Теория права
Понятие и определение права
Нет всеобъемлющего понятия права, оно по-разному воспринималось и понималось на разных исторических этапах. Право – это один из видов социальных норм, которые регулируют отношения в обществе. Основным отличием права от других видов социальных норм является то, что они фиксируются в документах, регулируют жизненно важные вопросы и за ним всегда стоит государство. Право возникает на определенном этапе развития общества и всегда после появления государства.
Существует несколько подходов к пониманию права:
· Психологический
· Социологический – право – это то, что реально существует в жизни, а не то, что записано в книгах законов. Право понимается как социальное явление. Не как естественная закономерность, и не как государственное предустановление, а как то, что рождается в обществе через отдельные правовые отношения, постепенно складываясь в нормы обычаев, традиций. Часть этих обычаев получает признание государства и становится законами. Но законами не исчерпывается право. Право вообще существует не в нормах, а в отношениях.
· Этатистский - это совокупность норм и правил, установленных и санкционированных государством.
Признаки права:
· Общеобязательность
· Нормы права обеспечиваются и охраняются государством
· Официальный характер
· Формальная определенность
· Системность
Исходя их этих признаков, право – это система общеобязательных правил поведения – норм, формально определённых, закрепленных и опубликованных в официальных актах и поддерживаемых силой государственного принуждения.
Итак, право состоит из правовых норм.
Признаки правовых норм:
1. Общие – призваны регулировать поведение человека и его отношения с другими людьми. Они типичны и используются многократно.
2. Специфические – регулируют значимые для государства сферы, общеобязательны, безальтернативны.
Структура нормы права:
1. Гипотеза – указывает ситуацию, в которой действует норма ЕСЛИ
2. Диспозиция – само правило, основная часть ТО
3. Санкция – что следует, если нарушить норму ИНАЧЕ
Формы (источники) права
Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.
Самым первым и древним источником права следует считать правовой обычай. Это исторически сложившееся правило поведения. Позже часто санкционировалось государством и включалось в его систему правовых норм. Государство признает только те обычаи, которые имеют важную социальную значимость. У правового обычая, есть как положительные, так и отрицательные черты. К положительным относятся возникновение снизу, и вследствие этого добровольность и большая степень исполнения. Также правовой обычай отличает довольно простой язык. К минусам этого источника права относятся - косность, неподвижность, неопределенность и небольшая сфера распространения. Особенно велика значимость обычно-правовых норм в национальных правовых системах Африки и Мадагаскара. В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства.
Следующим источником права является юридический прецедент. Это судебное или административное решение по какому-то конкретному делу, которое становится образцом для решений аналогичных дел в будущем. Как источник права прецедент известен с древнейших времён (см. дело об убийстве в Ниппуре). В первых государствах (Вавилон, Древний Египет и др.) уже на основе судебной практики писались первые сборники законов. В Древнем Риме получает довольно большое распространение. Классическое прецедентное право появилось в Англии и сейчас юридический прецедент является основой англосаксонской правовой системы. Позитивными чертами этого источника права являются построение его на законах логики и здравого смысла, а также обладание большой убедительностью и динамизмом. К отрицательным чертам юридического прецедента относятся отсутствие авторитета, возможность произвола и неопределенность.
Основным источником права является нормативный акт. Это юридический документ, принятый компетентными субъектами правотворчества. Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативный акт как источник права строго пределен, всегда облекается в письменную форму, обладает большим авторитетом, т.к. исходит от государства, позволяет быстро реагировать на потребности жизни. Чтобы нормативный акт стал источником права, он должен быть опубликован, а также он не должен противоречить выше стоящим актам. К нормативному акту предъявляются высокие требования, он должен быть выполнен качественно, должен иметь определенную структуру и должен быть доступен для понимания гражданами. Нормативные акты имеют строгую иерархию. Основным делением нормативных актов является деление на законы и подзаконные акты. Законы - это нормативные акты, которые принимаются в особом порядке органами государственной власти и имеют высшую юридическую силу. Законы в свою очередь подразделяются на основные, к которым относится конституция, конституционные, которые развивают и детализируют положения конституции, и текущие, которые регулируют остальные важные жизненные вопросы. Подзаконные акты издаются на основании законов, конкретизируют их и дополняют. ПА также имеют свою иерархию. На высшей ступени находятся ПА федерального уровня, к которым относятся указы президента, на следующей ступени ПА регионального уровня, и на нижней ступени ПА местного уровня.
Система права
Право выступает не как некое собрание разрозненных норм — правил поведения, а представляет собой системное образование. Любая система предполагает наличие элементов и связей между ними. Система права – это внутренние строение права, деление его на отрасли, подотрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования. В основе деления системы права на отрасли лежат два критерия: предмет и метод правового регулирования.
Предмет правового регулирования (главный критерий) — это совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, относящимися к той или иной отрасли права.
