Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию.




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

_______________________________________________________________________

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ»

Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 

 

Москва


Авторы-составители: Лискова Т.Е., Котова О.А.

 

 

Методические материалы для предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2020 года по обществознанию подготовлены в соответствии с Тематическим планом работ Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Федеральный институт педагогических измерений» на 2019 г. Пособие предназначено для подготовки экспертов по оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом, которые являются частью контрольных измерительных материалов (КИМ) для сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ) по обществознанию.

В методических материалах характеризуются типы заданий с развернутым ответом, используемые в КИМ ОГЭ по обществознанию, критерии оценки выполнения заданий с развернутым ответом, приводятся примеры оценивания выполнения заданий и даются комментарии, объясняющие выставленную оценку.

Авторы будут благодарны за замечания и предложения по совершенствованию пособия.

 

 

© Лискова Т.Е., Котова О.А.

© Федеральный институт педагогических измерений. 2020.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию. 5

2. Система оценивания выполнения заданий с развернутым ответом: основные подходы, критерии и шкалы с примерами ответов экзаменуемых и комментариями. 13

Задание 1. 13

Задание 6. 18

Задание 12. 21

Задание 21. 26

Задание 22. 30

Задание 23. 32

Задание 24. 35

3. Материалы для практических занятий по оцениванию выполнения заданий 37

Задание 1. 37

Задание 6. 41

Задание 12. 45

Задание 21. 50

Задание 22. 55

Задание 23. 59

Задание 24. 63

Вариант 1. 67

Вариант 2. 94

4. Эталонные баллы.. 121

5. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ОГЭ для эксперта, проверяющего ответы на задания с развернутым ответом по обществознанию 123

 

 


 

Основной государственный экзамен (ОГЭ) представляет собой форму государственной итоговой аттестации, проводимой в целях определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ основного общего образованиясоответствующим требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Для указанных целей используются контрольные измерительные материалы (КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы.

ОГЭ проводится в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утверждённым приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513.

Содержание КИМ определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15)).

В КИМ обеспечена преемственность проверяемого содержания с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).


 

Задания с развернутым ответом в КИМ ОГЭ по обществознанию.

 

Работа включает в себя 24 задания: 17 заданий с кратким ответом и 7 заданий с развёрнутым ответом.

Каждое задание с развёрнутым ответом проверяет определённое умение.

Задание 1 проверяет освоение теоретических знаний, в частности ключевых обществоведческих понятий.

Рассмотрим пример задания.

Какие два из перечисленных понятий используются, в первую очередь, при описании политической сферы общества?

 

Страта, доход, власть, демократия, собственность.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания.

 

Итак, нужно выписать два понятия, соответствующих требованию задания (в нашем примере – относящихся к политической жизни общества) и раскрыть смысл любого одного из них. В части раскрытия смысла понятия задание, по сути, является альтернативным – обучающемуся предоставляется возможность выбрать более «знакомое» понятие.

В нашем примере в правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) понятия: власть, демократия;

2) смысл понятия, например: власть – возможность навязать свою волю, управлять или воздействовать на других людей / демократия – политический режим, при котором источником власти является сам народ.

Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.

При оценивании следует обратить внимание на то, что в задании не требуется дать определение понятия. Как и в задании 25 ЕГЭ, речь идет именно о раскрытии смысла в любом количестве написанных обучающимся предложений.

Задание 6 проверяет основы финансовой грамотности. В основе задания практическая ситуация, которую необходимо проанализировать с позиции сохранности / преумножения личных финансов, рисков определённых действий, соблюдения правил безопасного поведения и т.п.

Рассмотрим пример задания.

Совершеннолетнему Роману Р. пришло SMS-сообщение от неизвестного абонента: «Уважаемый клиент! Ваша карта заблокирована, была попытка несанкционированного снятия денег. Для возобновления пользования счётом сообщите по телефону *** данные по Вашей карте: № и PIN-код. В ближайшее время вопрос будет решён. Банк Д.».

В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов Романа Р.? Как ему правильно поступить в данной ситуации?

Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.

 

В задаче приведено сообщение клиенту банка. Это сообщение необходимо проанализировать с точки зрения рисков для личных финансов клиента и на основании этого анализа определить, как клиенту правильно действовать в сложившейся ситуации.

В нашем примере в правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос (опасность), например: скорее всего это мошенники, которые планировали получить конфиденциальную информацию и снять со счёта все деньги;

2) ответ на второй вопрос, например: ни в коем случае не сообщать номер своего банковского счёта/карты и PIN-код; обратиться на "горячую линию" для клиентов и/или в службу безопасности банка.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Подчеркнём, что никаких заданий на расчёт процентов, налогов, пенсий, курса валюты и т.п. в экзаменационной работе нет.

Задание 12 проверяет умения осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников) и оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

Рассмотрим пример задания.

В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).

 

Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.

 

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется а) сходство и б) различие.

 

При проверке ответа на это задание от эксперта требуется

- установить качество проведённого выпускником анализа графической информации (правильно ли он выявил сходство и различие);

- определить корректность высказанного предположения.

Подчеркнём, что высказанные предположения могут отличаться и от приведённого в шаблоне, и от сформулированного самим экспертом. Главное, чтобы оно действительно могло служить объяснением причин установленного выпускником сходства и различия.

Задания 21–24 объединены в составное задание с фрагментом адаптированного научно-популярного текста и направлены на проверку следующих умений: осуществлять поиск социальной информации по заданной теме в различных её источниках (материалах СМИ, учебном тексте, других адаптированных источниках, статистических материалах, носителях аудиовизуальной информации и т.п.) (задания 21-23); составлять на их основе план (задание 21); приводить примеры (в том числе моделировать ситуации) социальных объектов, явлений, процессов определённого типа, их структурных элементов и проявлений основных функций разного типа социальных отношений ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм деятельности людей в разных сферах (задание 23), анализировать, обобщать, систематизировать и конкретизировать социальную информацию из адаптированных источников, умения соотносить ее с собственными знаниями (задание 24).

Пример составного задания.

 

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие учёные. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…

Учитесь любить учиться!

(Д.С. Лихачёв)

 

21

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

22

Как автор описывает роль человека в производстве в XXI в.? Какие качества, по его мнению, будут необходимы человеку? (Укажите любые два качества.) Почему, по мнению автора, молодому человеку необходимо учиться с самого раннего возраста? (Используя текст, укажите две причины.)

 

23

Какие формы отдыха и развлечений автор рекомендует молодёжи? Приведите два примера таких форм; в каждом случае укажите, какие качества развивает данная форма.

 

24

Автор полагает, что «учиться нужно всегда». Используя текст и обществоведческие знания, подтвердите двумя аргументами (объяснениями) необходимость непрерывного образования на протяжении всей жизни человека.

 

Задание 21 требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно прочесть текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи. При этом количество выделенных фрагментов может быть различным — система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана, но в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определённая логика, на основе которой может быть сделан вывод о понимании обучающимся смысла текста.

В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:

1) роль образования в XXI в.;

2) нравственная ответственность человека науки;

3) молодые годы – время учёбы;

4) уметь найти радость в учёбе.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Задание 22 предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы. Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

В нашем примере могут быть следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос, например: человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина;

2) ответ на второй вопрос, например:

- общая интеллигентность человека;

- способность создавать новое;

- нравственная ответственность;

(Ответ на второй вопрос засчитывается только в случае указания двух и более качеств из упомянутых в тексте.)

3) ответ на третий вопрос, например:

- знания всё растут и усложняются;

- именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.

(Ответ на третий вопрос засчитывается только в случае указания двух причин.)

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.

Задание 23 предполагает выход за рамки содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям.

Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

В нашем примере в правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;

2) два примера с указанием качеств, допустим:

- занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;

- чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Задание 24 предполагает формулирование и аргументацию участником экзамена собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание непосредственно связано с содержанием текста, но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.

Могут быть приведены следующие аргументы (объяснения):

1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректиро­вать;

2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятель­ности.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

По сути, объектом оценивания здесь являются приведённые обучающимся аргументы — их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: