраста. Одновременный контраст, также как и последовательный, может быть светлотным и хроматическим. Общее правило светлотного контраста: на светлом фоне всякий более темный цвет воспринимается как потемневший, на темном фоне любой более светлый цвет кажется светлее, причем, чем больше разница по светлоте между фоном и находящимся на нем цветом, тем больше сила действия светлотного контраста. Для хроматического контраста характерно следующее:

1. Соседство определенного цвета с другим вызывает взаимное изменение каждого в сто­рону усиления оттенка контрастного к другому.

2.Всякий цвет, находящийся на фоне контрастного к нему цвета, выигрывает в насыщенности.

3.Более насыщенный цвет вызывает более сильное контрастное окрашивание. При этом важна не столько степень насыщенности, сколько соотношение насыщенности сопоставляемых цветов.

4.Всякий цвет, находящийся на фоне одинакового с ним цветового тона, но большей насыщенности, теряет насыщенность.

5. Контрастное действие тем сильнее, чем меньше площадь объекта в сравнении с площадью фона.

6. Наиболее силен контраст у границ двух соприкасающихся полей. При равных площадях двух цветов он тем сильнее, чем больше периметр изображения или чем длиннее пограничная линия двух цветов.

7. Эффект хроматического контраста более силен, когда цвет изображения несколько светлее фона.

8. Синие и зеленые цвета фона создают более сильный одновременный контраст, чем красные и желтые.

9. Контраст уменьшается при увеличении расстояния между объектом наблюдения и фоном.

10. Небольшие различия по цветовому тону становятся хорошо различимы при равной светлоте ахроматического поля и объекта.

11. Контраст увеличивается с уменьшением освещенности полей. Особенно сильный контраст возникает в момент быстрого (не более 1 секунды) ослабления освещения.

12. При длительном наблюдении цветов контраст удерживается некоторое время, после чего заметно идет на убыль. При очень продолжительном действии может возникнуть явление, обратное контрасту: цвет поля начинает сближаться с цветом фона.

При создании полихромных композиций нередко возникает необходимость избавиться от нежелательного действия контраста. Это можно сделать, добавив к цвету объекта некоторое количество цвета фона. Вызванное контрастом различие между цветом изображений, лежащих на разных фонах, можно значительно уменьшить, объединив эти фигуры в одну общую. Краевой контраст может быть уничтожен, если изображение обвести резким контуром или соответствующим образом подобрать светлоту фона и узора, выбрав форму неблагоприятствующую действию контраста.

Знание особенностей одновременного контраста поможет при создании цветовых ком­позиций на плоскости. Последовательный контраст нужно принимать во внимание при выполнении окраски архитектурных объемов, когда выбор системы чередования цветов имеет первостепенное значение для достижения гармонии.

Систематика цветов

Потребность в систематизации и классификации цветов возникла давно. Продиктована она была как потребностями практики, так и науки, и, в частности, таких областей научного знания, как химия, биология, минералогия, медицина. Не менее важное значение имеет она и для теории живописи и для практики полиграфии. Многообразие наблюдаемых в природе цветов художники и ученые издавна стремились привести в какую-либо систему - расположить все цвета в определенном порядке, выделить среди них основные и производные.


Математическое выражение цветов впервые было предложено Исааком Ньютоном. Он же первым попытался систематизировать мир цветов, открыв зависимость между преломлением света и цветом. Ньютон показал, что белый свет, который до него принимали за однородный, разлагается после преломления в призме на спектральные составляющие.

Выделив в спектре 7 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), он расположил их в виде круга, замкнув его недостающим пурпурным цветом. Цветовой круг Ньютона - это первая система расположения цветов и основа для дальнейшей систематизации цветовых тонов. Вслед за Ньютоном появилось огромное количество предложений по систематизации цветов. Имеются идеи плоскостного (полосы, круги, диски, треугольники и производные фигуры: «звезды», розы и т. п.) и пространственного (шары, конусы, сферы, пирамиды, кубы, призмы и т. д.) расположения цветов. Вначале разработка систем расположения цветов шла обособленно от развития цветовых измерений. Числовое выражение цветов и их пространственное расположение целиком зависели от выбора пигментов.

отражения.

1.Майер(из 3х цветов получил 33 2хкомпонентыне смеси,из 5 цветов получил 55 трехкомпонентых смесей+черный и белый) красный,синий,желтый

2.круг Гете(основан на физиологии)

3. круг Геринга(на основе сходства и противоположности)

4 звезда Кабони(красный,красно-оранж., шафрановый,желтый…)

1й треуголиник(синий,красный,желтый) 2й треугольник (фиол. Оранж. Зеленый)….

5звезда Фонтена

6 Цветовой шар Рунге(сверху белый,снизу черный…)

7 двойной конус Освальда(белый сверху,черный снизу…середина серый+цвет…середина сбоку-чистый цвет)





Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2019 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Обратная связь

ТОП 5 активных страниц!