Лекция №2
«Периоды новорожденности. Доношенный ребенок
Организация ухода за новорожденным ребенком. Значение асептики и антисептики в организации ухода. Адаптация детей к условиям внеутробной жизни. Пограничные состояния новорожденного ребенка. Понятие о первичном патронаже к новорожденному. Сроки и цели.
План лекции
1. Адаптация новорожденного к новым условиям жизни
2. Преходящие физиологические состояния новорожденного
3. Этапы медицинской помощи новорожденному
4. Особенности ухода за новорожденным
5. Первый туалет новорожденного
6. Понятие о первом патронаже и его сроках.
Вопросы для фронтального опроса контроля уровня входящих знаний по предыдущей теме:
1. Можно ли рассматривать ребенка как взрослого в миниатюре?
2. Что является границей различных возрастных периодов?
3. На какие периоды делятся периоды детского возраста?
4. Что такое эмбрион?
5. Что такое внезародышевые части?
6. С какой недели у эмбриона имеются зачатки всех органов и систем?
7. С какого периода внутриутробной жизни зародыш называется плодом?
8. Какие АФО плода обеспечивают нормальные роды?
9. Как называются отрицательные факторы воздействия на плод во время беременности?
10. Как называются гормоны счастья? Гормоны стресса?
11. Назовите сроки и количество дородовых патронажей.
12. Назовите основную направленность 1 и 2 дородовых патронажей.
Вопросы для фронтального опроса контроля уровня исходящих знаний по текущей теме:
1. Назовите периоды новорожденности.
2. Как оценивается состояние новорожденного в род.зале?
3. Назовите преходящие физиологические состояния новорожденного.
4. Назовите этапы медицинской помощи новорожденному
|
5. Как ДП получает сведения о новорожденном?
6. Назовите сроки первого патронажа к новорожденному.
Адаптация новорожденного
В родах ребенок испытывает нарастающую гипоксию в момент схваток, большие физические нагрузки («болевой стресс») при изгнании его из утробы матери, прохождении по родовым путям. Состояние его в момент схваток сравнивают с состоянием ныряльщика при погружении под воду. После рождения условия жизни ребенка радикально изменяются; он сразу попадает в совершенно другую окружающую среду («экологический - психофизиологический стресс»), где значительно понижена температура по сравнению с внутриматочной («температурный стресс»), появляются гравитация («гравитационный стресс»), масса зрительных, тактильных, звуковых, вестибулярных и других раздражителей («сенсорный стресс»), необходим иной тип дыхания («оксидантный стресс») и способ получения питательных веществ («пищевой стресс»), что сопровождается изменениями практически во всех функциональных системах организма.
Живорождение представляет собой полное изгнание или извлечение плода из организма матери с признаками жизни: самостоятельное дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины, произвольные движения мышц.
Раздел педиатрии, изучающий возрастные особенности детей периода новорожденности называется неонатологией.
Доношенным считается ребенок родившийся при сроке гестации 37-42 недели со средними показателями массы тела, окружностью головы 33-36 см, окружностью грудной клетки 33-36 +/-1-2см, открытым большим родничком 2,5-3см, маленький родничок может быть открыт не больше 0,5см у 25-30% доношенных новорожденных.
|
В периоде новорожденности в связи с особенностями ребенка условно выделяют два периода:
- ранний неонатальный (от перевязки пуповины до 7-х суток жизни)
- поздний неонатальный – с 8-го по 28-й день жизни.
Это время адаптации ребенка к внеутробным условиям жизни и серьезной перестройки организма:
- прекращается внутриутробная гемодинамика
- резко снижается количество эритроцитов с фетальным гемоглобином
- появляется легочное дыхание
- начинает функционировать МКК(МАЛЫЙ КРУГ КРОВООБРАЩЕНИЯ)
- возрастает кровоток в сосудах головного мозга
- изменяется энергетический и водный обмен, обмен веществ.
- совершенствуется терморегуляция
- начинается энтеральное питание
Реакции, отражающие процесс приспособления (адаптации) к родам, новым условиям жизни, называют переходными (пограничными, транзиторными, физиологическими) состояниями новорожденных. Для этих состояний, в отличие от анатомо-физиологических особенностей новорожденного, характерно то, что они появляются в родах или после рождения и затем проходят. Пограничными же их называют не только потому, что они возникают на границе двух периодов жизни (внутриутробного и внеутробного), но и потому, что обычно физиологичные для новорожденных, они при определенных условиях (прежде всего в зависимости от гестационного возраста при рождении, особенностей течения внутриутробного периода и родового акта, условий внешней среды после рождения, ухода, вскармливания, наличия у ребенка заболеваний) могут принимать патологические черты.
|
Оценив характер пограничных состояний можно судить об индивидуальных особенностях периода новорожденности и зрелости ребенка.
Критерием зрелости (доношенности) являются гестационный возраст, морфологические и функциональные признаки зрелости.
Гестационный возраст – определяется между днем последней менструации и датой родов (270-290 дней в норме) т.е.37-42 недели. Недоношенный ребенок 22-37 недель, переношенный после 42 недель.
Морфологические признаки зрелости: розовый цвет кожных покровов, твердые оформленные ушные раковины, ареолы сосков более 5мм, полностью очерченные стопы, сформированные половые органы.
Функциональные признаки зрелости: наличие терморегуляции при адекватной температуре окружающей среды, сосательный и глотательный рефлексы, наличие безусловных рефлексов, правильный ритм дыхания и ЧСС, отсутствие апноэ и цианоза, признаков расстройства терморегуляции.