Истоки использования ИСС находятся в глубокой древности, на заре человеческой цивилизации. Шаманизм насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, более 40000 лет. Системы медитации Хатха-, Лайя-, Раджа-йоги сформировались не позднее 10 тыс. лет до н.э. Техники индукции ИСС, в которых возможны позитивные трансперсональные переживания, тщательно отбирались и передавались из поколения в поколение.
В различных культурах использовались различные способы достижения ИСС. Широко использовались специальные растения. В доколумбовой Америке ацтеки применяли псилоцибиновые грибы при совершении ритуальных обрядов. Эти грибы были известны и жрецам майя в древней Мексике. Еще одно растение, используемое в Центральной Америке - это кактус пейот. Ацтекские легенды приписывают ему божественное происхождение.
В народной медицине Востока и Северной Африки и при совершении религиозных ритуачов издревле применялась конопля. В древней Индии использовался напиток сома, который вызывал экстатические переживания. Скандинавские народы и народы Сибири использовали в ритуальных целях мухоморы.
Широко использовались физиологические механизмы: голод, недосыпание, холод, жара, боль. Если о голоде и о посте известно достаточно много, то недосыпание и бичевание менее известны. Преодоление сна использовалось в визионерских поисках индейцев. В племени хиваро для развития способности видеть духов ученик с опытным шаманом уединяются в джунглях. Глаза натирают составом из трав и в течение семи суток без сна поют песни Силы. Если к концу седьмого дня ученик не увидит духов, делается перерыв и после отдыха процедура повторяется снова.
|
Бичевание во многих религиозных традициях более известно как «умерщвление плоти». Способы были очень разные: ношение неудобной или истязающей одежды типа влаляницы; ношение кандал, вириг, пудовых крестов; погребение себя заживо в чрезвычайно неудобные каменные мешки и др. Члены христианской секты флагелятов хлестали себя в память о бичевании Иисуса и входили, таким образом, в экстатические состояния.
Североамериканские индейцы устраивали «Танцы Солнца», во время которых на спине через надрезы в коже продевались ремни, привязанные к ритуальному столбу. Под палящим солнцем мужчины исполняли танец до тех пор, пока не впадали в транс. Во время транса у них были видения небесных духов.
К психологическим методам индукции ИСС относится бой барабана или бубна, который широко используется у народов Сибири, индейцев Северной Америки, племен Африки. Для вхождения в транс повсеместно использовались танцы (бушмены Калахари, индейцы и др.) Часто используются песнопения. Таковы, например, молитвенные песни балийских монахов (кенджак); многоголосое горловое пение тибетцев, эскимосов, тувинцев, хакасов, монголов; суфийские молитвенные песнопения (киршас, бхаджанс), песни-плачи в русском фольклоре.
К психологическим методам относятся и релаксация, концентрация, деконцентрация, молитва, которые используются во всех духовно-мистических традициях.
Особое место среди методов достижения ИСС занимает работа с дыханием. Теснейшая связь между дыханием и психикой известна с древних времен и зафиксирована уже в первых письменных текстах мировых философско-религиозных традиций. Во многих языках дыхание и дух - однокоренные слова. Эта связь отразилась не только в языке, но и в поговорках, в мифологии. На протяжении тысячелетий йоги использовали пранаяму. Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении, остановке дыхания использовались в шаманизме, кундалини- и сидха-йоге, дзен-буддизме, ваджраяне, дзогчене, даосизме, суфизме и во многих других духовных практиках.
|
Специфическим качеством психоделиков следует признать способность вызывать глубокую диссолюцию (растворение) сознания с временной потерей механизмов психической цензуры, самоконтроля и его рефлексивной самообращенности. В результате создается уникальная ситуация: глубинные психические содержания и забытая информация становятся доступными восприятию. Одновременно наблюдается неспецифическая активация психоделиками всех психических процессов, что увеличивает глубину доступа к психическим содержаниям.
Смысловые образования: значения, образы, смысловые ассоциации теряют системность своей организации и иерархический строй. На этом первом этапе психоделической развертки субъект не дифференцирует логических связок смыслов, он погружен в энергетически заряженный психический материал и отмечает лишь спонтанно звучащие элементы образов, значений и смыслов. Собственное «Я» воспринимается как неопределенное присутствие и неразрывность с этими содержаниями. Данный этап нельзя считать деградационным по отношению к смысловой самоорганизации, т.к. вслед за ним, во всех случаях непрофанического использования психоделиков, наступает реорганизация психических содержаний и смыслов.
|
Следующая картина измененных состояний характеризуется, во-первых, «распаковкой» субъективной истории индивида, во-вторых - реализацией тематической заданности использования психоделика. История человеческой жизни, ее смысловое содержание, может, как совпадать, так и не совпадать с тем, что человек хотел открыть, изменить в себе с помощью психоделии. Вместе с тем и то и другое проявит себя в конкуренции или синергии смыслов, как только сформируется ИСС.
В полноценной развертке ИСС присутствуют четкие семантические критерии, у субъекта появляется особая чувствительность к смыслам и их связям и необычайная глубина их понимания. На этом уровне возрастает активность рефлексии, крайне динамично и многообразно начинают возникать смысловые и образные ассоциации. В их чрезвычайной избыточности, наряду с фантастическими, присутствуют реалистические ассоциации, в них человек опознает вытесненную информацию, а также те смысловые содержания, которые несут креативное, творческое значение. Самовосприятие подвержено той же динамике с поправкой на неразрывность. Даже «умирая» в той или иной фантастической сцене, испытывая кардинальные трансформации, человек не теряет себя, он всегда осведомлен о себе.
Этап, так называемой, психоделической ясности ИСС характеризуется особой органичностью, четкостью самоорганизации психосемантических форм. Образы, смыслы, значения обретают иерархический строй, в котором человек с необычайной ясностью усматривает свои жизненные и смысловые горизонты. Он находит себя изменившимся, понимающим свои проблемы и новые задачи, он часто чувствует сильное побуждение к творческому движению. От обыденных доминант это состояние отличается первенством смыслов саморазвития и достижения принципиально значимых целей.
Индивидуальным результатом психосемантической динамики, по выходу из ИСС, является та или иная новая смысловая наполненность сознания, стремление к переосмыслению своей жизни и дел. Эти перемены часто несут выраженный терапевтический заряд, человек оказывается способным исцелиться от множества психосоматических недугов и психических страданий.
Рассмотрим, удовлетворяют ли ИСС каким-то полезным биологическим, психологическим или социальным функциям человека.
Неадаптивные выражения. Проявления этих ИСС могут представлять:
а) попытки разрешения эмоционального конфликта (например, реакции бегства, амнезии, травматические неврозы);
б) бегство от ответственности и внутреннего напряжения (например, использование наркотиков, алкоголя);
в) органические поражения или нейрофизиологические нарушения (например, токсические состояния);
г) неосторожные и потенциально опасные реакции на определенные стимулы (например, гипноз от автострады, монотонная длительная сторожевая работа).
Адаптивные выражения. Человек использует различные ИСС, чтобы излечиться от болезней, получить новое знание или опыт, выразить психическое напряжение или освободиться от конфликта, не подвергая опасности себя или других, и функционировать в социуме более адекватно и конструктивно.
Наблюдения за многими измененными состояниями сознания, переживаемыми человеком, быстро позволяют сделать вывод, что есть некоторые обязательные условия, способствующие их возникновению. Более того, хотя внешние проявления и субъективный опыт, связанные с различными изменениями в сознании, довольно разнообразны, существуют базовые особенности, являющиеся общими для многих. С функциональной точки зрения становится ясно, что многие изменения состояний сознания служат в качестве «конечных общих путей» для различных форм выражения человека - как адаптивных, так и дезадаптивных.