Понятие и психологическая характеристика конфликтологической компетентности




психологический субкультура молодежный конфликтологический

Понятие «конфликтологическая компетентность» в психологии стало изучаться сравнительно недавно. Поэтому на данный момент существует не так много определений. Изначально мы исследовали само понятие компетентность, т.к. именно оно легло в основу конфликтологической компетентности.

В психологической энциклопедии дано такое определение компетентности «это степень овладения нужными умениями и навыками» [20, с. 251]

Рассматривая понятие компетентность, с этой точки зрения, мы можем сделать вывод, что здесь делается упор на освоенные субъектом способы выполнения действия, т.е. выработка поведения в конфликте. Но так как в нашей работе мы хотим освятить конфликтологическую компетентность наиболее полно, то и понятие компетентности должно нести в себе больше информации.

Если обратиться к Новейшему психологическому словарю под редакцией Шапаря, то в этом плане компетентность выступает, как «психосоциальное качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, которое дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением». [16, с. 203]

В данном определении компетентность рассматривается уже не как совокупность навыков и умений, а как психосоциальное качество, образуемое не только с помощью самого человека, но и социума. На основе данного качества, человек способен действовать определенным способом, т.е. уверенно.

Так как понятие компетентность является заимствованным из иностранного языка, то мы посчитали необходимым рассмотреть также первоначальный смысл, который вкладывался в данный феномен. Для этого мы обратились к Ф.Ф. Павленкову, который в своей книге «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» определил компетентность как «круг знания, в котором мнения известного лица могут считаться в некоторой степени авторитетом». [17, с. 105]

Данное определение, объясняет понятие компетентности с точки зрения теоретических знаний, однако здесь мы можем проследить взаимодействие данных знаний с социумом, т.е. обладая данными знаниями человек, может считаться в определенном окружении значимым, и к его суждениям могут прислушиваться.

В настоящее время понятие компетентности стало очень часто использоваться не только с точки зрения науки психологии, но и в обыденной жизни, а именно при приеме на работу, т.к. человек должен быть компетентным в необходимой области. Поэтому мы также приводим определение данного понятия из «Словаря бизнес терминов». «Компетентность - знания, опыт, образование в определенной области деятельности» [25]

Данный подход предполагает, что компетентность является как теоретическими знаниями, так и опытом человека, т.е. уже проводится параллель между практикой и теорией. Также здесь указываются, что эти знания и опыт должны быть в определенной области, получается, что понятие компетентности ограничено определенными рамками.

М.А. Попов дает следующие понятие компетентности «это достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений» [18, с. 210]

В данном определении компетентность рассматривается как необходимые теоретические знания для дальнейшего поведения. Здесь мы можем заметить, что компетентность является не просто действием, а основательным суждением, т.е. она может считаться авторитетной. Также как и в прошлом определении подчеркнута граница компетентности, т.е. она не может быть общей, а лишь касаться определенного круга явлений.

Если сравнить рассматриваемые нами определения, то можно выделить некую тенденцию. Так, компетентность - это совокупность теоретических знаний, умений и навыков, которые помогают человеку действовать определенным образом. Некоторые из авторов пишут о том, что компетентность может распространяться лишь на определенную область действий и явлений.

На основе данного сравнения можно сказать, что все определения схожи, однако каждый из авторов для себя выделяет различные границы компетентности (более широкие, или узкие).

Так как в дальнейшем мы будем рассматривать понятие конфликтологической компетентности, в которую мы вкладываем определенные знания в дальнейшем помогающие личности конструктивно разрешать конфликты, то определение, данное М.А. Поповым, наиболее полно отражает необходимую нам грань компетентности. А именно, что компетентность это знания, необходимые для решения вопросов в определенной области (в нашем случае определенной областью является конфликт).

После рассмотрения нескольких определений компетентности мы выбрали одно, на которое в будущем будем опираться. При разборе понятия М.А. Попова, мы пришли к выводу, что компетентность относится лишь к определенному кругу явлений, а значит, имеет множество разновидностей, к примеру таких, как социально-психологическая, коммуникативная, профессиональная, техническая, поведенческая, стратегическая, социальная, языковая, учебная и другие. В нашей работе мы будем исследовать конфликтологическую компетентность.

Проанализировав ряд источников современной психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, мы пришли к выводу, что в настоящее время у понятия «конфликтологическая компетентность» есть несколько синонимов, это: «конфликтологическая компетенция», «конфликтная компетентность», «конфликтологическая культура» и «конфликтологическая грамотность». В нашей работе мы рассмотрим некоторые из данных понятий:

В отечественной психологии традиционно понятие конфликтологической компетентности связывают с именем Б.И. Хасана. Он ввел данный термин в 1996 году, а именно в своей книге «психотехника конфликта и конфликтная компетентность». Таким образом «конфликтологическая компетентность - это способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации» [29, с. 49]

Данный подход предполагает, что конфликтологическая компетенция может быть рассмотрена на двух уровнях. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его осознания для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.

Г.В. Чекмарева в своей статье «Развиваем конфликтологическую компетентность дает такое определение данного понятия «Конфликтологическая компетентность - совокупность теоретических знаний, умений и навыков, позволяющих цивилизованно выстраивать общение и выбирать достойные варианты поведения в конфликтных ситуациях» [30]

Рассматривая понятие конфликтологическая компетентность, с этой точки зрения, мы можем сделать вывод, что здесь делается упор на знания, умения и навыки, которые в свою очередь помогают человеку выстроить модель своего поведения в конфликте. Но так как в нашей работе мы хотим осветить конфликтологическую компетентность наиболее полно, то данное определение является поверхностным.

Н.В. Масюкевич рассматривает конфликтологическую компетентность с точки зрения осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте, и способности использовать ту или иную в зависимости от ситуации.

В данном определении конфликтная компетентность вновь рассматривается как теоретические знания, но на этот раз они касаются собственно стратегий поведения в конфликте. И сама конфликтная компетентность помогает выбрать наиболее подходящую стратегию, в зависимости от ситуации. Т.е. получается, что данные знания имеют не узко ограниченный характер, а носят ситуационный характер.

В своей статье «К вопросу о формировании конфликтной компетентности в младшем школьном возрасте» Г.Г. Бекмаганбетова рассматривает данную компетентность, как «освоение позиции партнерства, сотрудничества на фоне позитивного овладения способами регуляции поведения». [2, с. 83]

Рассмотрим подробнее данный подход. Здесь мы снова видим упоминание стратегий поведения в конфликте, однако упор делается лишь на одну стратегию - сотрудничество. Т.е. получается, что в данном подходе конфликтная компетентность - это овладение одной из стратегий поведения в конфликте, за счет чего после происходит нормализация самого поведения.

О.И. Щербакова в своей статье «Развитие конфликтологической культуры личности» считает, что конфликтологическая культура «проявляется в способности решать проблемы и преодолевать противоречия конструктивными способами. Конструктивным (продуктивным) можно назвать такой выход человека из конфликта, для которого характерно следующее: решение проблемы с учетом интересов обеих сторон; осознанное, адекватное ситуации зрелое поведение; сохранение или улучшение взаимоотношений между оппонентами» [31, с. 56]

В данном определении конфликтологическая культура представляет собой собственно умения человека разрешать конфликты конструктивным путем. При более тщательном рассмотрении характеристики конструктивных способов разрешения конфликта, мы приходим к выводу, что здесь расписана одна из стратегий поведения в конфликте, а именно сотрудничество.

В статье «К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности» А.Б. Немкова рассматривает конфликтологическую компетентность, как «способность и готовность к осуществлению деятельности по профилактике конфликта, в реальном конфликте как способность и готовность минимизировать деструктивные формы конфликта и перевести их в конструктивное русло, и при необходимости выступить посредником или медиатором в разрешении конфликта» [14, с. 13]

В данном определении конфликтологическая компетентность рассматривается уже не как теоретические знания, а уже собственно как способность и готовность действовать с целью профилактики, либо уже в самом конфликте. Здесь мы можем заметить то, что конфликтологическая компетентность помогает перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло.

Если сравнить рассматриваемые нами определения, то можно выделить некую тенденцию. Так, конфликтологическая компетентность - это совокупность теоретических знаний, которые помогают человеку действовать определенным образом в конфликте. Некоторые из авторов (О.И. Щербакова, Г.Г. Бекмаганбетова) пишут о том, что действия в конфликте должны строиться на основе знаний о такой стратегии, как сотрудничество. Н.В. Масюкевич, же в свою очередь подчеркивает, что конфликтологическая компетентность не может иметь четкий алгоритм поведения в конфликте, и все зависит от ситуации. Однако и здесь подчеркивается роль стратегий поведения в конфликте. Б.И. Хасан также пишет о значимой роли стратегий.

На основе данного сравнения можно сказать, что все определения схожи, однако каждый из авторов для себя выделяет различные границы конфликтологической компетентности (более широкие, или узкие).

Ранее нами было рассмотрено несколько определений компетентности. После тщательного разбора терминов мы выбрали одно - М.А. Попова, где компетентность выступает как достаточная осведомленность, необходимая для того, чтобы решать вопросы в известной области и произносить основательные суждения по поводу определенного круга явлений. Так как за основу мы выбрали именно это определение, то конфликтологическую компетентность мы рассматривали в том же ключе. В понятии А.Б. Немковой также как и в определении компетентности отражена способность субъекта решать вопросы в определенной области знания, т.е. в области конфликта. Основательные суждения в отношении отдельных явлений, про которые пишет Попов можно сравнить с ролью посредника или медиатора у А.Б. Немковой.

На основе данного определения можно выделить следующие функции конфликтологической компетентности:

1. Мобилизационная. Под которой понимается способность рассматривать конфликт в качестве неотъемлемой составляющей нашей жизни и не избегать конфликтного взаимодействия;

2. Информативная. Способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видению перспектив его разрешения. Содержание данной функции включает выделение позитивных черт конфликта и трезвую оценку имеющегося: фактов, информации, знаний или представлений о реальности;

. Прогностическая. Способность применять различные техники для минимизации деструктивных форм конфликта и перевода их в позитивное русло;

. Регулятивная. Способность осуществлять деятельность посредника или медиатора. Выясняя позиции, интересы и цели участников конфликта, посредник способствует сбалансированному решению конфликта;

. Ценностная. Данная функция позволяет изменить отношение к конфликту в условиях расширения контактов, деятельности;

. Рефлексивная. Она используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин.

. Интегративная. Является ведущей и ее предназначение заключается в том, чтобы данная компетенция носила продуктивный характер.

Степень сформированности функций конфликтологической компетентности внутренне обусловила ее структуру как совокупность следующих компонентов:

§ мотивационный, включающий систему побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражающей состояние внутренних побуждающих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликте;

§ когнитивный, реализующийся через систему знаний о структуре и динамике конфликта, активных и пассивных конфликтных стратегиях, барьерах в общении, профилактике конфликта, ведении переговоров;

§ поведенческий, включающий основное умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное;

§ ценностно-смысловой, представляющий отношение к конфликту как к норме взаимодействия между людьми; отношение к насилию и ненасилию как способу отстаивания собственной точки зрения; разрешение конфликта, в котором обе стороны достигают свои цели, что становится возможным при взаимной направленности на партнера;

§ эмоционально-волевой саморегуляции, проявляющейся в адекватной самооценке, способности управлять собственными эмоциями в предконфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, особенно гневом, способности и готовности к эмпатии, рефлексии, самокритичности, умении достичь в конфликте целей самоактуализации и саморазвития, инициативности.

В своей статье «К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности» А.Б. Немкова разработала схему, отображающую сущность конфликтологической компетентности (см. рис. 1).

 

 


Рисунок 1 - Структурно-функциональная модель конфликтологической компетенции

 

На основе анализа каждого определения, мы смогли выявить определенную тенденцию: субкультура - это составляющая общей культуры, со своими отличительными чертами. Однако каждый автор выделяет собственные характеристики данного феномена. Это негативные нормы и ценности; система, установок, способов поведения и жизненных стилей; особый собственный характер; знание, образ жизни, социальные институты как системы норм, процедурное знание, потребности и склонности.

Далее нами была рассмотрена характеристика молодежных групп, а именно зарождение данного феномена, отличительные черты представителей: специфический набор ценностей и норм поведения, определенные вкусы, формы одежды и внешнего вида, чувство групповой общности и солидарности, характерная манера поведения, ритуалы общения; и классификации субкультур. А также более подробно были рассмотрены такие субкультуры, как Готы, Отаку, Эмо. Мы смогли выявить, что наиболее часто возникают конфликты у представителей готической субкультуры и Эмо. Поведение Готов можно охарактеризовать как конкуренцию, Эмо - уход (избегающий стиль). Данные стратегии поведения в конфликтной ситуации относятся к низкому уровню конфликтологической компетентности. В настоящее время в России направление Отаку не слишком известно, поэтому конфликты с представителями других субкультур носят единичный характер. Проанализировав различные источники определить даже примерный уровень конфликтологической компетентности данной субкультуры не возможно, для этого необходимо эмпирическое исследование.

Также нами были рассмотрены различные подходы к понятию «конфликтологическая компетентность». На основе анализа каждого определения, мы смогли выявить определенную тенденцию: конфликтологическая компетентность - это совокупность теоретических знаний, которые помогают человеку действовать определенным образом в конфликте. Некоторые из авторов (О.И. Щербакова, Г.Г. Бекмаганбетова) пишут о том, что действия в конфликте должны строиться на основе знаний о такой стратегии, как сотрудничество. Н.В. Масюкевич, же в свою очередь подчеркивает, что конфликтологическая компетентность не может иметь четкий алгоритм поведения в конфликте, и все зависит от ситуации.


Заключение

 

С помощью проведенного нами психологического анализа литературы по проблеме конфликтологической компетентности мы смогли обнаружить неоднозначность данного понятия. В отечественной психологии данное определение появилось сравнительно недавно, поэтому подходов к его осознанию существует не так много. Мы смогли выявить, что у понятия «конфликтологическая компетентность» существует несколько синонимов, таких как конфликтологическая компетенция», «конфликтная компетентность», «конфликтологическая культура» и «конфликтологическая грамотность». Мы рассмотрели каждый из данных подходов.

В нашей работе мы опирались на понятие конфликтологической компетентности, данное А.Б. Немковой. Она рассматривает ее не только как теоретические знания, а как способность и готовность действовать с целью профилактики, либо уже в самом конфликте. Данное понятии показывает, что конфликтологическая компетентность помогает перевести деструктивный конфликт в конструктивное русло.

Нами были рассмотрены различные виды субкультур. Мы смогли выявить, что чаще всего конфликты возникают у представителей таких субкультур, как Готы и Эмо.

Целью нашей работы было исследовать особенности конфликтологической компетентности у представителей молодежных субкультур.

Объектом нашего исследования выступили подростки, относящие себя к субкультуре (Готы, Отаку, Эмо).

Предмет исследования - особенности конфликтологической компетентности.

В начале нашей работе мы предположили, что у представителей различных субкультур уровень конфликтологической компетентности неодинаков.

Таким образом, на основе проделанной исследовательской работы мы можем заключить, что поставленная в начале исследования гипотеза, гласящая, что после проведения социально-психологического тренинга показатели конфликтологической компетентности у людей в период ранней взрослости будут выше, чем до проведения тренинга - подтвердилась.

 

 


Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1980. стр. 89-95

2. Бекмаганбетова Г.Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности в младшем школьном возрасте // Начальная школа плюс До и После. 2009. №4, С. 83-85.

. Васильев Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2007. 174 с.

. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогическое общество России, 2003. 512 с.

. Дена Д. Преодоление разногласий. СПб., 1994. 132 с.

. Зайцева Т.В. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. СПб.: Речь, М.: Смысл, 2002. 45 с.

. Комалова Л.Р. Конфликтологическая компетентность как профессиональный принцип конструктивной коммуникации в конфликте // Социальное управление, коммуникация и социальные проектные технологии: Материалы Всероссийской конференции приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, Москва, 5-6 октября 2005 г./ Редколлегия А.В. Тихонов (отв. ред.), и др.: Институт социологии РАН, 2006, С. 347-351.

8. Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. М.1992. 213 с.

. Крайг, Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2008. 992 с.

. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Калуга, 1994. С. 41-92

. Мак-Кей М., Роджерс П., Мак-Кей Ю. Укрощение гнева. СПб.: Питер, 1997. 352 с.

. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 896 с.

. Масюкевич Н. Конфликтная компетентность. [Электронный ресурс] // Кабинет психолога Натальи Масюкевич: [сайт]. URL:https://masjukevich.blog.nur.kz/2009/04/13/konfliktnaya-kompetentnost/ (дата обращения: 02.02.2011).

. Немкова А.Б. К вопросу о становлении конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. №10. С. 12-18.

. Ниренберг Дж. «Маэстро переговоров» / Деловой бестселлер. Мн: Парадокс, 1997. 416 с.

. Новейший психологический словарь/ под общ. Ред. В.Б. Шапаря. Ростов н/Д.:Феникс, 2005. 808 с.

. Павленков Ф. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка - 2-е издание. СПб, 1911. 368 с.

. Попов М. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. СПб, 1907

. Порхачева Л.В., Джус К.Я. Особенности развития личности в период ранней взрослости // Л.И. Божович и современная психология личности. М., 2008

. Психологическая энциклопедия. Под редакцией Р. Корсини, А. Ауэрбаха. Питер, 2006. - 1096 с.

. Психологические тесты / под Ред. А.А. Карелина. М., 2001. С. 69-77

. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. Спб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. 352 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: