Методические рекомендации к изучению темы «Проценты» в 5 классе




II Всероссийский онлайн фестиваль практик, технологий, методических разработок, проектов и моделей внедрения ФГОС-2018

Методическая разработка

Урока математики

Тема: «Проценты»

А.Г. Мерзляк и др. Математика: 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. М.: «Вентана-Граф», 2018г.

Автор:

Облакова Ирина Анатольевна

учитель математики

МБОУ ООШ №1 г. Слюдянки

Иркутской области

 

 

2018г.

 

Аннотация

Данная методическая разработка предполагает один из вариантов введения по ФГОС обучающихся 5 класса в тему «Проценты». Она раскрывает актуальность данной темы и дальнейшую её необходимость изучения в старших классах. Может быть полезна учителям математики, работающим в 5 классе.

Методическое обоснование темы.

Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Исторически сложилось так, что люди привыкли привлекать проценты как удобное средство для того, чтобы кратко сообщить количественную информацию о сравнении различных данных, для формального описания относительного изменения измеряемых величин. Именно в таком качестве проценты употребляются при общении людей, а также в статистике, социологии, технике, экономике, психологии, химии, биологии, фармакологии и др. Однако волей авторов школьной программы из скромного технического способа представления результатов сравнения величин «процент» превратился в отдельное понятие, изучаемое в математике.

Изучению “процентов” в программе школьного курса математики отводится достаточно места и выделяется много времени для их усвоения. В курсе математики 5 класса изучается два параграфа: «Проценты. Нахождение процентов от числа», «Нахождение числа по его процентам». Дается разъяснение, что такое «один процент», обучающиеся учатся представлять проценты в виде десятичных дробей и десятичные дроби в виде процентов, находить процент от числа и число по его процентам.

К изучению процентов возвращаются несколько раз в основной и в средней школе, они в дальнейшем встречаются при решении задач. В учебниках 6-9 класса им отводят значительный объем и посвящают большое количество задач. В ОГЭ и ЕГЭ задачи на проценты очень популярны: от самых простых до сложных. В простых задачах, как правило, нужно перейти от процентов к тем величинам, о которых идёт речь в задаче: к рублям, килограммам, секундам, метрам, и так далее. Или наоборот. После этого задача становится понятной и легко решается. При обучении решению задач на проценты обучающиеся знакомятся с разными способами их решения, причем спектр примеров широк.

Вопросы, связанные с процентами, позволяют сделать курс математики практико-ориентированным, показать обучающимся, что приобретаемые ими знания применяются в повседневной жизни.

Методические рекомендации к изучению темы «Проценты» в 5 классе

Свой первый опыт понятия процент дети получают из средств массовой информации, а так же посещая с родителями магазины (скидки, распродажи). В школе впервые с понятием «процент» и его использованием обучающиеся знакомятся в курсе математики 5 класса. По многим УМК в 5 классе данная тема изучается в ознакомительном порядке. В курсе математики автора А.Г. Мерзляка тема «Проценты» является заключительной и изучается в конце учебного года, после тем «Обыкновенные дроби» и «Десятичные дроби», что позволяет выполнять преобразования обыкновенной и десятичных дробей в проценты. С этого и удобнее начать изучение данной темы, опираясь на ранее полученные знания и опыт обучающихся, тем самым создавая почву для введения нового понятия «процент». На последующих уроках решаются задачи на «нахождение процентов от числа», «нахождение числа по его процентам», задания с использованием понятий «половина», «треть», «четверть». Однозначно полезны сведения, открывающие историю появления процентов в математике. Лучше всего дать творческое задание детям «о нахождении сведений о процентах» после первого урока, что стимулирует их к нахождению полезной, нужной информации. На следующем уроке приводится материал из СМИ (можно дать задания, чтобы обучающиеся сами нашли статьи в газетах, в которых идет речь о «процентах»), из открытого банка заданий ОГЭ, где используется понятие «процент».

В 6 классе с процентами сталкиваются при изучении тем «Нахождение дроби от числа» и «Нахождение числа по его дроби». Задачи на проценты редко встречаются в 6-11 классах. Вместе с тем, задачи на проценты присутствуют в материалах ОГЭ и ЕГЭ, обеспечивают успешность решения математических, статистических, физических, биологических и химических задач. Если в 5 классе не акцентировать внимание обучающихся на значении процента, то это не позволит ученикам успешно использовать понятие процента в последующих темах курсов математики и других дисциплин. Опыт показывает, что ученики, которые уверены в знании понятия «процент», тем не менее допускают ошибки при решении задач «на проценты». Эти ошибки являются следствием неэффективного первичного знакомства с этим понятием и методами использования процентов в решении задач. Именно поэтому опытные учителя очень ответственно относятся к изучению темы «Проценты» в 5 классе, и в дальнейшем стараются включать задач на нахождение процента с учетом заданий ОГЭ и ЕГЭ.

Тема урока: «Проценты»

Тип урока: Открытие нового знания

Вид урока: Беседа

Межпредметные и внутрипредметные связи: чтение, география, статистика

Цели урока:
Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести понятие процента

Содержательная: сформировать систему понятий процента, расширить знания учеников за счет включения нового определения.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Структура урока:

1этап. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: