В грандиозных масштабах наши войска проводили операции по окружению и ликвидации группировок врага. Неприятельские части, попадавшие в «мешок», как правило, располагали огромной боевой техникой и поэтому представляли собой серьезную силу, способную оказать яростное сопротивление. На штурмовую авиацию возлагалась задача уничтожения боевой техники окруженных немецких группировок и оборонительных сооружений.
Например, при ликвидации бобруйского «котла» только группы штурмовиков тт. Мочалова и Калейникова уничтожили колонну противника из 400 автомашин, а группа лейтенанта Червоновского в то же время произвела налет на два железнодорожных [56] состава и разбила 18 вагонов и 8 платформ с оружием и боеприпасами.
Значительный интерес представляют действия штурмовой авиации при ликвидации группировки противника, окруженной нашими войсками в районе Бялы Камень.
Командование немецкой группировки, стремясь вырваться из окружения, сосредоточивало в кулак танки и артиллерию. Об этом сообщила наша разведка. Требовалось точно определить место сосредоточения вражеской техники и уничтожить ее. Такую задачу получил Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант Чепелюк, командир одной из групп «ильюшиных». При подготовке к вылету Чепелюк подробно разработал план действий, ознакомил летчиков с местностью по карте и с наиболее характерными ориентирами, дал каждому точное задание. Одни должны были подавить зенитные батареи противника, другие — штурмовать танки, артиллерийские позиции, скопления пехоты.
Видимость в районе цели оказалась плохой, так как вокруг стоял дым пожаров. Но этот же дым помог штурмовикам незаметно подойти к позициям немцев. Чтобы определить, где сосредоточены войска и огневые средства противника, Чепелюк сделал холостой ход. Но, поняв наш маневр, немцы при появлении штурмовиков прекратили огонь артиллерии. Заметив расположение позиций, Чепелюк [57] прошел Дальше и с небольшой высоты осмотрел весь район. Зенитная артиллерия молчала. Тогда наши летчики решили повторить холостой заход на более ограниченном участке, на котором предполагали найти артиллерийские позиции немцев. Наземные войска для целеуказания авиации выпустили в направлении немецких позиций ракеты. С малой высоты отлично можно было различить орудия, замаскированные в кустах. Их было немало. Тов. Чепелюк решил, что именно тут и надо нанести удар.
|
Началась атака. Летчики действовали по точному плану. Одно звено успешно атаковало замаскированные орудия, другое било по минометным батареям и взорвало склад боеприпасов.
Пробыв над целью полчаса, группа сделала шесть заходов. Попытки противника оказать штурмовикам сопротивление были тщетными. Наши летчики сумели своевременно подавить зенитный огонь и обеспечить себе свободу действий в воздухе.
Группа вернулась на аэродром в полном составе.
В тесном взаимодействии с авиацией осуществлялась также и вся операция по окружению противника в районе Будапешта.
Плохие метеорологические условия не помешали отлично подготовленным экипажам самолетов днем и ночью бомбить вражеские войска, нарушать его автомобильные и железнодорожные перевозки.
Офицеры авиационных частей, находившиеся непосредственно на передовой линии фронта, наблюдавшие положение на поле боя, при первой необходимости немедленно вызывали по радио группы «ильюшиных», и те прокладывали нашим войскам путь, уничтожая вражеские узлы сопротивления, истребляя самолеты противника в воздухе и на [58] аэродромах. Сотни примеров свидетельствуют о неутомимости наших летчиков, их высоком летном мастерстве, их находчивости, решимости и отваге.
|
Так, в один из своих налетов «ильюшины» сожгли на вражеском аэродроме 14 «фокке-вульф» и «мессершмитт-109». Наша авиация при этом потерь не имела.
Группа «илов», которую вел лейтенант Горин, без сопровождения истребителей вышла для нанесения удара по опорным пунктам неприятеля в левобережной части Будапешта. Густая дымка не позволила видеть что-либо с высоты более 500 метров. Но самолеты удачно спикировали и сбросили бомбы на скопившиеся в одном месте 50 танков и 200 автомашин. Налет был настолько неожиданным, что зенитная артиллерия противника открыла огонь с большим опозданием. Уничтожив и повредив до 10 танков и 30 автомашин, а также создав много очагов пожара, группа в полном составе возвратилась на базу.
В другой раз четырем «ильюшиным» старшего лейтенанта Рябова пришлось действовать по опорному пункту противника у западного вокзала города Будапешта, что называется, вслепую, — настолько сильна была дымка, скрывавшая от них цель. Но, получив по радио подтверждение, что самолеты находятся над целью, «илы» пошли в атаку. Прямым попаданием бомб было разрушено два здания, превращенные противником в сильные узлы сопротивления. Воспользовавшись этим, наша пехота, находившаяся поблизости, быстро овладела обоими объектами.
|
Бои, происходившие в западной части города — Буде, сильно отличались от тех, которые наземные войска вели в открытом поле. Буда расположена на сильно пересеченной местности, застроенной каменными [59] зданиями и крепостями, которые гитлеровцы превратили в мощные узлы сопротивления. Каждый дом был насыщен пулеметами, автоматами, пушками. Чтобы облегчить нашей пехоте овладение этими опорными пунктами противника, авиация и артиллерия предварительно «обрабатывали» каждый объект в отдельности. Ни днем, ни ночью летчики не знали отдыха. Они сбрасывали бомбовый груз, обстреливали крепость из пушек и погребли под развалинами зданий сотни вражеских солдат и офицеров.
Ожесточенные бои разыгрались также в районе парка и королевского дворца. Подступы к этим укрепленным узлам сопротивления были минированы и обнесены колючей проволокой. Там засел многочисленный гарнизон. Подавить его огонь, дать возможность пехоте вплотную подойти к этим объектам и овладеть ими, — такая задача была возложена на штурмовиков. Группы по 10—20 «илов», прикрываемых истребителями, волна за волной появлялись над целью. Бомбовые залпы и пушечные снаряды метко поражали ее. Целый день длились бои. Бывало, что при ликвидации окруженного врага штурмовики производили свыше 3000 самолето-вылетов. Так, громя одну группировку немцев, наша штурмовая авиация уничтожила 70 танков, 20 бронетранспортеров, свыше 400 автомашин, до 25 паровозов и 150 железнодорожных вагонов, а также свыше 2 полков пехоты. В воздушных боях было сбито 56 самолетов гитлеровцев.