Архитектурная полихромия– многоцветие зданий и их комплексов, которое обладает структурой (расположением и связями цветовых масс) и палитрой (цветовым рядом), и образует пространственное, изменяющееся во времени цветовое поле; опирается на физические основы цвета, психофизиологический фундамент его восприятия, цветокультурные представления общества.
Колористика в архитектуре и дизайне – это не только игра с цветовой палитрой. Опираясь на ее каноны, архитекторы и дизайнеры «творят» пространство. Мастера учат: для того, чтобы создать красоту, нужно не только знать правила цвета, но и учиться видеть все его многообразие в окружающем мире. Хотя на самом деле, основных цветов всего четыре: красный, желтый, синий и белый.
Задача архитектора и дизайнера – «подстроить» пространство и интерьер под характер человека, который будет в нем жить. Психология различает два основных человеческих типа. Есть экстраверты (открытые, общительные люди) и интроверты (закрытые, как «улитка в раковине»). Понятно, что их предпочтения будут различаться. Экстраверты, как правило, тяготеют к теплым цветам, их антиподы, наоборот, любят холодные оттенки.
Синий и зеленый цвета замечательно гармонируют с внешним пространством, где доминирует зеленое. Красные цвета «отдаляются» от внешней среды, они для нее не характерны. Тем не менее, ультрамарин (особенно с фиолетовым отливом) в сочетании с темным коричневым цветом способен превратить интерьер в нечто особенное, создавая в нем цветовую активность. Синий цвет часто используется дизайнерами в спальнях. Синяя кровать ставится рядом со стеной, выкрашенной в коричневый цвет. Теплота коричневого создает впечатление уюта, а холодность синего успокаивает и располагает ко сну.
|
Для создания выразительного художественного архитектурного облика сооружения при необходимо учитывать:
— тип и назначение освещаемого объекта;
— расположение и роль объекта в городском ансамбле;
— композиционные особенности объекта — размеры, структуру, архитектурный стиль, характер пластики, а также фактуру и цвет облицовочных и строительных материалов;
— направление и расстояние, с которых может наблюдаться объект.
Природно-ландшафтная полихромия
Задача архитектора и дизайнера – «подстроить» пространство и интерьер под характер человека, который будет в нем жить. Психология различает два основных человеческих типа. Есть экстраверты (открытые, общительные люди) и интроверты (закрытые, как «улитка в раковине»). Понятно, что их предпочтения будут различаться. Экстраверты, как правило, тяготеют к теплым цветам, их антиподы, наоборот, любят холодные оттенки.
Синий и зеленый цвета замечательно гармонируют с внешним пространством, где доминирует зеленое. Красные цвета «отдаляются» от внешней среды, они для нее не характерны. Тем не менее, ультрамарин (особенно с фиолетовым отливом) в сочетании с темным коричневым цветом способен превратить интерьер в нечто особенное, создавая в нем цветовую активность. Синий цвет часто используется дизайнерами в спальнях. Синяя кровать ставится рядом со стеной, выкрашенной в коричневый цвет. Теплота коричневого создает впечатление уюта, а холодность синего успокаивает и располагает ко сну.
|
Для создания выразительного художественного архитектурного облика сооружения при необходимо учитывать:
— тип и назначение освещаемого объекта;
— расположение и роль объекта в городском ансамбле;
— композиционные особенности объекта — размеры, структуру, архитектурный стиль, характер пластики, а также фактуру и цвет облицовочных и строительных материалов;
— направление и расстояние, с которых может наблюдаться объект.
Цвет в дизайне:
1. С целью привнесения в ландшафт естественности и впечатлений
2. Создание акцента на какой-либо важной части
3. Расширение внутр. пространства объединение интерьера,экстерьера дома с ландшафтом
4. Создание декоративности и разнообразия в саду
5. Привлечение естественной природы:птиц,насекомых
Цвет также важен в ландшафтном дизайне, как и композиционная форма. Можно делать цветовые акценты, рассчитывая на осеннюю окраску листьев деревьев. Огненно-красные клены осенью – сад наполняется теплым свечением. Ровная зеленая гладь газона гольф-поля - эстетично и гармонично сочетаются с пейзажными композициями. Вечно зеленая композиция из елочек – украсит практически любой ландшафт.
Архитектурно-ландшафтная полихромия
ЦВЕТ в архитектуре
— одно из средств архитектурной выразительности. Композиционные задачи в области цвета при возведении зданий, сооружений и архитектурных комплексов решаются путем использования собственного цвета строит, или отделочных материалов, окрашиванием поверхностей в процессе возведения зданий и сооружений, либо при изготовлении отд. конструктивных элементов в заводских условиях. Проблема цвета в архитектуре тесно связана с вопросами освещения зданий и сооружений. Выбор цвета определяется: назначением здания, сооружения или помещения (см. Интерьер), выполняемой в помещении зрительной работой, габаритами здания (помещения), световым климатом р-на стр-ва, природным окружением, значением сооружения (либо его части) в общей композиции комплекса сооружений или помещений, характером архитектурных форм, тектонической структурой здания и др. В ряде случаев цвет обусловливается особенностями архитектурных стилей: для фасадов русской архитектуры 12—15 вв. типичен белый цвет, для сооружений 17 в.— сочетание красных кирпичных стен с белокаменными деталями и разноцветными керамическими (майоликовыми) фризами, вставками и др. Для русского барокко сер. 18 в. характерны сочетания кобальтового голубого или фисташкового (общий фон) Ц. с белыми деталями, позолотой, темной бронзой; для классицизма 19 в.— сочетания желтого с белым и серого с белым. С помощью цвета можно выделить отд. сооружения среди др. сооружений архитектурного комплекса. Так, интенсивная окраска (насыщенный темно-красный цвет) здания Московского Совета депутатов трудящихся выделяет его среди др. зданий, образующих улицу и примыкающую к зданию площадь. При этом здание Моссовета приобретает главенствующую роль в композиции улицы и площади, несмотря на то, что его размеры меньше, чем у соседних зданий. В массовом стр-ве по типовым проектам роль цвета еще более повышается. Средствами Ц. можно разнообразить совершенно одинаковые дома, а также детали зданий, не удорожая их стоимости, придавать нарядность и привлекательность самым простым по форме сооружениям. С этой целью в новых р-нах городов (напр., Хорошево-Мневники в Москве и др.) крупные стеновые панели различного цвета группируются в зданиях по разнообразным схемам взаимного расположения; широко применяется выделение Ц. балконов, лоджий, лестничных клеток, входов и т. п. Цвет зданий оказывает влияние на уровень средних освещенностей улиц, тем большее, чем больше этажность застройки и меньше ширина улиц, что сказывается на эмоционально-образной характеристике застройки. Улицы, образованные серыми фасадами зданий, при недостаточно высоком уровне освещенности выглядят мрачными, тусклыми, а образованные желто- белыми фасадами — «солнечными» даже в пасмурные дни. В советском градостроительстве цвет используется для придания городам и поселкам привлекательности, жизнерадостного характера, преодоления однообразности в строительстве и в др. целях. В интерьере влияние цвета ограждающих поверхностей на воспринимаемую и фактическую освещенность помещения еще более существенно. Напр., при белых потолках и относительно широких «фризовых» участках стен (отражающих не менее 70% падающего на них светового потока) и при светлых стенах (отражающих 50—60% светового потока) в условиях светового климата Москвы создаются наилучшие из возможных условия естеств. освещения; помещения не выглядят мрачными даже в пасмурные дни, общая внутр. освещенность их повышается, что улучшает условия зрительной работы. Поэтому для стен осн. помещений в квартирах рекомендуются ненасыщенные Ц., что исключает в то же время возможность возникновения неприятных в ряде случаев цветных рефлексов на элементах внутр. убранства помещений. Такие Ц. меньше утомляют зрение. Во избежание однообразности и «бесцветности» окружающей обстановки, можно применять интенсивные цвета в отделке подсобных помещений (передняя, внутриквартирный коридор), а также окрашивать смежные комнаты в Ц., повы тающие насыщенность друг друга по законам одновременного и последовательного цветового контраста (напр., розовый и бледно-зеленоватый, голубой и золотистый и т. п.). В помещения с окнами, ориентированными на сев. часть горизонта, не проникает прямой солнечный свет; они освещаются обычно более слабым, голубоватым, светом, чем помещения, окна к-рых ориентированы на юж. сторону горизонта. Первые це лесообразно окрашивать в светлые цвета теплых оттенков, для вторых можно применять более темные цвета холодных оттенков. Для помещений различного назначения рекомендуются различные Ц. Напр., в школьных зданиях классные комнаты окрашиваются светлее и менее интенсивно, чем рекреационные и подсобные помещения; комнаты для младших классов в Ц. более насыщенные и разнообразные по тону, чем классы для старших школьников. Кухни и ванные жилых домов чаще всего делают белыми или светлокремовыми (по условиям гигиеничности), детские комнаты выдерживают преим. в тонах теплой гаммы, рабочие, а также спальные комнаты — в «спокойных» (напр., в зеленовато- серых, приглушенных или разбеленных тонах). В окраске больничных и лечебных помещений учитываются высокие требования гигиеничности, а в нек-рых из них (напр., в рентгеновских кабинетах) — специфические требования, предъявляемые работой в этих помещениях. В помещениях театров, клубов и др. сооружений культурно-массового назначения могут быть использованы более насыщенные Ц. и цветовые контрасты, повышающие общую эмоциональность обстановки; при этом учитываются специфические особенности искусственного освещения. Однотонность помещений приводит к однообразию, преобладание различных интенсивных цветов может создать излишнюю контрастность цветовой отделки и пестроту, особенно, когда различные Ц. наблюдаются в одном помещении (напр., при окраске стен с выделением другими Ц. их нижней части или при разном Ц. стен одного помещения). В зарубежной практике, напр. в Англии, в последнее время стала применяться такого типа разноцветная отделка различных стен и даже каждой отд. стены одного помещения, что имеет известное основание, т. к. этот прием позволяет при помощи Ц. и оборудования в едином пространстве помещения выделить отд. функционально различные его части. Особенно велика роль цветов в производственных помещениях пром. зданий. При выборе цветовой отделки необходимо учитывать условия произ-ва, характер выполняемой зрительной работы, требуемые нормами уровни освещенности, Ц. обрабатываемых материалов, оборудования, неподвижных и двигающихся частей станков и др., с тем чтобы создать обстановку, отвечающую высоким требованиям гигиены, охраны труда, производственного комфорта и эстетики — условиям, способствующим повышению производительности труда. Указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования пром. предприятий (СН 181—61) для производственных помещений пром.зданий, расположенных в юж. и центр, р-нах СССР (если светопроемы помещений в зданиях центр, р-на ориентированы на юж. сторону горизонта), а также для помещений с большим тепловыделением рекомендуются холодные тона. Для помещений в производственных зданиях, расположенных в сев. и центр, р-нах при ориентации окон на юж. сторону горизонта и для помещений без естеств. освещения, а также для неотапливаемых помещений — теплые тона. Нейтральные тона рекомендуются для помещений, к к-рым предъявляются высокие требования цветоразличения. Для отделки помещений, в к-рых выполняется работа высокой точности, целесообразны малонасыщенные цвета холодных или теплых тонов в зависимости от особенностей спектрального состава их освещения. Для различных поверхностей помещений (потолок, балки на перекрытии, верхние и нижние части стен, пол и др.) рекомендуются допустимые значения коэфф. отражения. |
Цвет в жизни человека
|
Цвет играет немаловажную роль в жизни человека. Большое счастье, что мы видим мир в цвете. Без этого жизнь была бы скучной и унылой. Тем не менее человек приобретает цветное зрение не сразу.
Цветной мир открывается ребенку в определенной последовательности. Сначала он воспринимает красный, оранжевый, желтый и зеленый цвета и только уж потом — фиолетовый, синий и голубой. Возможно, это объясняется различной длиной волны, которой обладает каждый цвет в солнечном спектре. Красный цвет является самым длинноволновым и наименее рассеиваемым при прохождении через толщу атмосферы. Затем оранжевый, желтый и зеленый. Фиолетовый, синий и голубой цвета составляют коротковолновую часть видимого нами света. Не обладая тепловым, откровенно возбуждающим воздействием красного цвета и активизирующим фотоэлектрическим действием желтого, фиолетово-голубые волны могут рассматриваться как слабые световые раздражители. Они мало способствуют росту растений, вызывают торможение у живых существ, позднее других воспринимаются ребенком, требующим непременно больших энергий для своего развития.
С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное смысловое значение. Краски, в которые окрашен мир, оказывают на нас не только чисто психологическое или эмоциональное значение: они глубоко воздействуют на наш характер и наше здоровье. Об этом, по-видимому, знали врачи еще в средневековье, поскольку применяли «хромотерапию » при лечении ряда заболеваний.
Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности человека и его характера. Великий Гете в зависимости от типа создаваемых им произведений пользовался очками из различно окрашенных стекол. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание. Кстати, установлено, что большая часть птиц и насекомых боится голубого и синего цветов.
Сейчас уже доказано, что цвет воздействует на ритм сердечных сокращений, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах. Так, в желтой комнате у человека пульс является нормальным, в голубой — замедленным, а в красной — заметно учащенным. Если облучать руку человека перед измерением силы сжатия кисти красным или оранжевым светом, то показания силы значительно возрастают. У лиц, адаптированных к красному цвету, явление укачивания развивается значительно позже, нежели у лиц, адаптированных к синему цвету.
Если человека с завязанными глазами освещать красным светом, то он стремится развести руки в стороны, в то время как при освещении синим светом старается свести их вместе. Это связано с различной степенью активации двигательных структур мозга: возбуждающий эффект длинноволнового красного цвета оказывается намного выше, чем коротковолнового синего цвета.
Красный цвет считается мужским цветом. Это — цвет жизни. Одновременно он символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность, гнев. В астрологии красный цвет соответствует знаку Марса. Красный в сочетании с белым ассоциируют с чистотой и гармонией. Красный с зеленым не должны быть вместе. Из мифологии известно, что Венера (зеленый) была женой Марса (красный) и родила ему Фобоса (страх) и Демоса (ужас). Красный цвет в ауре человека означает гнев, страсть или похоть. Он соответствует самой сложной дороге жизни — дороге любви и гнева.
Наличие красного цвета в помещении, где принимается пища, способствует аппетиту. Этот цвет является возбуждающим половые инстинкты. Красный цвет действует болеутоляющие на нервную систему, лечит гипертензию (первый этап неврастении), активизирует дистрофиков, регулирует пищеварение. По этой причине перед ответственными соревнованиями спортсменам рекомендуется носить красные очки.
Еще в средние века люди знали, что оспа и скарлатина легче переносятся, если больной располагается на простынях красного цвета. Красный цвет помогает человеку раздеться без чувства озноба при врачебном осмотре. Находящиеся в предынфарктном состоянии на первое место ставят красно-оранжевый цвет, символизирующий подвижность, а также сине-зеленый, символизирующий волевое усилие. Полным людям красный и оранжевый цвета, наоборот, не нравятся: они предпочитают синий — цвет покоя. В психиатрии красным цветом лечат молчаливый психоз.
Окраска лекарств и их упаковки играет важную роль в успехе или неуспехе назначенного курса лечения. При этом для каждого заболевания существуют свои «показания» и «противопоказания». Так, препараты красного и оранжевого цвета способствуют утомляемости и раздражительности лиц, страдающих сердечной недостаточностью. Последние хорошо реагируют на таблетки в синей упаковке, гарантирующие им спокойствие и релаксацию.
Если присмотреться, какими цветными карандашами или красками пользуется ребенок при наличии у него всей гаммы цветов, то можно кое-что сказать о чертах его характера. Характер человека формируется к трем годам, и уже в этом возрасте проявляются отрицательные черты. Творческий характер закладывается несколько позже — в возрасте от трех до десяти лет. «Красные» дети открыты и активны. Среди ярких политиков и руководителей чаще встречаются «красные» — «желтые», среди ученых — «желтые» — «красные».
Красный цвет – наиболее активно влияет на человека, пробуждает его физическую силу, энергию, жизнелюбие. Это - цвет страсти и воли.
Красный цвет используется для кратковременной активизации деятельности.
Длительное воздействие, наоборот, приводит к утомлению и снижению работоспособности.
Оранжевый цвет – цвет здоровья.
Стимулирует общительность и добродушие, создает бодрое, веселое настроение, дарит радость восприятия жизни.
Этот цвет увеличивает работоспособность меньше, чем красный, но на более длительный срок.
Наступающее затем утомление меньше, чем после красного.
Цвет используется, когда за небольшой срок надо выполнить большой объем трудной работы и в моменты значительных эмоциональных и интеллектуальных нагрузок.
Способствует усвоению и запоминанию материала, творческой работе с материалом.
В цветолечении оранжевый цвет благоприятно влияет на селезенку, поджелудочную железу и тонкий кишечник, а также на легкие.
Вся оранжевая гамма - отличное лекарство против депрессии.
Желтый цвет – по действию сходен с оранжевым, укрепляющий, тонизирующий, оживляющий, открывающий человека для внешних позитивных воздействий, помогающий продлить хорошее настроение.
Это цвет надежды и оптимизма.
Подобно красному и оранжевому, увеличивает работоспособность, хотя и в меньшей степени, но на еще большее время.
Благотворно влияет на творческую деятельность.
Особенно отмечается его лечебное воздействие на органы пищеварения и печень.
Желтый цвет усиливает аппетит.
Зеленый цвет – нейтральный, мягкий, успокаивающий.
Недаром человек расслабляется в лесу, среди зелени деревьев, гуляя по ковру шелковистой травы.
В цветолечении зеленый цвет благотворно влияет на зрение, снимает умственное и физическое перенапряжение, стабилизирует давление, исцеляет головную боль и мигрени, регенерирует клетки, помогает при сердечно-сосудистых недомоганиях, дает ощущение покоя и умиротворения, способствует перевариванию пищи.
Этот цвет предпочитают те, кто находится в поисках своего «я» или ищет новое направление.
Голубой цвет – пассивный цвет.
Цвет небесной сферы - способствует ослаблению и замедлению жизненных процессов, понижению работоспособности и эмоционального напряжения, возникновению спокойствия, помогает познать самого себя и почувствовать себя комфортно в одиночестве, способствует вдохновению.
Успокаивает нервную систему, благотворно влияет при усталости и бессоннице, заболеваниях горла и дыхательной системы.
Идеален для спальни (спального белья), кабинета и ванной.
Синий цвет - пассивный, холодный и спокойный.
Под влиянием синего цвета активность жизненных процессов и работоспособность снижается, успокаиваются эмоции, возникает склонность к созерцательности и размышлению, вплоть до печали.
Создает благоприятную обстановку для спокойной, но не интенсивной умственной работы и снижает ощущение утомления от нее.
Оказывает положительное воздействие на органы дыхания, глаза, уши, носоглотку, регулирует деятельность щитовидной железы, способствует остановке кровотечений, быстрому заживлению ран и ослаблению болей.
Снижает аппетит.
Фиолетовый цвет – наиболее пассивный.
Ослабляет жизненные процессы, снижает работоспособность, успокаивает, его чрезмерное воздействие приводит к излишней сонливости и ощущению усталости.
Приостанавливает рост опухолей, облегчает боли при артритах, вызывает приятные сновидения.
Символизирует значительные изменения и необходимость уединиться (так же, как гусеница прячется в кокон, прежде чем превратиться в бабочку).
Белый цвет - символизирует чистоту намерений, совершенство, непорочность, очищение и силу.
Укрепляет и очищает весь организм.
Черный цвет - успокаивает эмоционально взвинченных людей, "гасит" конфликты.Его избыток, однако,способен вызвать депрессию.