Метод правового регулирования (вспомогательный критерий) — это совокупность юридических приемов, способов, воздействия права на общественные отношения (императивный метод, диспозитивный метод, метод поощрения, метод рекомендаций, метод автономии и равенства сторон и т. д.).
Иными словами, система права – это совокупность правовых норм. Но не всякое множество норм можно назвать системой, поскольку для того, чтобы быть ей, необходимо единство следующих условий:
· Взаимодействие норм друг с другом
· Внутренне единство норм (они должны подчиняться единым принципам и выражать единую государственную волю)
· Внутренняя согласованность норм (они не должны противоречить друг другу, необходимо наличие определенной иерархии между нормами)
Право делится на отрасли, подотрасли и институты. Критерием деления выступает предмет правового регулирования. В некоторых случаях, отрасль не делится на подотрасли, а сразу структурируется по отдельным правовым институтам.
Правовая отрасль – это совокупность норм, регулирующих однородную сферу общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования, например, конституционное право; уголовное право; финансовое право и др.
Правовая подотрасль – совокупность норм, регулирующих несколько отдельных сторон однородных общественных отношений. Например, договорные отношения в рамках гражданского права регулируются обязательным правом, а отношения, связанные с наследством – наследственным. Обе эти подотрасли входят в гражданское право и являются его частью.
Правовой институт -совокупность норм, регулирующих какой-то один вид общественных отношений в рамках данной отрасли или подотрасли. Например, институт купли-продажи, сделок, представительства в рамках гражданского права.
В романо-германской семье система права делится на право публичное и право частное. Основными критериями тут выступают юридическое положение субъектов по отношению друг к другу, особенности метода правового регулирования и др.
Публичное право – это совокупность правовых отраслей, регулирующих отношения, одним из участников которых является государство. При этом оно находится не в равных условиях с другим, а преобладает и диктует свою волю. В связи с этим здесь превалируют императивные нормы, прямо указывающие остальным субъектам, как им следует поступать в том или ином случае. Например, конституционное, административное, налоговое право и др.
Частное право – это совокупность правовых отраслей, регулирующих и защищающих интересы отдельных лиц (физических, юридических ил даже государства) в их взаимоотношениях с другими лицами. Отношения строятся по горизонтали, на принципах равенства субъектов и независимости друг от друга. Таким образом, в этих отношениях может принимать участие и государство, но здесь оно выступает на равных с другими субъектами. Например, гражданское, семейное, трудовое и др. В этих отраслях преобладают диспозитивные правовые нормы.
Система права делится также на право материальное и процессуальное.
Материальное право – это совокупность отраслей, непосредственно регулирующих общественные отношения. Нормы материального оправа отвечают на вопрос – что делать в том или ином случае, как поступать? Пример- гражданское, семейное, трудовое, уголовное и др.
Процессуальное право устанавливает порядок разрешения споров между субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения. Оно позволяет ответить на вопрос – как реализовывать на практике то, что предусмотрено отраслями материального права. Нормы процессуального права в большей степени востребованы специалистами в области юриспруденции: судьями, следователями, прокурорами, адвокатами. Именно процессуальные нормы устанавливают правила ареста, задержания, возбуждения уголовного дела, оформления протоколов и др. Материальное право без процессуального мертво. Пример – гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное, уголовно-процессуально и др.
Особой отраслью является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права — это своего рода наднациональная отрасль права.
Нормативные акты и их виды
Основным источником права является нормативный акт. Это юридический документ, принятый компетентными субъектами правотворчества. Нормативный правовой акт в Российской Федерации (а также во многих других странах с романо-германской правовой системой) является основным, доминирующим источником права. Нормативный акт как источник права строго пределен, всегда облекается в письменную форму, обладает большим авторитетом, т.к. исходит от государства, позволяет быстро реагировать на потребности жизни. Чтобы нормативный акт стал источником права, он должен быть опубликован, а также он не должен противоречить выше стоящим актам. К нормативному акту предъявляются высокие требования, он должен быть выполнен качественно, должен иметь определенную структуру и должен быть доступен для понимания гражданами.
Нормативные акты имеют строгую иерархию. Основным делением нормативных актов является деление на законы и подзаконные акты. Законы - это нормативные акты, которые принимаются в особом порядке органами государственной власти, регулируют важнейшие общественные отношения и имеют высшую юридическую силу. Законы в свою очередь подразделяются на основные, к которым относится конституция, конституционные, которые развивают и детализируют положения конституции, и текущие, которые регулируют остальные важные жизненные вопросы. Подзаконные акты издаются на основании законов, конкретизируют их и дополняют. ПА также имеют свою иерархию. На высшей ступени находятся ПА федерального уровня, к которым относятся указы президента, на следующей ступени ПА регионального уровня, и на нижней ступени ПА местного уровня. Существуют и другие классификации подзаконных актов.