Понятие и психологическая характеристика феномена субкультуры




КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

« Особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур »


Введение

 

В настоящее время все больше современных подростков во всех странах мира примыкают к неформальным группам. Попадая в ту или иную субкультуру, подросток становится с ней единым целым: принимает все порядки и законы нового сообщества, у него меняются взгляды и система ценностей.

Феномен «субкультура» во второй половине XX века стал объектом научных исследований в целом ряде гуманитарных дисциплин. Оказавшись первоначально в центре внимания социологов, увидевших в нем один из важнейших принципов социокультурной стратификации, субкультура быстро привлекла к себе внимание философов, психологов, антропологов и культурологов. Изучение феномена субкультура в контексте психологии начали исследовать с 1997 года (Соколов К.Б., 1997; Абраменкова В.В., 1999; Башкатов И.П., 2002; Григорьева, Е.С., 2003; Левикова, С.И., 2004 Аксютина О.А., 2005; Вершинин М.В., 2005; Киселев, С.В., 2005)

Осмысление феномена субкультуры актуализировало целый ряд вопросов, связанных с пониманием механизмов вовлечения человека в мир культуры, динамики их изменений в современном мире, внутренней дифференциации культуры и т.д. И все же единой устоявшейся системы взглядов на явление субкультуры сегодня нет. Каждая наука понятия «субкультура» интерпретирует и описывает с позиций своих предмета и методологии.

Но сами представители субкультуры имеют собственное представление о себе, и зачастую их совершенно не интересует история возникновения такого феномена, как субкультура. Они живут сегодняшним днем, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика. Они носят другую одежду, поют другие песни, читают другие стихи. Таким образом, они противопоставляют себя окружающим, и естественно на этой почве нередко возникают конфликты. Неконструктивное поведение сторон в конфликтной ситуации ведет к таким негативным последствиям, как рост эмоциональной напряженности, повышение уровня тревожности, провокация неоправданных способов психологической защиты. С другой стороны, конструктивное разрешение конфликта как объективного противоречия может способствовать достижению более высокого уровня развития взаимодействующих сторон. Поэтому в данной работе мы решили исследовать вопрос особенностей конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.

Цель:изучить особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.

Объект: подростки, относящие себя к субкультуре (Готы, Отаку, Эмо).

Предмет: особенности конфликтологической компетентности.

Гипотеза: Представители молодежных субкультур имеют различия в уровнях конфликтологической компетентности.

Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- Подобрать и проанализировать источники современной психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросу: «особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур», Раскрыть сущность понятий «субкультура», «конфликтологическая компетентность», определить их структуру и виды.

- Сделать выводы об особенностях конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.

 

 


Понятие и психологическая характеристика феномена субкультуры

 

Феномен «субкультура» в психологии стал изучаться сравнительно недавно. Поэтому на данный момент существует не так много определений данного феномена, в нашей работе мы рассмотрим некоторые из них:

«Субкультура - (от лат. sub - под, около и cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - англ. subculture; нем. Subkultur; фр. subculture; чешек, subkultura. Совокупность некоторых, негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующих в качестве культуры преступного слоя общества» [22,365]

Рассмотрим подробнее данный подход к понятию субкультура. Здесь мы можем заметить, что основной упор делается на негативную составляющую данного феномена. Так подчеркивается, что у субкультуры есть свои собственные нормы и ценности происходящие от традиционной культуры. Однако функционируют в разрез с мнением окружающих. Поэтому можно сделать вывод, что данный подход рассматривает субкультуру, как некую делинквентную подкультуру. В нашем исследовании мы рассматриваем данный феномен с другого ракурса, поэтому понятие данное словарем иностранных слов, нам не подходит.

«Субкультура - это социальная, этническая или экономическая группа с особым собственным характером в пределах общей культуры общества» - данный подход к определению дает нам Омельченко [13,69]

Рассматривая понятие субкультура, с этой точки зрения, мы можем сделать вывод, что за основу берется то, что данный феномен является составляющей общей культуры, однако имеет некоторые собственные отличительные черты. Но так как в нашей работе мы рассматриваем взаимосвязь таких понятий, как смысловые базовые установки и убеждения, то данное определение является поверхностным.

«Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной» [26]

В данном определении субкультура рассматривается уже не только как некая составляющая общей культуры, но подчеркивается ее взаимосвязь с ней. Так, мы можем выделить, что данный феномен может быть больше или меньше связан с общей культурой. Эта взаимосвязь рассматривается как в социальном плане (т.е. это может быть узкий круг людей, строго ограничивающий общение с окружающими), либо в пространственном (когда субкультура пытается отгородиться от окружающего миря благодаря особой организации своего местоположения). Так же, на основе данного определения, мы можем сделать вывод, что для всех представителей какой-либо субкультуры присущи своя система ценностей, установки, способы поведения как в определенных ситуациях так и в целом.

«Субкультура - некая относительно обособленная или же условно выделяемая по неким критериям органическая часть общей культуры» [4, 486]

Данное определение является наиболее узким отражающим лишь то, что субкультура является составляющей общей культуры. И выделяется благодаря своему социальному или пространственному отчуждению, либо на основе некоторых других показателей.

В работах Абраменковой раскрывается такой аспект изучаемого нами феномена, как детская субкультура «смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития» [1,25]

Выделение детской субкультуры как особого историко-культурного феномена Абраменкова связывала с половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность. В то время, не прошедшие инициацию, члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. Со временем все это превратилось в игровую деятельность (подражание трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых). Абраменкова выделила главные составляющие, которые определяют детскую субкультуру: народные игры, детский фольклор, детский правовой кодекс, детская магия и, детское философствование, детское словотворчество, эстетические представления детей, наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления. Однако данный подход к понятию изучаемого нами феномена рассматривает лишь проявления детской субкультуры, в то время как нас интересует молодежная субкультура.

Если сравнить рассматриваемые нами определения, то можно выделить некую тенденцию. Так, субкультура - это составляющая общей культуры. Следующим параметром является отличительные черты субкультуры. Здесь уже появляются некоторые различия в определениях. Словарь иностранных слов выделяет в субкультуре негативные нормы и ценности, Омельченко - просто указывает на особый собственный характер, сайт посвященный различным субкультурам подчеркивает систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей. На основе данного сравнения можно сказать, что все определения схожи, однако каждый из авторов для себя выделяет различные границы феномена субкультура (более широкие, или узкие).

«Субкультура - картина мира, общая для определенной большой группы людей. Весомую роль в генезисе и эволюции субкультур играет искусство, оно отображает картины мира разных субкультур, а также своеобразным путем формирует и изменяет их. Именно различия в картинах мира порождают разнообразные субкультуры общества. Все разнообразие субкультур в обществе интегрирует в единую культурную систему «ядро культуры». Речь идет об общенациональной картине мира, в которой отражена целостность национальной культуры» - данное определение дает Соколов [23,135]

В нашей работе мы будем опираться на последнее определение понятия субкультура. «Поэтому составляющими субкультуры и одновременно признаками ее оказываются: знание (картина мира в узком смысле); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; процедурное знание (навыки, умения, способы осуществления, методы); потребности и склонности» (см. рис. 1) [21,120]

 

Рис. 1 - Составляющие и признаки субкультуры

 

Критерием наличия и сформированности субкультуры у подростка является совокупность указанных выше параметров. Носителем субкультуры здесь оказывается социальная группа, имеющая определенные культурные признаки, которые отличают ее от других общностей. Под социальной группой мы понимаем большую общность людей, главным признаком которой своя собственная культура, а не место в системе общественных отношений.

Рассмотрим предложенную схему более подробно.

Картина мира (в узком смысле). Под этим понятием имеется в виду вся совокупность знаний и представлений индивида об окружающей действительности, благодаря которым, индивид выстраивает целостный образ социального мира и своего места в нем. На основе этого образа происходит ориентация в жизненном пространстве.

Ценности мы будем понимать как компонент социальной системы, наделенный особым значением в индивидуальном или общественном сознании. Ценностью может быть любой объект (материальный или идеальный), если таковой он является фокусом стремлений, желаний групп или отдельных лиц. К ценностям, которые будут характеризовать и будут выделять субкультуры как таковые, мы отнесем те, которые присущи определенной социальной группе в целом и конкретному индивиду (члену субкультуры) в частности.

Стиль и образ жизни. Так же сюда входят социальные роли и статусы. Под стилем жизни мы будем понимать социально-психологическую категорию, выражающую определенный тип поведения людей. Образ жизни, соответственно, будет характеризовать совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом, принимаемого в совокупности с условиями жизни, которые ее определяют.

Социальные роли и статусы также относятся к стилю и образу жизни. Образ жизни индивида в культуре и субкультуре предполагает набор ролей, выполняемых индивидом в разных обстоятельств. Описать все возможные обстоятельства вряд ли удастся, однако среди них можно выделить классы стандартных обстоятельств, в которые индивид попадает регулярно. В каждом классе таких обстоятельств человек выполняет определенную роль (как правило, одну).

К стилю и образу жизни, который будет характеризовать, и отличать субкультуру как таковую, мы отнесем именно тот стиль и образ жизни, который присущ определенной социальной группе в целом и конкретному члену субкультуры в частности.

Процедурное знание: навыки, умения, способы осуществления, методы. Сюда входит именно то знание, которое необходимо для выполнения набора ролей, предусмотренного для индивида определенной субкультурой.

Потребности и склонности. Потребности мы будем понимать как состояние нехватки из чего-либо, состояние, стимулирующее деятельность, направленную на компенсацию этой нехватки. Потребности лежат в основе образования ценностей.

Склонность мы будем понимать как устойчивую ориентированность человека на что-то, желание заниматься определенным видом деятельности. Склонность формируется и развивается под влиянием жизненных условий, воспитания и обучения.

К потребностям и склонностям, которые будут характеризовать и выделять субкультуры как таковые, мы относим потребности и склонности, присущие определенной социальной группе в целом и конкретному члену субкультуры в частности и удовлетворяющиеся и реализовывающиеся в рамках определенной субкультуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: