Характеристика молодежных субкультур




 

С 60-х годов ХХ в. к проблематике субкультуры стали обращаться ведущие социологи разных стран мира. Ученые именно этого направления первые выделили субкультуру, как нечто новое, в образе повседневной культуры. В отечественной социологии анализ молодежных субкультурных феноменов в это время велся в весьма узких рамках. Это можно было объяснить тем, что указанные феномены, в силу утвердившихся научных парадигм, воспринимались как социальная патология, а подобного рода тематика в основном носила закрытый характер и ее разработка не могла вестись по свободному выбору того или иного исследователя или исследовательского коллектива.

В России разработка проблематики субкультур началась более интенсивно, начиная с середины 70-х и до конца 80-х годов прошлого столетия. Отечественными учеными были сформулированы принципиальные положения, ставшие базисными в теории и методологии исследования субкультур. Однако в 90-е гг. произошел спад интереса к теме субкультур, следствием чего стало снижение исследований и публикаций на тему данного феномена. В большинстве современных учебных пособий, издающихся в наши дни, феномен субкультур трактуется на основании разработок западных исследователей. Однако на данный момент феномен субкультуры претерпел существенные изменения, и поэтому необходимо новое обращение к исходным установкам теории.

Началом зарождения данного феномена считается Великобритания 50-х гг. В то время термины «молодежная культура» и «тинэйджерская культура» считались синонимами. Оба этих термина применялись для обозначения контекста молодежной культуры рабочего класса. Считалось, что молодежь среднего класса обладает иными смыслами, в том числе в отношении долгосрочной карьеры и жизненных достижений.

К середине 60-х гг. молодежная культура начинает интерпретироваться в терминах молодежной культуры в целом, вне ее принадлежности к рабочему классу. Наиболее ярко это проявилось в развитии поп-музыки. Ярким примером явилась группа The Beatles, которая по своему имиджу прошла путь от рабочего класса к среднему.

К концу 60-х гг. музыкальный рынок уже стали разделять на поп и рок. Молодежная культура с этих пор начинает, ассоциироваться с «миром рока», с миром серьезных музыкантов, со студенческой аудиторией, с серьезными фанатами. Молодежная культура все больше и больше начинает означать студенческую культуру.

«Сначала молодежная культура среднего класса была застенчиво-бунтарской. Но уже в 50-х гг. социологи обратили внимание на то, что в процессе становления фанатами рок-н-ролла дети из среднего класса хотя и медленно, и осторожно, но понемногу уже начали воспринимать те ценности, которые до этого были свойственны детям из более низшего класса - а именно: свойственную им грубость, возбуждение, потакание своим желаниям. Иначе говоря, они встали в культурную оппозицию к своим родителям и их ценностям» [13,50]

В это время зародилась субкультура под названием хиппи. Они появились как символ контркультуры, и являлись представителями альтернативной политики. С этого времени молодежь все больше стала уделять свое внимание политике, что зачастую проявлялось в виде демонстраций. Это и стало причиной изучения феномена субкультуры. Стали возникать вопросы: является ли молодежь группой, объединяющей людей по интересам? Является ли молодежь носителем образцов поведения и ценностей, которые, с одной стороны, существенно отличают эту группу от взрослых, с другой, предоставляют своим членам важные идеи для их идентификации, выходящей за рамки классовых различий?

Однако родоначальниками субкультуры считаются Тэдди бои, которые заявили о себе в начале 50-х гг. С тех пор английские молодежные субкультуры всегда ассоциировались в общественном сознании с эксцентричными стилями улиц. За Тэдди в 60-х гг. последовали Моды, в 70-х гг. - бритоголовые и панки. Теперь молодежные стили изменялись, появлялись новые, но уже появившиеся стили практически не исчезали.

Опираясь на принятое ранее за основу понятие субкультуры, мы можем сказать, что под молодежной субкультурой понимается частный случай проявления субкультуры вообще. Приставка «молодежная» сразу определяет культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста. Здесь нужно сделать особый акцент на возрасте, ведь учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он откладывает существенный отпечаток на поведение представителей данной субкультуры.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и в рамках этого активно заявить о себе. Данное явление - это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых.

Сейчас, как и много лет назад окружение не воспринимает всерьез субкультуру, или даже отрицательно к ней относится. «Однако юношеская субкультура не является чем-то независимым, цельным и законченным. Ее содержание всегда производно от культуры взрослых и большей частью вторично по отношению к ней. Она весьма неоднородна, включая в себя множество разных, подчас враждебных друг другу течений» [6,120]

Кроме того, как и все юношеские свойства, субкультура текуча и изменчива. Тем не менее, она социально и психологически реальна и имеет целый ряд постоянных компонентов: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения, ритуалы общения. Ее наиболее общие возрастные свойства лежат на поверхности. Например, юноши и девушки всегда хотят быть современными. Но «современность» нередко понимается как сумма внешних признаков, следование актуальной моде. Поэтому многие юношеские увлечения краткосрочны, рассчитаны на внешний эффект и, подчеркивая собственную «новизну», довольно тривиальны по содержанию. Взрослым трудно понять, как могут развитые, неглупые старшеклассники придавать такое большое значение покрою штанов, длине волос или писать яростные письма протеста в редакцию газеты, напечатавшей критическую заметку о манере исполнения полюбившегося им группы. Но эти моды и причуды нужно рассматривать не изолированно, а в социально-психологическом контексте юношеского жизненного мира.

В юношеских увлечениях проявляется и реализуется чрезвычайно важное для формирующейся личности чувство принадлежности: чтобы быть «своим», нужно выглядеть «как все», и разделять общие увлечения. Кроме того, мода - средство самовыражения: юношеский стиль претендует на уникальность и экспериментальность, подчеркивая свое отличие от «взрослого»; стоит только старшим принять его, как этот стиль сразу утрачивает свой динамизм и актуальность. Далее, мода есть средство коммуникации и идентификации: видимые (одежда, прическа) или слышимые (язык, музыка) знаки служат молодому человеку средством показать, кто он такой, и распознать «своих». Наконец, это средство приобретения статуса в своей среде: поскольку нормы и ценности юношеской субкультуры являются групповыми, овладение ими (например, умение разбираться в хоккее или поп-музыке) становится обязательным и служит способом самоутверждения.

Молодежная мода, будь то одежда или прическа, часто вызывает нарекания и раздражение взрослых. Но, как уже было замечено ранее, конфликты этого рода были всегда. Это происходит не только из-за разницы вкусов отцов и детей, но и из-за того, что дети хотят отличаться от старших, и легче всего это сделать именно с помощью внешних аксессуаров. Одежда и весь внешний облик человека есть не что иное, как способ коммуникации, посредством которого личность информирует окружающих людей о своем статусе, уровне притязаний, вкусах и т.д.

Огромное разнообразие молодежных объединений влечет за собой определенные конфликты, имеющие в основном личностный характер и вытекающий в противостояние между молодыми людьми, относящими себя к разным субкультурным объединениям.

Любая молодежная субкультура имеет определенные правила, порой «неписанные» традиции, ценности, даже взгляды на одинаковые ситуации или происшествия у нескольких субкультур могут кардинально различаться, причем каждая субкультура считает свое мнение наиболее правильным, точным и актуальным. Основное отличие конфликтов молодежных субкультур от конфликтах происходящих в среде взрослых людей в том, что старшее поколение умеет более терпимо и корректно относится к постороннему мнению, или, по крайней мере, только лишь вербально реагировать на выявление каких-либо явных противоречий или различий во взглядах (полемизировать и искать компромисс). Молодежь же более темпераментно реагирует на подобные проявления «непохожести» кого-либо непосредственно на свою социальную группу и всеми силами старается это изменить, но, наталкиваясь на противостояние и нежелание противоположной стороны подчиниться, пытается, опять же благодаря юношескому эгоцентризму, решить подобную проблему физической силой. Именно из подобных ситуаций вытекают молодежные конфликты, межгрупповые выяснения отношений, определение правых, неправых, виновных и пострадавших.

Классификация субкультур по ведущим ценностям и устремлениям:

1. Романтико - эскапистские

Направленность: Расширение границ повседневного традиционного образа жизни, «бегство» из этого мира.

· Хиппи

· Идеанисты

· Толкиенисты

2. Гедонистко - развлекательные

Направленность: Получение удовольствий, поиск развлечений.

· Рейверы

· Рэпперы

· Металлисты

3. Полуделинквентные

Направленность: Стремление к удовольствию, «красивой» жизни с использованием криминальных средств.

· Люберы

· Гопники

4. Радикально - деструктивные (анархо-нигилистические)

Направленность: Отрицание существующих социальных норм, стремление к переустройству общества.

· Анархисты

· Панки

Промежуточную позицию занимают «фанаты» и «байкеры», которые с точки зрения ценностных ориентаций могут быть отнесены ко второй группе (гедонистко - развлекательные), а принимая во внимание асоциальные проявления - к третьей (полуделинквентные).

Так же общеизвестная классификация по увлечениям:

· Байкеры

· Готы и сатанисты

· Граффитеры

· Металлисты, рокеры

· Моды

· Отаку (анимешники)

· Панки

· Растаманы (растафари)

· Рэйверы

· Ролевые игры (ролевки)

· Рэперы

· Скинхэды

· Транс-культура

· Фурри

· Футбольные болельщики

· Хакеры и кракеры

· Хиппи

В нашем исследовании мы остановимся на трех субкультурах, это: Готы, Отаку, Эмо.

Готическая субкультура

Готика. В Словаре русского языка этим понятием обозначается «художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII веке во Франции и распространившийся по всей западной Европе» [23,34]

Сейчас термин «готика» можно отнести не только к архитектуре Средневековья. В середине ХХ века этим понятием стали обозначать еще и особую субкультуру.

Готическая субкультура включает в себя столько понятий и движений, что порой даже неясно, как именно удалось их собрать в одно целое. Найти двух одинаковых готов практически невозможно - настолько велик разброс взглядов, мировоззрений. Многие изучают историю, знают множество языков и пишут поразительной красоты творения. Иные просто наслаждаются духом старины (этим во многом можно объяснить любовь готов к старым кладбищам). Некоторые вообще не увлекаются ничем подобным, их среда - иные субкультуры, например, киберпанк и даже Дикий Запад. Но все же есть нечто, объединяющее их, - это тот самый «готический» дух - особое восприятие окружающей действительности через призму собственного сознания, общее душевное состояние.

Индивидуализм - один из краеугольных камней в основании данной общности. Многие представители данной субкультуры занимаются творчеством. Они создают вещи, разные по форме и содержанию, времени и назначению. Литература, скульптура, живопись, музыка. Почти в любой области искусства есть «готичные» произведения. В литературе - это иногда философские трактаты, эссе, исторические романы, в музыке - инструментальный по большей части фолк, кельтская музыка, альтернативные переработки языческих песнопений, порой рок и металл.

Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.

Современная готическая субкультура возникла в конце 70-х, как ответвление от стиля панк. Готы того времени сильно отличались от современных, имидж был во многом заимствован от панков, лишь расцветка была в более темных тонах.

С большой долей уверенностью можно утверждать, что пирсинг в современном виде был введен именно готами, естественно пирсинг был известен в течение многих веков, начиная с древнейшей истории, но именно готы сделали его эстетикой. Из элементов доставшихся в наследство от панков следует отметить такую вещь как шипованные браслеты и ошейники, если браслеты до сих пор широко используются не только готами, но и металлистами и панками, то ошейники это деталь «одежды» характерная только для готов. Из нововведений следует отметить использование грима и маникюра лицами обоих полов. Готы использовали достаточно грубый грим - белое лицо, обведенные черным глаза, черные губы, черные ногти на руках. Как видно из выше перечисленного ранние готы достаточно много взяли у панков, но при этом ввели в обиход достаточно нововведений, что указывает на самобытность субкультуры.

«Точкой отсчета истории готической субкультуры считается 1979 год, а точнее выход в этом году сингла группы Bauhaus «Bela Lugosi’s Dead» - по множеству причин эта песня (изначально написанная как шутка) и стала причиной появления готическая субкультуры в том виде, в каком мы знаем ее сейчас» [5]

В данной композиции поется про Бэла Лугоши, культового актера, самой знаменитой ролью которого стал Дракула 1931 года (этот момент прочно связал готов с вампирами). В припеве песни есть слова «Undead, undead, undead» (именно благодаря этому припеву и появился «девиз» готов). Множество ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме The Hunger (Голод). Данный фильм - о двух современных вампирах (еще одна связь с вампирами), которые пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а делая надрез маленьким ножиком в форме анкха (египетского символа вечной жизни), именно благодаря использованию в фильме The Hunger, анкх стал символом готов, используемым и поныне.

Конец ХХ - начало ХХI века становится новой стадией развития готической субкультуры. Это время стремительного формирования «темной культуры», в целом под этим термином имеют в виду общую «темную» субкультуру, включающую в себя вампиризм, фетишизм, тафофолизм и т.д. Активную роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло развитием сети Интернет.

Готическое мировоззрение - особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Также характерной чертой большинства готов является восприятие смерти как фетиш, обобщая можно сказать что, большая часть готов являются танатофилами (любителями смерти), хотя встречаются и более «тяжелые стадии». Характерными чертами готов являются «артистичность» и стремление к самовыражению (проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, создание поэзии, живописи, других видов искусства).

Готическую субкультуру нельзя назвать конфликтной. Данная молодежь скорее старается оставаться в стороне и быть наблюдателем. Однако в последние годы в России участились конфликты между представителями данной субкультуры и подростками в стиле Эмо. Это происходит из-за постоянной путаницы этих двух стилей. В данных молодежных направлениях много общего. Так, например Эмо вслед за готами выбрали черный цвет для символизма. Именно поэтому многие Готы считают, что эмоциональные подростки, пытаются подражать им, но в свою очередь просто унижают их субкультуру. Еще делает похожими эти два направления наличие страдания. Что в субкультуру Эмо, что всубкультуру Готов люди часто попадают, пережив некий сложный период жизни. Поэтому, что к Эмо, что к Готике люди приходят после «черной» полосы жизни. Но если течение Эмо является более поверхностным и легким, то Готы - это более глубокий, осмысленный и чрезмерно правдивый стиль. Если Эмо к определенной ситуации решит промолчать и спрятаться за челку, напустив на глаза слезы, то Готы готовы отстаивать свою точку зрения, правдиво и открыто заявлять свою позицию. Поэтому можно сказать, что в конфликтной ситуации данная субкультура скорее всего будет придерживаться конкурентного стиля.

Отаку, как представители субкультуры

Отаку - термин, пришедший из японского языка, обозначающий человека фанатично увлекающегося чем-либо. Вне Японии, а так же и в России, этот термин употребляется, в основном, по отношению к поклонникам аниме (японской мультипликации) и манги (японских историй в картинках).

В современном японском сленге отаку используется по отношению к ярым фанатам, не скрывающим своих увлечений. Существует несколько разновидностей отаку: аниме отаку (фанаты, проводящие много времени без перерыва за просмотром аниме), манга отаку (поклонники японских рассказов в картинках), пасокон отаку (ребята, помешанные на персональных компьютерах), гемму отаку (фанаты видео игр), и отаку - поклонники музыкальных идолов - широко разрекламированных певцов. Так же существуют тетсудо отаку (ребята, изучающие метро и прочие катакомбы) и гунжи отаку (помешанные на всем, что связано с военным делом).

Изначально считалось, что отаку могут являться лишь юноши, однако среди отаку немало и девушек. Например, в районе Токио Higashi Ikebukuro существует так называемая девичья аллея. К девичьей аллее относяться как девушки школьного возраста, так и домохозяйки за 40. «Особенность аллеи заключается в большом количестве книжных магазинов, специализирующихся на комиксах и книжках об однополой любви среди мужского населения. Так же на полках присутствует японский самиздат - Dojinshi - манга, издащаяся фанатами-любителями» [17]

Существует множество классификаций отаку. Внутри данной субкультуры чаще всего используется классификация по степени увлеченности:

. Новичок. Эта стадия начинается с просмотра случайного аниме, далее этого человека будут интересовать лишь подобный жанр и сюжет. После он, скорее всего, захочет увеличить свой «арсенал» просмотренного.

2. Анимешник. Увеличивается количество просмотренного аниме. Также анимешник уже начинает разбираться в героях, чаще беседовать на темы, посвященные аниме. Далее происходит освоение манги.

3. Отаку. Он уже не пренебрегает никаким аниме, а смотрит все подряд. Возможно, Отаку уже захочет сам развивать истории просмотренные, или прочитанные им, это может вылиться в «додзинси» (рисование любительской манги), «фанфиках» (любительские произведения, продолжающие сюжеты любимых аниме / манги) или «фанарте» (любительская графика, изображающая заимствованных или оригинальных персонажей). Со временем Отаку в той или иной мере увлекается японской культурой, бытом, жизнью. Аниме и все, что с ним связано становится неотъемлемой частью жизни такого человека.

4. «Сумасшедший» Отаку. Аниме для такого человека становится образом жизни, новинки - целью жизни. Всякие семейные, рабочие, финансовые, личные вопросы отходят на второй план перед аниме. Вся его квартира уставлена фигурками героев аниме, на стенах приклеены соответствующие плакаты, комната не прибрана (на чистоту ему плевать), соседи / родственники, с кем он живет, недовольны, потому что из его запертой комнаты постоянно слышны голоса персонажей аниме.

Такой человек забывает о сне, для него нет иной реальности, чем мир аниме. Он запоем смотрит / читает столько аниме / манги, сколько сможет. На работе / учебе ему не просто скучно, он буквально спит при малейшей возможности. Сам он становится либо чересчур эмоциональным, либо слишком замкнутым в себе и в мире аниме. Его лексика сведется сплошь к распространенным японским выражениям. Очень велика вероятность, что такой человек будет изучать японский язык всеми доступными средствами хотя бы на уровне начинающего.

В настоящее время в России направление Отаку не слишком известно, поэтому конфликты с представителями других субкультур носят единичный характер.

Эмо, как представители субкультуры

Появление Эмо произошло в США. Начало было положено музыкой в 80х годах. Это была своеобразная смесь тяжелого рока с панком. Эта музыка получила определение «Вашингтонский хардкор». Однако, позже подобные группы начали экспериментировать со своими песнями. Их музыка стала мелодичнее, в ней появились новые элементы вокала. В 1985 году выделилась группа Embrace, а ее музыку прозвали ЭМО, сокращенно от слова «эмоциональный», «эмоции». Далее многие подобные группы начинают в своих песнях делать акцент на эмоциональности. В начале 90х годов эмо-стиль определяется как отдельная субкультура.

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и таких эмоциональных состояний, как грусть, тоска, романтическая любовь. Девиз неформального движения «Эмо» звучит так: «Плачь всегда и везде, где есть люди. Если будешь плакать в одиночестве, кто станет тебя жалеть? Уткнись в коленки и подвывай: «Меня никто не любит!», «Меня все ненавидят!», «Я никому не нужен!», «Пожалейте меня, люди!».

Эмо отгораживаются от мира длинными челками, лицо и губы делают бледными, ретушируя их, а глаза рисуют черной подводкой, подчеркивая этим боль и тревогу. В образе Эмо преобладает черный цвет, что может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. Часто он сочетается с розовым - это своеобразный вызов общей мрачности, отрицание связи с готической субкультурой и приближение к панк-року, надежда на любовь, романтику и нежность.

Таким образом, быть Эмо - означает находиться в печали, депрессии, писать стихи в стиле «потока сознания», с простой рифмой (или «белый стих»), с обращением к телу, особенно к сердцу, с использованием мрачных прилагательных в порядке нагнетания, мотивов быстротечности времени и возвышенной любви.

Эмо делают пирсинг, проколы, «тоннели», в целом ряде случаев решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на себя и свои проблемы. Специалисты считают, что представители Эмо причиняют себе боль физическую, чтобы заглушить боль душевную, и, таким образом, протестуют против бездушья, безразличия, жестокости взрослых. «На основе исследований Мартина Грехема (2006) журналисты Интерфакса подчеркивают, что хоть эмо-культура и лишена «агрессивного мачизма», но эти «плаксивые девочки и мальчики», в отличие от ненавидящих всех панков и готов, ненавидят себя и романтизируют смерть» [31]

Поэтому не случайно специалисты бьют тревогу по поводу суицидальной направленности и виктимности подростков-эмо.

Ранее нами было уже описано, что у представителей данной субкультуры нередки конфликтами с Готами, однако это не все. Эмо также подвергаются гонениям и со стороны других субкультур, таких как рэперы, скинхеды, панки. Однако поведение в данных конфликтных ситуациях скорее можно охарактеризовать как уход. Эмо не пытается отстоять свои интересы, они просто подчиняются событиям. В сою очередь конфликтные ситуации возникают не только с представителями других субкультур, но также и внутри самого направления. В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные Эмо называют себя «тру» (от английского true - правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке - называют «позёрами». Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позёров» и отрезают им чёлки - характерную черту внешнего вида эмо-кидов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: