Направления исследования и терминология




Содержание

Введение

. Теоретические основы исследований измененного состояния сознания (ИСС)

Направления исследования и терминология

Классификации измененных состояний сознания

Характерные черты ИСС

. Исследования практик использования ИСС

Использование и семантические критерии ИСС

Анализ психоделически измененных состояний сознания

Заключение

Список литературы


Введение

 

Актуальность исследования. Наше сознание предназначено для того, чтобы обеспечить нам адекватную реакцию в том мире, в котором мы живем. В данной социальной среде существуют какие-то общепринятые законы, которые мы не можем нарушить. Вот наше сознание, оно направлено на контроль наших действий и обеспечение адекватных ответов на внешние сигналы среды. Но если условия жизнедеятельности меняются, например, мы переходим в другую социальную среду, где другие принципы, наше сознание должно измениться. И чаще всего это бывает в условиях стресса, каких-то необыкновенных ситуаций, когда вести себя по-прежнему становится опасно для жизни. Приходится приспосабливаться к новым условиям и реагировать по-новому. В этом плане измененные состояния сознания (ИСС) можно приравнять к норме - они просто необходимы для перехода из одного состояния в другое, для адаптации.

Нормальное состояние сознания может определяться как продукт существования в определенных условиях, как физических, так и психосоциальных.

Если посмотреть на это шире, то становится ясно, что человек живет и функционирует в различных состояниях сознания и что разные культуры сильно отличаются в понимании, использовании и отношении к изменённым состояниям сознания. Многие народы, например, считают, что практически каждый нормальный взрослый человек способен входить в транс или может стать одержимым богом, тот же, кто не способен на это, считается психологическим калекой.

Во многих восточных цивилизациях были разработаны разнообразные сложные техники для стимулирования и использования ИСС, например, такие, как йога и дзен.

В наше время собрано множество клинического материала по проблеме изменённых состояний сознания. Учёные долгие годы занимаются проблемами гипноза, разрабатываются многочисленные техники медитации, в клиниках в качестве обезболивающих практикуется приём психоделических препаратов, исследуются проблемы сна и сновидений - всё это и многое другое является гранями изменённых состояний сознания.

В данной работе будут охарактеризованы как общие понятия и характеристики изменённых состояний сознания, так и самые популярные их виды, а также критерии появления таких состояний, их отличительные особенности и влияние на сознание человека.

Объект исследования: научные исследования по ИСС.

Предмет исследования: специфика, классификации ИСС.

Цель исследования: проанализировать теоретические основы и выявить особенности измененных состояний сознания.

Задачи исследования:

проанализировать направления научных исследований по ИСС;

рассмотреть классификации измененных состояний сознания;

охарактеризовать основные черты ИСС;

проанализировать исследования практик использования ИСС.

Структура работы: работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка литературы.

 


Теоретические основы исследований измененного состояния сознания (ИСС)

Направления исследования и терминология

Феноменология и генезис измененных состояний был подробно описан Людвигом, а краткое определение предложено Тартом: «Измененное состояние сознания для данного индивида состоит в том, что он отчетливо ощущает качественные изменения в образцах (формах) психического (mental) функционирования, причем он чувствует не только количественные изменения, но также и то, что некоторое качество или качества его психических процессов - другие».

Людвиг (Ludwig, 1968) перечислил условия, которые могут вызвать измененное состояние сознания:

) снижение внешней стимуляции и (или) моторной активности;

) увеличение внешней стимуляции, двигательной сверхактивности и эмоционального сверхвозбуждения;

) концентрированная и избирательная настороженность - готовность;

) снижение готовности и падение критичности;

) сомато-психологические состояния, такие как гипервентиляция, гипоксемия, обезвоживание, гипогликемия, лишение сна и воздействие критических температур.

Словосочетание «измененные состояния сознания» (ИСС) стало общепринятым обозначением явлений, переживаемых и наблюдаемых в гипнотическом или медитативном трансе, в так называемых истерических диссоциациях, в экстатических состояниях религиозного откровения или во время «одержимости» определенной силой или духовной сущностью, обычно традиционного (родового), божественного или дьявольского происхождения. Различия между этими видами состояний зависят от ситуативного и социокультурного контекста. Они не основаны на психологических или нейрофизиологических различиях.

Анализ литературных источников, посвященных проблеме измененных состояний сознания, указывает на то, что психологическая наука находится только на стадии теоретического определения области исследования этого явления. Таким образом, возникает необходимость изучения ИСС с точки зрения факторов, связующих их причины и процессы их протекания, которые могут (или не могут) повлиять на личностную трансформацию человека. Именно эти факторы не учитываются в современных исследованиях феномена ИСС.

Практические исследования ИСС за рубежом в основном посвящены искусственно вызываемым изменениям сознания - при психофармакологической терапии, алкогольной интоксикации и наркоманиях, применении психодизлептиков, под воздействием промышленных и бытовых химически вредных веществ, при пребывании в атмосфере, загрязненной выхлопными газами, и т. п. Часть исследований касается ИСС в условиях психических дезадаптации, стрессовых психических реакций гипнозе, аутогенной тренировке.

Зарубежные авторы пользуются собирательным термином ИСС, подчеркивая, что его следует применять только при описании психики здоровых людей, сознание которых «изменяется», но не достигает выраженных степеней, характерных для любых нарушений психики. В иностранной литературе подчеркивается, что термин ИСС удобен в работе и отражает современное состояние науки о мозге. Определенную роль играет и то обстоятельство, что семь европейских стран и США, создав специальную программу по изучению ИСС, должны пользоваться единой терминологией.

ИСС исследовались психологами и психиатрами и значительно меньше- физиологами. Обзоры по нейрофизиологическим коррелятам ИСС принадлежат Ф. Фергюсон и М. Дельмопт.

Понятие степеней сознания, как отдельная тема, введено в психофизиологию В. Вундтом: «низшая граница, нулевая точка степеней сознания есть состояние бессознательности. От этого состояния, противостоящего сознанию, как безусловное отсутствие психических связей, следует строго отличать тот факт, что отдельные психические состояния теряют свойство сознательности». В лаборатории В. Вундта осуществлял свои известные экспериментальные работы по этой тематике с применением фармакологических средств (фармакопсихология) Э. Крепелин. Точка зрения В. Вундта и Э. Крепелина в настоящее время развивается школой швейцарского психолога и психиатра А. Диттриха, рассматривающего ИСС как «переходные» между сознательным и бессознательным.

Исходной позицией американского психолога Ч. Тарта является учение В. Джеймса, принципиальный подход которого к проблеме выражен в следующем положении: «Наше бодрствующее сознание есть не более чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг него лежат совершенно другие, потенциальные формы сознания, отделенные тончайшей преградой». Доводом в пользу сказанного является факт «разрывной памяти» - запоминание поступков (в эксперименте - тестов) в определенном состоянии сознания, например, в гипнозе или наркотическом опьянении, и воспроизведение запомненного только в подобном состоянии, в то время как в любом ином состоянии поступки, тесты и т. п. не могут быть воспроизведены. Упомянутые «потенциальные» формы сознания, по Ч. Тарту, и есть ИСС. Напомним, что в клинических проявлениях эпилепсии выделяется «альтернирующее состояние сознания», когда одно состояние «отщепляется» от другого.

Американский исследователь К. Мартиндейл полагает, что ИСС «промежуточны» между повседневным бодрствованием и неосознаваемым, древним, «неопределенным» сознанием. Нетрудно заметить, что эта позиция восходит к психоанализу.

В отечественной литературе термин ИСС употребляют значительно реже, чем за рубежом. Основной причиной является то, что большинство авторов традиционно разделяют сознание на «ясное» (в норме) и «помраченное», «нарушенное» (при психической патологии). Признаками помраченного состояния сознания являются выраженные и грубые расстройства психики: отрешенность от реального мира, выражающаяся в неотчетливом восприятии окружающего, затруднении фиксации или полной невозможности восприятия; отражение реального лишь в виде отдельных бессвязных фрагментов; более или менее выраженной дезориентировке во времени, месте, окружающих лицах, ситуации; нарушение процесса мышления в виде бессвязности с ослаблением или полной невозможностью суждений; затруднение запоминания происходящих событий и субъективных болезненных явлений (воспоминание о периоде помрачения сознания очень отрывочно или совсем отсутствует). Столь грубые нарушения сознания являются предметом «большой психиатрии».

«Малая» психиатрия, изучающая пограничные состояния (неврозы, психопатии, реактивные состояния), отчетливого выделения характерных изменений сознания не делает. Между тем, П. Б. Ганнушкин изложение клиники реактивных состояний, не достигающих степени психоза, начинал с положения о важном диагностическом значении синдрома расстройства сознания, отмечая, что «... синдром этот почти не поддается описанию. Лучше всего охарактеризовать его отрицательным признаком - неспособность правильно расценивать окружающее... Для реактивных расстройств сознания характерна особенность, называемая часто образным термином «сужение сознания»: сосредоточение на узком круге переживаний с забыванием, выключением из сознания всего остального». Возможности развития изменения сознания у больных неврозами, и тем более у здоровых людей в измененных условиях существовании, в литературе практически не рассматривались.

В настоящее время при описании изменения состояния сознании у здоровых людей в отечественной литературе употребляются термины «сужение сознания», «психическое напряжение», реже - «необычные психические состояния». Однако чаще всего указаний на изменение сознания вообще не приводится. Между тем, понятие ИСС, появившееся в нашей литературе на основе описания необычных психических состояний, более точно характеризует особенности психики здоровых людей в определенных ситуациях.

В отечественной психологии и психиатрии термин ИСС чаще всего использовался для обозначения ряда психотических состояний человека. Однако современные психологи настаивают, что его следует применять только при описании психики здоровых людей, сознание которых «изменяется», но не достигает выраженных степеней, характерных для любых нарушений психики. ИСС являются неотъемлемым элементом бодрствования здорового человека, имеют разнообразные причины, недолго продолжаются, сменяются состоянием сознания, свойственным спокойному бодрствованию, либо иным ИСС.

Общим ориентиром ряда работающих в данной области научных школ и направлений принято выдвинутое в 60-х гг. определение немецкого психолога А. Людвига, установившее понимание ИСС как «психических состояний, индуцированных применением разнообразных физиологических, психологических или фармакологических процедур либо факторов, которые можно рассматривать с субъективной точки зрения (или с позиции объективного наблюдателя) как обуславливающие значительные отклонения в самосознании личности или в протекании психологических процессов от определенной структуры, характерной для данного индивида при нормальном состоянии активного бодрствования. Такое значительное отклонение может быть представлено большей, чем привычная, обращенностью к внутренним ощущениям или психоделическим процессам, изменениями в формальных характеристиках мышления и искажением в различной степени восприятия реальности».

Таким образом, по данным зарубежной литературы, ИСС являются неотъемлемым элементом бодрствования здорового человека, имеют разнообразные причины, недолго продолжаются, сменяются состоянием сознания, свойственным спокойному бодрствованию, либо иным ИСС.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: