Карнак. Храм Рамсеса III




 

Передний двор Большого храма Амона был, вероятно, заложен еще до того, как началось строительство храма Рамсеса II. Возможно, стена двора была не закончена, но ведь ни один фараон, желая возвести памятник в угодном ему месте, не останавливался перед тем, чтобы снести стену предшественника. Почему Рамсес решил возвести храм именно здесь, неизвестно, если только он не был построен на месте более древнего святилища.

В храм попадали через передний двор Большого храма (G). Две статуи Рамсеса охраняли пилон с каждой стороны от входа. Сам пилон сильно поврежден, но несколько скульптурных групп сохранились; сцены изображают фараона, убивающего пленников в присутствии Амона‑Ра. Это излюбленная тема украшения пилонов, возможно иллюстрирующая слова Аменхотепа II об убийстве им пленников «пред стенами Фив».

Храм, в первую очередь, интересен тем, что является идеальным образцом храмовой постройки своего времени. Несмотря на небольшие размеры, он обладает достаточным количеством дворов и вестибюлей; колоннады выполнены с соблюдением всех строительных канонов, а святилище, как и положено, расположено на одной оси с входом. По этим причинам храм может служить образцом, на примере которого можно изучать устройство египетского храма Нового царства.

Ось храма проходит с севера на юг, притом что вход расположен на севере. Ворота ведут через пилон в открытый двор, окруженный с трех сторон крытыми колоннадами. Колонны имеют квадратную форму, у каждой стоят осирические статуи фараона, жестоко изувеченные христианскими или мусульманскими фанатиками. Сцены на стенах колоннады изображают религиозные обряды и процессии, вероятно происходившие на этом дворе. На одной стороне процессия со священной ладьей фиванской триады, на другой стороне процессия бога Мина, церемония заканчивается поклонением изваянию бога, после того как оно окончательно возвращается в святилище.

Как это обычно бывает в храмах Нового царства, дальняя сторона двора, противоположная входу, находится на более высоком уровне и образует вестибюль или портик, к которому поднимаются по пандусу. В вестибюле стоят две черные гранитные статуи Сехмет; нужно заметить, что большинство известных статуй этой богини сделаны из черного гранита. Почему это так, неизвестно, то ли этот камень использовали специально, то ли он был прочнее других. Статуи богинь с более милостивым характером, например Исиды, редко высекались в этом материале, и это, скорее всего, указывает на то, что черный гранит использовали намеренно, так как считали подходящим материалом для яростной Сехмет. Рельефы на стенах вестибюля изображают религиозные ритуалы и не представляют большого интереса. На косяках двери, ведущей в гипостильный зал, изображены фигуры Рамсеса, когда‑то они были обшиты металлом – золотом или бронзой. Металлические листы прибивали гвоздями, и отверстия от гвоздей – все, что осталось от былого великолепия. Деревянные двери, безусловно, были также украшены металлом. Когда Соломон украшал храм Яхве «золотыми щитами», он только следовал примеру египетских фараонов.

Гипостильный зал очень мал, здесь находятся лишь восемь колонн. За ним открываются три святилища, стоящие бок о бок. Украшающие их рельефы указывают на то, что храм посвящен фиванской триаде. По бокам и позади святилищ находятся несколько маленьких комнат, лишенных украшений.

 

XIV

Карнак. Храм Птаха

 

Этот маленький храм, хотя и является независимым сооружением, находится внутри ограды на севере от Большого храма Амона. Скорее всего, на этом месте еще во времена XII династии находилось святилище, которое в эпоху XVIII династии перестроили Хатшепсут и Тутмос III, а затем восстановили и расширили Птолемеи.

Входят в него через шесть последовательно расположенных ворот. Первые, третьи и пятые явно принадлежат эпохе Птолемеев, но датировка вторых и четвертых вызывает разногласия: Вейгалл утверждает, что они построены царицей Хатшепсут, Штейндорф отдает эту честь Шабаке Эфиопскому (илл. XVIII, 2). Все врата сильно пострадали от времени и рук фанатиков.

Пятые врата ведут в небольшой двор с четырьмя колоннами с лиственными капителями и ажурными простенками, которыми колонны соединяются друг с другом. Шестой пилон меньше остальных размером, через него, скорее всего, и входили в храм; его возвела Хатшепсут или ее преемник Тутмос III. Через него можно попасть в зал, крыша которого опирается на две шестнадцатигранные колонны. Два из трех гранитных алтарей, стоящих посреди зала, имеют надписи, центральный принадлежит Тутмосу III, а южный Аменемхету I, правителю XII династии. Это последний сохранившийся фрагмент святилища Среднего царства. Святая святых, вид на которую открывается из зала, расположена на главной оси храма; в нем стоит поврежденная статуя Птаха той же эпохи, что и сам храм. Барельефы на стенах изображают сцены поклонения Птаху и Хатор с участием Тутмоса III.

Из святая святых можно попасть в другое святилище, посвященное богине Сехмет. Архитектор позаботился о том, чтобы освещение в этой комнате поражало воображение и создавало оптические иллюзии. Любому, входящему туда в яркий солнечный день, комната кажется абсолютно темной; по мере того как глаза привыкают к мраку, начинает проступать темная фигура, становясь все темнее, по мере того как светлеет комната, так что создается впечатление, будто статуя вбирает тьму в себя. Эта иллюзия создается посредством техники освещения и того, что фигура сделана из черного гранита. Свет попадает внутрь через отверстие в крыше над головой статуи, как бы проливаясь вниз, что оживляет изваяние. Статуя изображает молодую женщину с головой львицы, а мастерство, с которым сделано изваяние, ставит его в ряд выдающихся образцов древнеегипетской пластики.

Несомненно то, что жрецы храма сознавали пугающий эффект освещения, а также и другой феномен, который можно наблюдать до сих пор. Легрен рассказывает, как однажды он вошел в святилище Сехмет и с испугом увидел, как белое сияние пробегает по статуе с головы до ног, потом движется по земле к нему самому и исчезает на полпути. Эти лучи, или волны света, казалось, наполняли всю атмосферу помещения и в древности наверняка приводили в ужас простых египтян, приходивших в святилище, чтобы поклониться богине. Будучи практичным человеком, Легрен начал искать объяснение. Еще до того, как египтолог вошел в помещение, он заметил, что небо покрыли облака, уносимые яростным ветром. На этом основании он пришел к выводу, что волны света, пробегающие по статуе и по земле, представляют собой проекцию облаков. Затем он закрыл отверстие в крыше, так чтобы осталась лишь маленькая щель, и обнаружил, что бегущие по небу облака проецируются в комнату, как это обычно происходит в обычной камере обскура. Этот феномен проекции использовался в Египте во все времена и во многих местах, даже в Новое время он встречается в некоторых христианских церквах. В конце XVII века Пер Ванслеб наблюдал тот же эффект камеры обскура: «В церкви Гемиа‑на (в мае месяце) отмечают праздник явления святого. Одна часовня… побеленная известью, в которой как раз и происходит мнимое явление святого, находится с северной стороны. Я обнаружил, что оно (явление) является всего лишь отражением предметов, двигавшихся мимо церкви на соответствующем расстоянии, и попадает в часовню по воздуху через два окна, которыми часовня освещается… Люди, увидев тень в виде всадника, говорят, что это святой Георгий. Когда видят женщину с ребенком на руках, говорят, что это Пресвятая Дева. Когда видят красноватую тень в виде мужчины, говорят, что это святой Менно, потому что его рисуют в красной одежде».

Статуя Сехмет пользуется недоброй репутацией среди жителей карнакской деревни из‑за одной легенды, в которую они твердо верят. Однажды (о точной дате история умалчивает) какой‑то европеец (имя его легенда тоже не сохранила) проводил в этой комнате раскопки. Как обычно поступают археологи в Египте, он нанял нескольких молодых людей для того, чтобы те носили корзины с землей. В легенде говорится, что крыша храма обвалилась, погребя у ног богини семерых юношей. Самое ужасное во всей истории то, что не удалось отыскать ни тел, ни даже костей погибших, что в глазах людей делало совершенно очевидным факт их съедения богиней. Наверно, в таком виде в народе сохранилась память о том, что перед статуей приносили в жертву детей, так как, судя по всему, Сехмет приносили человеческие жертвы. Единственный дошедший до нас миф с ее участием – это легенда о наказании человечества, в которой она истребляла людей с такой кровожадностью, что в ужас пришел даже сам призвавший ее на помощь Ра, но даже он не смог остановить ее, пока один находчивый бог не решил напоить ее допьяна, после чего она уже не могла видеть свои несчастные жертвы. Вполне вероятно, что прозвище Сехмет «Сокрушительница сердец» имеет отношение к ее кровавым ритуалам.

 

XV

Карнак. Храм Хонсу

 

В настоящее время храмом Хонсу заканчивается путь, по которому проходили процессии из Луксора в Карнак, а самой известной частью храма, возможно, являются каменные ворота эпохи Птолемеев (К), которые когда‑то являлись частью стены. Основное здание относится к правлению Рамсеса III, который посвятил его третьему члену фиванской триады – богу луны Хонсу. Главным образом он являлся богом царей, не имея отношения к народным верованиям, так как простые люди предпочитали поклоняться самой луне, не давая ей имени, или же считали лунными божествами Осириса и Тота. Однако цари определенно считали Хонсу божеством, и довольно часто встречаются изображения фиванской триады, в которых фараон заменяет Хонсу. Даже когда Хонсу изображен как самостоятельное божество, у него на голове черный «локон юности», а в руках знаки царской власти. Личность Хонсу до сих пор остается загадкой, и знакомство с этим богом наверняка прольет свет на некоторые первобытные культы и верования древних египтян.

Шеврие в своем отчете о храме для Службы древностей говорит, что его «фундаментом служат обломки старых зданий разных периодов, на некоторых еще сохранились следы краски. Самые поздние датируются временем Рамсеса III, так что общий план и основная часть здания относятся к его правлению, а последующие фараоны добавили только отделку». «Toute la superstructure est tellement farcie de matériaux remployés qu'on peut se demander si Ramses s'est servi d'un seul bloc vraiment neuf»[3].

Храм построен на одной оси с луксорской аллеей сфинксов и мог служить привратной молельней для шедших пешком с юга. Последние Рамессиды возвели аллею сфинксов от ворот главной стены до входного пилона, сам же пилон может быть творением Рамсеса или его ближайшего преемника, фараона‑жреца Херихора. Пилон практически цел и украшен культовыми сценами, которые датируются правлением одного из поздних фараонов‑жрецов Пинутема I, изображенного вместе с супругой в присутствии различных божеств (илл. XIX).

Двор, куда ведет пилон, был отделан Херихором, после того как после смерти последних марионеточных фараонов верховный жрец Амона, захватив как светскую, так и духовную власть, сделался фараоном. Двойная колоннада папирусовидных колонн с капителями в виде цветков лотоса окружает двор с восточной, северной и западной сторон, на севере колонны стоят на возвышении, куда можно подняться по пандусу. Во двор открываются семь дверей; на юге находится главный вход, проходящий через пилон, на востоке и западе расположено по две двери, ведущие на территорию Большого храма. На севере также находятся две двери, одна на оси храма, она ведет в святая святых, другая дальше на восток; когда‑то через нее открывался проход к особому святилищу, теперь разрушенному (илл. XX, 1).

Северные двери ведут в гипостильный зал с восемью колоннами. Как и множество фиванских храмов, он отличается высоким центральным нефом, который окружают более низкие проходы. Внутренняя отделка относится ко времени последнего фараона Рамессида, когда Херихор еще не принял царского титула, хотя на самом деле обладал царской властью. Двери в северной стене зала выводят на крытую галерею, окружающую святая святых, в свою очередь, двери из самой галереи ведут в несколько комнат и молелен. Лестница, также находящаяся в галерее, ведет на крышу.

В свою очередь, святая святых представляет собой проходную комнату с дверными проемами в обоих концах, так что во время процессии жрецы могли шествовать либо на юг через гипостильный зал и внешний двор и дальше к главным воротам, либо на север через две небольшие комнаты и далее через небольшие ворота, расположенные по оси, на прилегающую к храму территорию.

Несколько малых молелен находятся с обеих сторон осевых залов за святая святых. Они были отделаны Рамсесом IV, ближайшим преемником основателя храма, но очевидно, что сам храм поставлен на месте более древней постройки, так как в стенах молелен найдены каменные блоки, помеченные именами Тутмоса III и Аменхотепа III. Одна из больших молелен, видимо, была посвящена Осирису, который изображен мертвым на похоронных дрогах, оплакиваемый Исидой и Нефтидой.

В этом храме найдена знаменитая статуя Хонсу. Она относится к концу XVIII династии и, возможно, является портретом одного из фараонов. Красивое лицо напоминает работу мастеров Амарны, так же как и несколько приземистая фигура, но выразительность и техника указывают на несколько более поздний период, возможно правление Рамсеса II.

Храм не только прекрасен сам по себе, но и представляет интерес по причине находящихся в нем надписей. Верховный жрец Амона Херихор отмечает, что Хонсу поставил его царем; об этом свидетельствует изображение, известное как Хонсу Фиванский Неферхотеп, кивающий Херихору. «Город отправил посланцев [к Амону], чтобы передать слова Хонсу». Амон подтвердил назначение кивком и устно обещал Херихору двадцать лет верховной власти. Жрец сказал Амону: «О господин, записать ли мне это на камне?» И бог сильно кивнул головой. Жрец вернулся к Хонсу и спросил: «Можно поставить стелу?» И бог сильно кивнул головой». Название храма, вероятно, указано в титуле изображения, которое по‑английски читается как «Хонсу в Фиванском Неферхотепе», возможно, где‑то еще стоит другой храм Неферхотепа.

Самая длинная и, может быть, самая интересная надпись найдена в небольшом греко‑римском храме, примыкающем к главному храму Хонсу. Надпись, несомненно, старше, чем святилище, в котором находится. Она выбита на каменной стеле; поверх изображения двух священных ладей, правая из которых, большая и богато украшенная, принадлежит Хонсу‑Неферхотепу, ее несут десять жрецов, двое из которых также несут опахала, а перед ними идет фараон, воскуряющий благовония. Ладья слева принадлежит Хонсу Советчику, она меньше и гораздо проще, ее несут четыре жреца, а главный жрец Хонсу сжигает благовония. Обе ладьи украшены ястребиными головами, установленными на носу и корме. В надписи рассказывается вся история Бентреш, дочери царя Бехтена и сестры египетской царицы. Ею овладел демон, и никакие средства не могли ее излечить. Тогда было решено прибегнуть к помощи Хонсу‑Неферхотепа и доставить в Бехтен статую Хонсу Советчика (буквально «определяющего судьбу»). Дважды его вопрошали, и оба раза он давал согласие энергичным кивком. «Тогда его величество приказал, чтобы фиванского Хонсу Советчика отвезли на большом корабле с пятью баржами и множеством колесниц и лошадей справа и слева». Прибыв в Бехтен, бог излечил царевну, изгнав злого духа, но царь Бехтена не хотел расставаться с ним и держал изваяние у себя три года и девять месяцев. В конце этого срока Хонсу Советчик, как видно, стал проявлять нетерпение. «Царь Бехтена спал на своей постели, и ему привиделось, что бог, выходя из святилища, превращается в золотого ястреба и летит в сторону Египта. Царь пробудился в страхе». Он пришел в такой ужас, что тут же вернул изваяние, присовокупив богатые дары, которые Хонсу Советчик передал более важному изваянию Хонсу в фиванском храме.

 

XVI

Карнак. Храм Ипет

 

Когда французская экспедиция в конце XVIII века сообщила о древних памятниках в Египте, она отметила превосходную сохранность этого маленького храма, который в то время казался таким новым и чистым, будто только что вышел из рук строителей. С того времени он по очереди выполнял роль полицейского участка, тюрьмы, кухни, а теперь он зовется «Замком летучих мышей», что лишний раз свидетельствует о плачевном состоянии, в котором он оказался, с тех пор как его взяла под свое управление Служба древностей.

Храм (илл. XVII, 2, L) был построен Птолемеем IX (Эвергетом II), который, следуя политике Птолемеев, чтивших народные божества, посвятил его богине‑бегемотихе, связав с ней самого популярного из всех богов – Осириса. В этом храме богиню называли именем Ипет, но в большинстве случаев она известна как Таурт Великая. Она считалась народной, а не жреческой богиней, и святилища ее культа встречаются очень редко.

Вход в храм находится на западе, из которого прямо попадают в колонный зал. Колонны имеют обычные для эпохи Птолемеев лиственные капители с головой Хатор наверху в виде увеличенной абаки. Зарешеченные окна в южной стене пропускают свет. Ко второму залу пристроены боковые камеры, где идеи смерти и жизни символически представлены мертвым Осирисом на его похоронной колеснице и Исидой с маленьким Хором. В другой сцене богиня‑бегемотиха показана в обществе богини‑львицы, защищающей Хора, который в образе сокола стоит в тростнике.

В святая святых находится ниша для статуи богини, а скульптурная отделка говорит, что богиней была Ипет. Под святилищем находится крипта, устроенная таким образом, что статуя богини должна была стоять непосредственно над углублением, где, видимо, хранились реликвии Осириса. Так как храм Ипет также знаменовал рождение Осириса, местонахождение статуи богини рождения отмечало точное место, где произошло это радостное событие.

 

XVII



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: