Министерство образования и науки Российской Федерации
Лаборатория педагогического творчества
Иркутского государственного университета
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Лицей ИГУ г. Иркутска
Методическая разработка
«Образовательное путешествие. Основание Иркутска»
Авторы: Колеснева Галина Геннадьевна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории
МАОУ Лицей ИГУ г. Иркутска
Ильина Ирина Александровна,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №17
Иркутск, 2018
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ
Основной и ведущей целью в преподавании иностранных языков является коммуникация, которая и определяет весь учебный процесс. В современной методике обучения иностранным языкам акцент делается на обучение диалогическому общению. Во многом это связано с необходимостью использовать иностранный язык для международного общения, развития бизнеса, туризма.
В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории и культуры родного края. Однако, анализируя знания учеников 7-го класса по данной теме, был сделан вывод, что учащиеся имеют определенное представление об Иркутске, но чаще имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Потребность в использовании информации о родном городе на иностранном языке крайне высока. По данным новостного агенства «БайкалИнформ» количество иностранных туристов, посещающих Иркутскую область, за последние пять лет увеличилоcь более чем на 30% (более 26 тысяч туристов в 2016 г) [2]. Неконкретность приводит к сложности восприятия и понимания данного материала, затрудняет возможность использовать эти знания в иноязычном общении, а именно при непосредственном общении с иностранными туристами при встрече на улицах города. Нельзя не упомянуть важность темы в процессе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ данной темы. Все чаще КИМ ГИА содержат материалы не только по страноведению, но и по краеведению.
|
Несмотря на большое количество статей, пособий, исследовательских работ по этой теме, данная проблема требует дальнейшего методического разрешения, поскольку современные требования к диалогической речи – научить учащихся вести беседу на изучаемом иностранном языке – не всегда в полной мере выполняется, что обуславливает актуальность проблемы [1].
Методологической основой данного цикла уроков является системно-деятельностный, компетентностный и межкультурный подходы. В рамках учебного материала формируются языковые навыки, углубляются и совершенствуются знания, речевые умения, которые одновременно «работают» на формирование языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Основная цель методической разработки – разработать цикл уроков и подобрать методический материал для развития и совершенствования иноязычной коммуникативной компетенции, повышения интереса обучающихся к овладению иностранным языком, формировании культуры межнациональных отношений, воспитании терпимости и уважении к истории, традициям, культуре, языку своей страны, области и края, а также других народов; помочь учителям иностранного языка в организации процесса изучения краеведческого материала на иностранном языке, что позволяет говорить об универсальности и возможности тиражирования.
|
При планировании цикла уроков стоят следующие задачи:
· отбор ситуаций, лежащих в основе обучения диалогу;
· отбор материала для обучения диалогу (лексические единицы, речевые конструкции);
· способы создания диалогической речевой ситуации на уроке.
Рассмотрим каждую задачу более подробно.
На наш взгляд, важными критериями выбора темы урока или внеурочного занятия является ее значимость, соответствие возрасту, интересам и потребностям учащихся, ее воспитательный и образовательный потенциал. Руководствуясь данными критериями, была выбрана тема «Основание Иркутска».
Еще одним важной задачей является отбор материала к уроку (или циклу уроков). Основной упор предлагается сделать на лексический материал, тексты по краеведению содержат большое количесто специфической лексики, термины и архаизмы. Объем материала должен соответствовать возрасту школьников, а также их языковому уровню на данном этапе. В 7 классе ученик способен освоить около 15 лексических единиц за урок. Речевые конструкции так же должны соответствовать уровню учащихся, новые лексические единице лучше отрабатывать на уже знакомых конструкциях. Общение в диалогах так же будет происходит легче и естественнее при использовании уже знакомых конструкций.
В основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении [3].
Как показал опыт работы, одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются ролевые игры и прием инсценировки. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся [1]. В связи с этим предлагается провести ролевую игру «Музей истории г. Иркутска ». Подлинные предметы истории, находки археологов, макеты, реконструкции исторических реалий, архитектурных сооружений создают определенную атмосферу и настраивают на ролевую игру «Образовательное путешествие. Основание Иркутска».