Прочитайте текст и выполните задания 21–24.




 

Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека… оно делает его добрее, а следовательно, счастливее.

Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь. Ибо остановки в расширении своего понимания искусства не может быть. Может быть только отступление назад – в тьму непонимания. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом – громадная щедрость искусства…

Не следует подходить к произведению искусства предвзято, исходя из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов. С произведением искусства надо уметь оставаться «один на один»…

Притворившись понимающим то, чего вы не понимаете, вы обманули не других, а самого себя. Вы пытаетесь убедить и самого себя, что что-то поняли, а радость, которую даёт искусство, непосредственна, как и всякая радость.

Нравится – так и говорите себе и другим, что нравится. Только не навязывайте своего понимания или, ещё того хуже, непонимания другим. Не считайте, что вы обладаете абсолютным вкусом, как и абсолютным знанием. Первое невозможно в искусстве, второе невозможно в науке. Уважайте в себе и в других своё отношение к искусству и помните мудрое правило: о вкусах не спорят…

Искренность в отношении к искусству – это первое условие его понимания, но первое условие ещё не всё. Для понимания искусства нужны ещё знания. Фактические сведения по истории искусства, по истории памятника и биографические сведения о его создателе помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Они не принуждают читателя, зрителя или слушателя к какой-то определённой оценке или определённому отношению к произведению искусства, но, как бы «комментируя» его, облегчают понимание.

Фактические сведения нужны, прежде всего, для того, чтобы восприятие произведения искусства совершалось в исторической перспективе, было пронизано историзмом, ибо эстетическое отношение к памятнику всегда и историческое. Если перед нами памятник современный, то и современность есть определённый момент в истории, и мы должны знать, что памятник создан в наши дни…

Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами. И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнуть в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!

(Д.С. Лихачёв)


 

21

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) роль искусства в жизни человека; 2) пониманию искусства надо учиться всю жизнь; 3) как не следует относиться к искусству; 4) условия понимания искусства; 5) важность знаний для понимания искусства. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков  
Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным  
Верно выделены более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответству­ющих частей текста. ИЛИ Выделены основные смысловые фрагменты текста, но не все названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста  
Не выделены основные фрагменты текста. ИЛИ Названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 


 

22

Какие два условия понимания искусства выделены автором? Что автор называет предвзятым отношением к произведению искусства? Каким правилом он советует руководствоваться в обсуждении произведений искусства?

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: ─ искренность в отношении к искусству; ─ знания. (Ответ на первый вопрос засчитывается только при указании двух условий); 2) ответ на второй вопрос: отношение, исходящее из устоявшегося «мнения», из моды, из взглядов своих друзей или отталкиваясь от взглядов недругов; 3) ответ на третий вопрос: автор советует руководствоваться в обсуждении произведе­ний искусства следующим правилом: о вкусах не спорят.   Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста  
Даны правильные ответы на три вопроса  
Даны правильные ответы на два любых вопроса  
Дан правильный ответ на один любой вопрос. ИЛИ Приведены общие рассуждения, не соответствующие требованиям задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 

23

Проиллюстрируйте тремя примерами мысль автора о том, что знания облегчают восприятие произведений искусства.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Мысль автора может быть проиллюстрирована следующими примерами: 1) знания о верованиях древних греков позволяют лучше понять архитектуру храмов, скульптуру Древней Греции; 2) человек, не знающий хотя бы основных фактов о Бородинской битве, не поймёт стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»; 3) памятники, посвящённые историческим событиям (например, 1000-летию Российской государственности в Великом Новгороде), непонятны без знания истории. Могут быть приведены другие примеры  
Мысль автора проиллюстрирована тремя примерами  
Мысль автора проиллюстрирована двумя примерами  
Мысль автора проиллюстрирована только одним примером  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 3

 

24

Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения того, почему человеку всю жизнь приходится учиться понимать искусство.

 

Содержание верного ответа и указания по оцениванию(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) искусство постоянно развивается; появляются новые жанры, стили, произведения, поэтому познать его до конца невозможно; 2) человек меняется; меняется его отношение к произведениям искусства, оценки. Могут быть приведены другие объяснения  
Правильно приведены два объяснения  
Правильно приведено только одно объяснение  
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный  
Максимальный балл 2

 


Работа 1

Ответы Баллы
   
   
   
   
   
   
   

 

Работа 2

Ответы Баллы
   
   
   
   

 

   
   
   

 

Работа 3

Ответы Баллы
   
   
   
   
   
   
   

 

Работа 4

Ответы Баллы
   
   
   
   
     
   
   

 

Работа 5

Ответы Баллы
   
   
   
   
   

 

   
   

Работа 6

Ответы Баллы
   
   
   
   
   
   
   

 


Работа 7

Ответ Баллы
   
   
   
   
   
   
   

 

Работа 8

Ответы Баллы
   
   
   
   
   
   
   

 

Работа 9

Ответы Баллы
   
   
   
   
   
   
   

 

 


 

Работа 10

Ответы Баллы
   
   
   
   

 

   
   
   

 


 

Эталонные баллы

 

Оценивание выполнения отдельных заданий

Задание Номер примера
                   
                     
                     
                     
                     
                     
            1/2        
                     

 

 

Вариант 1

Задание Номер работы
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Вариант 2

Задание Номер работы
                   
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

 


 

5. Указания по оцениванию развернутых ответов участников ОГЭ для эксперта, проверяющего ответы на задания с развернутым ответом по обществознанию

Эксперт, проверяющий задания с развернутым ответом, располагает следующими материалами:

– тексты заданий;

– проектируемые варианты ответа и критерии оценивания заданий 21 28;

– общие критерии оценивания задания 29.

Следует помнить, что система оценивания каждого задания
с развернутым ответом включает в себя лишь проектируемые варианты ответа, не охватывающие всех возможных направлений рассуждения. Это отражено в инструкциях: «Могут быть приведены следующие причины (функции, факторы, примеры, аргументы и т.п.)», «Возможны иные правильные варианты ответа», «Могут быть приведены иные причины (функции, факторы, примеры, аргументы и т.п.»

Также следует обращать внимание на возможность выпускника аргументировать, конкретизировать различные позиции, точки зрения. Это отражено в инструкциях: «В случае согласия с мнением… могут быть приведены…; в случае несогласия с мнением… могут быть приведены…»; «В случае утвердительного ответа на вопрос может быть указано, что…;
в случае отрицательного ответа на вопрос может быть указано, что…»

В задании 21 пункты плана могут быть сформулированы в тезисной, вопросной или номинативной форме; возможно также сочетание форм записи пунктов плана.

Результаты оценивания переносятся в протокол проверки[1].


Рисунок 1. Вариант формата бланка протокола проверки развернутых ответов

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в Протокол проверки развернутых ответов следует иметь в виду следующее.

Если экзаменуемый не приступал к выполнению задания (ответ на задание в принципе отсутствует или отмечен номер задания, но нет никаких иных записей), эксперт ставит Х в соответствующую колонку протокола. Если задание выполнено неправильно – 0.

Если в ответе перепутаны номера заданий и ответы на них (допустим, выпускник указывает номер 21, но содержание ответа не соответствует требованию задания 21), а по содержанию ответа:

- можно определить, какое задание выполнил выпускник, то ответ оценивается и балл выставляется за задание, соответствующее фактическому содержанию ответа, а за задание, номер которого указан, выставляется Х как за отсутствующее задание (например, в случае, когда выпускник указал 21, а отвечал фактически на 22, проверяем и ставим балл за 22, а за 21 ставим Х);

- невозможно определить, какое задание выполнил выпускник (например, работа выпускника представляет собой «сплошной ответ» без указания номеров заданий), то по всем некорректно оформленным заданиям выставляем X.

Если указан один и тот же номер задания два раза, а по содержанию ответа можно определить фактически выполненные задания, то необходимо оценить оба задания (например, ученик отметил номером 21 два выполненных задания, одно из которых по содержанию соответствует номеру 21, а другое номеру 22, проверяем и ставим баллы за 21 и 22 задания).

Если указан номер только одного задания, но в ответе содержатся позиции, относящиеся к нескольким разным заданиям, проверяется ответ только на задание, номер которого указан, а по остальным выставляется Х (например, если выпускник указал номер 21, но в ответе есть позиции, относящиеся к заданию 22/23/24 и т.п., номера которых не обозначены, проверяется 21, и за него выставляется соответствующий балл, за остальные задания выставляется X).

При оценивании ответов на задание 1 следует учитывать, что:

если, раскрывая смысл понятия, выпускник не даёт полное научное определение, но при этом анализ ответа свидетельствует о том, что выпускник понимает суть этого понятия, не искажает его, то такой ответ оценивается как правильный.

Не засчитываются как правильный элемент ответа следующие ситуации:

– если характеристика родовой принадлежности обозначена тем же понятием, смысл которого должен быть раскрыт (например, «социальная группа – это группа людей…»);

– если смысл понятия раскрыт только через отрицание (например, «рыночная экономика – это экономика, в которой нет преобладания государственной собственности на средства производства…») или только через этимологию слова (например, слово «демократия» в переводе с греческого «власть народа»), метафору или аллегорию (например, «налоги в государстве подобны парусам корабля…»);

– если раскрытие смысла понятия подменено примером соответствующего объекта (например, монархия – это Великобритания);

– если смысл понятия раскрыт с использованием понятия / термина, который уже представлен в формулировке задания (например, выполняя задание: «Какие два из перечисленных понятий используются для обозначения государственных символов? Герб, конституция, флаг, парламент, правительство», - экзаменуемый ответит: «флаг / герб – это символ государства» и т.п.)

При оценивании ответов на задание 6 следует учитывать, что содержание ответа должно содержать чёткий ответ на заданные вопросы (например, ответ на вопрос «В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов» должен содержать указание именно на опасность, а не рассуждения о действиях мошенников и т.п.) Ответ на вопрос: «Каковы должны быть действия…» должен содержать описание конкретных поступков, действий субъекта.

 

При оценивании ответов на задание 12 следует учитывать, насколько корректно обучающийся проанализировал диаграмму, установил сходство и различие в позициях отвечающих, сформулировал соответствующие выводы и высказал собственное предположение о причинах этого сходства и различия.

Если в ответе сделаны выводы, которые отличаются от приведённых в примерном ответе разработчиков, то эксперту следует проанализировать данные диаграммы и установить корректность сделанных участником ОГЭ выводов.

Подчеркнём, что высказанные предположения могут отличаться и от приведённого в примерном ответе, и от сформулированного самим экспертом. Главное, чтобы высказанное выпускником предположение действительно могло служить объяснением причин установленного обучающимся сходства / различия в позициях групп отвечающих.

Если обучающийся формулирует два вывода, и высказывает одно уместное предположение, обосновывающее оба приведенных вывода, рекомендуем оценивать такой ответ 3 баллами.

Если наряду с сформулированными одним-двумя корректными выводами сделан(-ы) один-два некорректных вывода, рекомендуем оценивать на 1 балл ниже, чем предусмотрено для соответствующей комбинации верных элементов.

Не засчитываются как правильный элемент ответа следующие ситуации:

– если выводы подменяются простым описанием данных диаграммы;

– если в выводах обучающийся сравнивает не позиции групп опрошенных, а позиции опрошенных в рамках одной группы.

При оценивании ответов на задания 21-24 следует учитывать следующее.

Если, выполняя задание 21 (составление плана), участник ОГЭ выделяет иное, чем предложенное в критериях количество пунктов, то необходимо внимательно проанализировать исходный текст и определить корректность такого подхода.

Если, выполняя задание 22, состоящее из трёх взаимосвязанных вопросов, обучающийся отвечает на них не в той последовательности, в какой они заданы, независимо от того, пронумерованы или не пронумерованы у него элементы ответа, оцениваем все элементы ответа, которые могут быть идентифицированы, независимо от порядка вопросов.

При оценивании выполнения задания 23 результативными являются только примеры, явно иллюстрирующие заявленные в задании теоретические положения, непосредственно с ними связанные.

При оценивании ответов на задания 23 и 24, требующих высказывания личностной позиции обучающегося и ее аргументации, эксперт должен обращать внимание на логическую связь высказанной позиции и приводимых аргументов. Суждения, не связанные напрямую с заявленным тезисом, не засчитываются, даже, если они являются истинными.

 


[1] Организационно-технологическая схема, используемая при проведении ОГЭ в субъектах Российской Федерации, может предполагать заполнение распечатки протокола проверки развернутых ответов или электронных форм аналогичного назначения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: