Классификации измененных состояний сознания




 

В настоящее время в европейской психологии нет традиционной и общепринятой классификации измененных состояний сознания. Поэтому все классификации ИСС, известные на сегодня, или ограничены, или носят условный характер. Мы обнаружили следующие подходы в этом направлении:

. Подход, основанный на понимании причин, вызывающих ИСС;

. Подход, основанный на определении его последствий;

. Подход, основанный на описании самого процесса переживания ИСС.

Наиболее распространены классификации ИСС первого направления. Классической примером такой классификации является предложенная А. Людвигом. С его точки зрения ИСС подразделяются на:

спонтанно возникающие при обычных для данного человека условиях (засыпание или перенапряжение) или в необычных, но естественных обстоятельствах (нормальные роды, экстремальные условия);

искусственно вызываемые воздействием психоактивных веществ (алкоголь, наркотики) или психоактивных процедур (сенсорная изоляция или сенсорная перегрузка);

обусловленные психотехническими приемами (методами психической саморегуляции или суггестии, религиозными обрядами).

А.Людвиг описал следующие основные признаки ИСС:

изменения в мышлении - ведущей становится архаическая манера мышления;

нарушение чувства времени;

снижение сознательного контроля за поведением;

ослабление контроля за проявлением эмоций;

изменение образа тела вплоть до явления деперсонализации;

искажение восприятия с галлюцинаторными эффектами;

придание переживаемым эффектам повышенного смысла и значения;

чувство невыразимости в описании переживаемых эффектов;

чувство возрождения или перерождения;

впечатляемость и гипервнушаемость.

Сходна с приведенным разделением Людвига классификация ИСС российского ученого Д.Л. Спивака. Он строит свое понимание ИСС на базе теории функциональных состояний, упорядочивая их по трем шкалам:

суггестогенные состояния, возникающие при гипнотическом и аутогипнотическом воздействии;

фармакогенные состояния, индуцируемые в результате применения психоактивных препаратов;

«экзогенные» состояния, возникающие при попадании в экстремальные внешние условия.

В классификации индуцирующих ИСС факторов Ч.Тарта учитываются возможности психического аппарата перерабатывать информацию. Он выделяет следующие три группы информационных факторов, с которыми может «не справиться» сознание человека:

перегруженность раздражителями;

полное отсутствие раздражителей, депривация;

аномальные раздражители, на которые не сформированы адекватные реакции.

В.В.Кучеренко с соавторами при классификации причин возникновения ИСС помимо уже перечисленных факторов большое значение придают особенностям дыхания (гипервентиляции легких или длительная задержка дыхания), а также наличию невротических и психотических заболеваний.

Российские исследователи В.В.Кучеренко, В.Ф.Петренко и др. психосемантическими методами выявили следующие изменения форм категоризации сознания субъекта в состоянии измененного сознания:

возникновение нестандартных способов упорядочения внутреннего опыта и переживаний;

сопровождение отражаемого в сознании внутреннего опыта эмоциональными переживаниями;

переживание ИСС не как продукта собственной психической активности, а как нечто независимое от него;

нарушение восприятия времени и сложность воспроизведения последовательности событий.

Американский исследователь ИСС Ч. Тарт описывает 10 основных модулей, в которых происходят изменения: управление движениями; восприятие схемы тела; ощущение; восприятие; восприятие времени, эмоции; память; переработка информации; поведение; структура личности.

В.В.Козлов, пожалуй, единственный из исследователей основывает свою классификацию на «человеческом факторе». Он рассматривает ИСС, индуцированные только психотехническими приемами. Среди факторов, обусловливающих возникновение и переживание этого состояния, он выделяет:

тренированность, уровень организованности внимания-осознания;

опыт «освоения территорий ИСС»;

физическое, психическое состояние и личные особенности человека.

Классификацию российского исследователя О.В.Гордеевой можно отнести ко второму направлению. Она предлагает различать низшие и высшие измененные состояния сознания. Первые, по ее мнению, являются способами дезорганизации психической жизни, вторые - напротив, способами повышения уровня ее организации.

Предложенное В.В. Козловым понимание ИСС можно отнести к третьему типу классификаций, описывающих особенности состояния субъекта при изменениях сознания. В.В. Козлов предлагает карту уровней ИСС, где в континууме уровней измененности сознания имеются следующие крайние шкалы:

состояние четкого, ясного, полного сознания, переживаемое как предельное, пиковое состояние сознания, которое сродни инсайту или озарению;

глубокое психоделическое состояние сознания, с характерными психофизиологическими сдвигами.

В промежутке между этими двумя точками континуума В.В. Козлов выделяет такие состояния как «транс» (вид сумеречного помрачения сознания с нарушением ориентировки в окружающем), «нулевое» состояния сознания (полное отсутствие всякого осознания, аналогичное глубокому сну), а также «особое состояние измененного сознания», в котором происходят качественные изменения психических процессов. Для определения глубины измененности сознания В.В.Козлов также выделяет несколько переменных.

С. Кардаш при описании самого процесса переживания ИСС рассматривает суженные и расширенные состояния сознания. К расширенным ИСС по субъективным ощущениям он относит состояния сверхбодрствования и озарения, трансперсональные переживания, предсмертный опыт. При этом он указывает на увеличение общей активности коры головного мозга и синхронизацию работы его отделов. Суженные ИСС, согласно Кардашу, более близки к состоянию транса. В легких формах суженные состояния сознания сопутствуют деятельности, требующей большой концентрации. При этом происходит избирательное увеличение активности отдельных участков головного мозга.

 


Характерные черты ИСС

семантический сознание психоделический

Несмотря на очевидные расхождения среди ИСС, следует выделить достаточно их сходных черт, которые в той или иной степени характерны для большинства ИСС.

Изменения в мышлении. Это нарушения концентрации внимания, памяти и суждений. Человек практически на способен мыслить, искажается восприятие реальности. Происходит стирание различий между причиной и следствием, сильно выражена двойственность переживаний.

Нарушение чувства времени. Чувство времени и восприятие хронологии событий сильно меняются. Это выражается в виде чувства безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или не поддающееся измерению.

Потеря контроля. Человек, входя или пребывая в ИСС, обычно ощущает страх перед утратой власти над действительностью и самоконтроля. Во время фазы индукции он может активно сопротивляться ощущению ИСС (например, во время сна, гипноза, анестезии), тогда как в других состояниях он может фактически приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментированию (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического переживания).

Изменения в эмоциональном выражении. Происходят внезапные, неожиданные вспышки более примитивных и интенсивных, чем в нормальном состоянии, эмоций. Возникают крайние эмоциональные состояния - от экстаза до глубокого страха и депрессии. Также человек может отдалиться, отстраниться или испытывать интенсивные переживания, никак не проявляя их. Чувство юмора тоже снижается.

Изменение образа тела. При ИСС у людей распространена склонность испытывать разделения тела и души, потери самоосознания или размывание границ между собой и другими, миром или вселенной. Также может не только показаться, что разные части тела увеличились, уменьшились, потеряли вес, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но и появиться спонтанное ощущение головокружения, неясности зрения, оцепенения, потери чувствительности и ощущения покалывания тела.

Искажения восприятия. Содержание этих перцептивных отклонений обусловливается культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет либо скрытые желания и фантазии, выражение базовых страхов или конфликтов, либо простые явления незначительной важности, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний.

Изменения смысла или значения. Иногда, кажется, будто человек испытывает что-то вроде опыта «эврика», во время которого часто возникают чувства абсолютного понимания, озарения и инсайта.

Стоит подчёркнуть, что это чувство повышенного значения, которое является в первую очередь эмоциональным переживанием, имеет мало отношения к объективному содержанию этого опыта.

Чувство невыразимости. Чаще всего из-за уникальности субъективного переживания, связанного с ИСС (например, эстетического, творческого, мистического состояний), люди говорят, что бессмысленно или невозможно передать природу или сущность опыта тому, кто не испытывал подобных переживаний.

Чувства возрождения. Многие, выйдя из некоторых состояний глубокого изменения сознания (например, после психоделического опыта, гипноза, религиозных обращений, приступов спиритической одержимости и даже после некоторых случаев глубокого сна), заявляют о переживании нового чувства надежды, возрождения или перерождения.

Гипервнушаемость. Ослабление способностей человека к проверке реальности или различению субъективной и объективной реальностей. При этом, стремясь компенсировать свои ослабленные критические способности, человек сильнее доверяет внушениям гипнотизера, шамана, лидера, оратора, религиозного целителя или доктора, которые представляются ему всемогущими, авторитетными фигурами.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: