ГОТСКОМ ЯЗЫКЕ И ПИСЬМЕННОСТИ




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное бюджетное образовательное

Учреждение

Пятигорский государственный университет

Институт иностранных языков и международного туризма

Кафедра лингвистики

РЕФЕРАТ

На тему:

Готский язык - древнейший письменный язык, отражающий фонетические (морфологические) черты общегерманского языка-основы.

Выполнили студентки

Курса ТИМ ФРАН

Тамбиева Дж.С

Элесханова М.З

Куштова А.И

Кандидат филологических наук

Джандубаева Н.М

Пятигорск, 2019 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

1. Исторические сведения о готах, готском языке и письменности

 

2. Фонетическая система готского языка

 

3. Особенности грамматического строя. Структура основ

 

4. Служебные слова

 

5. Словообразование

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

Готский язык – древнейший из письменно зафиксированных германских языков дает уникальный материал для изучения комплекса историко-лингвистических дисциплин в германском языковом континууме, оставаясь важнейшим инструментом образования филолога-германиста. Близость

готского языка к общегерманской основе, его архаичность и единство

письменной фиксации позволяют реконструировать прагерманские формы

и прослеживать их изменения, получившие позднее развитие в различных

ареалах. Изучение взаимоотношений готского и других древнегерманских

языков позволяет правильно толковать сложные генетические связи этих

языков, определять характер их развития и взаимовлияния после распада

прагерманской общности.

Данные готского языка позволяют также точнее выявить становление

важнейших общегерманских типологических и структурных особенностей на

фоне индоевропейских, таких как, например, развитие дентального претерита, аналитических форм глагола и имени, особой акцентной структуры слова,

словообразовательных моделей, своеобразного словарного фонда и др.

Готский язык рано обособился от древнегерманского континуума

(языковое состояние т. н. «позднего общегерманского», IV в. н. э.) и постепенно распространился вместе с носителями на территориях заселенных в

основном негерманскими народами. Поэтому нередко его определение исследователями как «колониального языка». Публикация и изучение готских текстов начато в XVII веке. Исследование готских памятников, которые отразили самые первые попытки создания письменно-литературных

форм у древнегерманских этносов, позволяет проследить типологию, тенденции становления отдельных германских литературных языков (значение христианской переводческой традиции, влияние латинского и древнегреческого языков и т. д.).

Материал готского языка доказывает необходимость изучения динамики и хронологии ареальных контактов древнегерманских языков, обусловивших общность их структурных признаков, например, западногерманской группы в отличие от северогерманской. Интересны также связи и

контакты готского языка с языками других народов позднеантичной и раннесредневековой Европы (прибалтийского ареала, кельтскими, «народной

латынью», романскими, славянскими) и его определенное значение для их

развития.

Практическое изучение готских текстов знакомит с методикой сравнительно-исторического анализа и реконструкции на всех языковых уровнях, стимулирует интерес студентов к изучению истории германских языков, литератур и культур их носителей в древнейший период, закладывает

основы историко-филологической культуры.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОТАХ,

ГОТСКОМ ЯЗЫКЕ И ПИСЬМЕННОСТИ

Готский язык, в настоящее время мертвый, был языком одной из основных групп германских племен, обитавших к началу нашей эры по нижнему течение Вислы и в висленско-одерском междуречье, а впоследствии

разделившихся и основавших варварские раннефеодальные королевства на

территории западной части распавшейся Римской империи: остготское королевство в Италии (V-VI вв.) и вестготское королевство в Южной Галлии

и на Пиренейском полуострове (V-VIII вв.).

Готы к началу нашей эры входили в крупную германскую племенную

группировку т. н. вандилов (виндилов), к которой относились бургунды,

вандалы, лугии, гепиды, ругии, герулы, скиры, варины, карины, вероятно

также бастарны и певкины и др. Этнический состав, степень консолидации

и объем этой группировки племен, которая объединялась именем готов,

варьировались в различные периоды их истории. До Великого переселения

народов в I – II вв. н. э. конгломерат этих близкородственных племен (этнически более близкими к готам были тайфалы) занимал восточную, периферийную часть Европы, заселенной германцами, поэтому их принято

называть восточногерманскими племенами. Вероятно, что большинство

предков восточногерманских племен жило до н. э. в Скандинавии, мигрировав оттуда «волнами» через острова Балтийского моря на континент.

Этногенез восточногерманских племен остается предметом дискуссии. Некоторые исследователи считают восточногерманские этносы продуктом смешения уже на континенте южногерманских (западногерманских) колонистов, перешедших через Одер, в местности, где обитали также

кельты, и части скандинавов, пришедших туда из-за Балтийского моря.

При этом колонисты-герминоны были поглощены преобладавшим скандинавским миграционным этносом как основой формирования новых вос-

точногерманских племен. Начало этого сложного и длительного процесса

условно датируется с VII в. до н. э.

Исконной прародиной готов до их переселения на континент является,

по-видимому, Восточная Скандинавия. Но абсолютно достоверных данных

о пребывании готов в Скандинавии нет. На рубеже н. э. они уже занимали

важные территории (остров Готланд – Повисленье), через которые пролегал древний торговый путь из Рима в Скандинавию. О пребывании готов в

Западной Прибалтике свидетельствует топоним Gothiskandza (<*gotisk –

andja «готский берег»), от которого произошло название Гданьска

(Gdańsk). Примечательно, что компонент gut - göt самоназвания готов –

gutþiuda («народ гутов», зафиксировано в VII в.) и gutans / gutani, встречается в восточно-скандинавских топонимах: остров Gotland (на местном

языке Gutland), местности Vastergötland и Östergötland, река Göta-älv, город

Göteborg и др. В античных источниках начала н. э. (Плиний Старший, Птолемей, Тацит) они фигурируют под этнонимами Gutones, Gotones, Gotae,

Gothi и, вероятно, были родственны древнескандинавским гаутам (гётам).

Огласовка автоэтнонима с -о- утвердилась благодаря позднеантичным авторам.

Готы сыграли наиболее важную роль в экспансии восточных германцев, раньше многих других германцев вступивших в столкновение с римлянами на границах и на территории империи. Это ускорило распад у них

первобытнообщинного строя. Только в течение III века н. э. готы участвовали более чем в двух десятков набегов на римские владения. Из всех

древнегерманских племен готы характеризуются наиболее обширными и

активными миграциями, что определило их дальнейшее этническое разделение на вестготов (также «западных готов», визиготов или тервингов –

«лесных», от герм.*terwa- «древесная смола») и остготов (также «восточных готов», остроготов или грейтунгов – «степных», от герм. *greuto- «каменистая почва»). Этнонимы грейтунги и тервинги исчезают в IV веке.

Покинув примерно во второй половине II в. н. э. поэтапно территорию

восточной Германии (нижнее течение р. Вислы), часть готов примерно в

течение века продвигается к побережью Черного и Азовского морей (остготы). Другая часть готов (вестготы) обосновывается на Нижнем Дунае на

границах Римской империи, первыми перейдя к оседлости. Условной границей, разделявшей в этот период ост- и вестготов был Днестр. В это время у готов уже сложилась королевская власть. Остготы оказались в окружении разноязычных племен оседлых земледельцев северного Причерноморья, объединение которых было связано с высокоразвитыми причерноморскими греческими городами-колониями восточно-римских провинций.

Это способствовало тому, что оба готских этноса значительно не различались в своем развитии.

В конце IV в. н. э. вестготские племена, живущие на левобережье Дуная, теснимые с востока кочевниками, предпринимают попытки вторжения

и закрепления на востоке территории Римской империи, покинув ее уже в

начале V в. и устремившись в Центральную Европу. Позднее по этому

«дунайскому пути» последовали остготы, могущественный полиэтнический племенной союз которых в Причерноморье под предводительством

Эрманариха (? – ок. 375 г.) был разгромлен гуннами. Часть остготов к началу V в. оседает в римской провинции Паннония. Важнейшим событием в

истории остготов на рубеже VI в. является создание в завоеванной ими северной части Италии королевства Теодорика Великого (ок. 454 - 526 г.г.),

который проводил политику христианизации остготов, сближения остготской и итало-римской знати. Культурно-политическим центром королевства был г. Равенна. При дворе Теодориха, который сам не был образован,

разворачивалась и поощрялась деятельность таких крупных ученых как

Кассиодор (автор несохранившейся «Истории готов», начальник королевской канцелярии и консул в Риме), Эннодий (поэт), Симмах (политик и историк), Боэций (философ и крупный сановник). В Италии активизировались экономика и строительство. В годы расцвета остготское королевство

включало помимо Италии остров Сицилию, приальпийские области, Далмацию и Прованс.

Характерной тенденцией миграции вестготов в этот период является

их дальнейшее продвижение на юго-запад Европы. В Южной Галлии

(центр – Тулуза), где соперниками вестготов стали франки, и на Пиренеях

(центр – Толедо) последовательно возникают крупные варварские королевства вестготов, сохранявшие связи с остготским государством в Италии. Постоянные войны с римлянами, Византией и другими народами,

конфессионально-культурная и этническая интеграция привели к падению

всех этих готских государств и к ассимиляции готов другими этносами.

В Италии, Испании и на Балканах готский язык исчезает достаточно рано.

Дольше всего немногочисленные укрепленные остготские поселения

сохранялись в Причерноморье (в основном в западной горной части Крыма, заселенной греками и подчиненной Византии, а также с V в. в Приазовье на Таманском полуострове), отрезанные в конце IV в. продвижением

по Причерноморью гуннов и других кочевников. Император Юстиниан I

построил в Крыму для защиты их поселений (в основном сельских) укрепленную линию. Приняв из Византии к VI в. христианство (православие) и

покровительство, крымские готы постепенно грецизируются. Они сохраняли в полиэтнической среде, в ходе многочисленных завоеваний и колонизации Крыма (авары и булгары, хазары, славяне, печенеги, половцы,

монголо-татары, генуэзцы, турки) относительную самостоятельность (автономию) в течение многих столетий. Но своего государства они изначально не создали, развиваясь изолированно от основного готского этноса,

вероятно разделившись на несколько небольших племен и участвуя в этногенезе некоторых крымских народностей. Из средневековых источников в

VI - VII вв. и позднее известна «область Дори» или «Готия» (также город

Доро / Дорос, Феодоро, позже «готфский город-крепость» Мангуп вблизи

Херсонеса-Севастополя), заселенная крымскими готами, которые упоминаются под именами «готфов», «готонов» «тетракситов» (неясный по значению этноним, вероятнее обозначавший готов Приазовья) и «готовтрапезитов» (т.е. живущих у «столовой горы» – местность под Алуштой,

другое толкование из греч. «торговцы»). Предполагается, что ассимиляция

крымских готов как этнического реликта завершилась в ХVШ в.

Сведения о бесписьменном крымско-готском языке не имеют непосредственного характера и крайне скудны. Так, в числе путешественников

на Восток, упоминающих о готах в западном Крыму, был фламандский

монах В.Рубрук, который свидетельствует в 1253 г., что готы в Крыму

в это время говорили на "германском наречии" (idioma Teutonicum). Еще

в XVI веке германский дипломат Бусбек записал в беседе с крымским греком в Константинополе ок. 80 реликтовых крымско-готских слов.

Многие события, образы и сюжеты истории готов нашли отражение

в мифологии, фольклоре и героическом эпосе германских и других европейских народов, в частности, в «Песне о Гильдебранте» (сказание о Теодорихе), в Старшей и Младшей Эдде, в «Песне о Нибелунгах» (сказания

о Теодорихе и Эрманарихе), в сказаниях о Дитрихе Бернском (Теодорихе),

в поэме о Видсиде, в «Вальдере» и «Деоре», а также в латинской поэме

«Вальтарий», в славянской легенде о св. Константине (IX в.), в испанском

эпосе, в «Слове о полку Игореве» и др.

 

У готов, как и у других варварских народов, оказавшихся в первую

очередь под влиянием бурно развивавшейся Византии (армяне, копты,

эфиопы, грузины, славяне), письменность появилась на греческой основе

и была связана с задачами христианизации (перевод Библии) и богослужения, что предопределило ее нормированность и авторитет. Этот тип письменности оказался более единообразным, последовательным и фонографичным, чем стихийно развивавшиеся несовершенные письменности остальных германцев на латинской основе. Легендарный создатель готского

алфавита – Ульфила опирался на греческую письменность и филологическую культуру своего времени, но был знаком и с руническим и с латинским письмом.

Готский алфавит состоял из 27 знаков, 2 из которых употреблялись

только в числовом значении. Все буквы имели название в форме значимого слова, часто соответствовавшее названиям рун. Формы большинства

букв заимствованы из греческого, лишь немногие фигуры (для обозначения /h/, /s/, /r/) имели латинское происхождение или же стали таковыми

позже в остготской традиции. Влияние рунического письма проявилось в

форме букв для обозначения /u/, /þ/, /w/ и /j/, а специальные графемы

<Θ>=/hw/ и <υ>=/kw/ являлись возможной новацией Ульфилы (похожие на

греческие). В целом, негреческого происхождения, по мнению исследователей, до 30% готских графем. Греческое влияние проявилось также в использовании сокращений и диграфов для обозначения /ŋ/, /ī/, /e/ и /o/, а

также в том, то буквы имели цифровую значимость (от 1 до 10 и далее -

десятков и сотен), соответствующую их месту в алфавите. Начертание

большинства букв соответствовало традиционному греческому унциаль-

ному письму IV в. н. э., характеризующемуся круглыми ровными буквами.

Готский алфавит также сохраняет в основе греческий алфавитный ряд.

В целом, вульфилианская графика адекватно передавала фонологические различия готского языка по принципу «1 графема = 1 фонема» во всех

известных рукописях, орфография которых даже при наличии вариантов

и описок, очень единообразна. Фонематический принцип готского алфавита имеет лишь небольшие исключения (см. раздел 2), обусловленные

в частности фонетическими изменениями в языке IV – VI вв.

Как отмечалось, сведения о готском языке достаточно ограничены.

Основные обнаруженные готские письменные памятники – фрагменты

библейского перевода Ульфилы – сохранились в позднейших остготских

рукописях V – VI вв. Это: 1) «Серебряный кодекс» (V - VI вв.), отрывки из

четырех евангелий, 188 листов, 2) «Амброзианские кодексы», четыре рукописи фрагментов библии, 352 листа, 3) «Каролингский кодекс» (V в.),

двуязычная латинско-готская рукопись, 4 листа отрывка библии,

4) «Гиссенский отрывок» (VI в.), 2 листа из латинско-готской рукописи

евангелия от Луки, 5) 8 листов оригинального(?) непереводного комментария к Евангелию от Иоанна – т. н. skeireins («пояснение», ср. гот. gaskeirjan

«разъяснять», skeirs «светлый»). Вероятно, что готская церковная литература, в частности богослужебная, имела и более широкий спектр, не ограничиваясь переводами.

Мелкие, еще более поздние памятники в основном небиблейского характера представлены: а) фрагментом календаря (VII в.) и б) сводной «Алкуиновой рукописью» (IX – X вв.), содержащей два варианта готского алфавита (основа реконструкции готского алфавита в целом), готские словосочетания из евангельского текста и двн. фрагментарные подстрочники,

в) готские глоссы к латинскому тексту арианского епископа Максимина

(VI в.), г) слова и имена к двум латинским папирусным купчим (сер. VI в.).

В Италии также обнаружены палимпсесты (очищенные пергаменты), где

под средневековыми латинскими текстами обнаружены готские тексты,

смытые как «арианские и еретические». Эти источники еще не вошли в научный обиход. Языковым материалом являются также готские имена,

глоссы и слова, зафиксированные латинскими, греческими и старороманскими источниками.

Рунические готские памятники представлены лишь двумя уникальными надписями: на кольце из клада в Пьетроассе (Нижний Дунай, ок. 380 г.),

которая примерно расшифровывается как gutoniowihailag («от готов священный»?) и на наконечнике копья из Ковеля (Полесье, ок. 230 г.), которая

реконструируется как tilarids («нападающий»?). По мнению некоторых ученых, именно у готов руническая письменность впервые среди германцев

получила применение (в Причерноморье?).

Рукописи 1 – 3, а, г и 5 обнаружены в Северной Италии, в частности в

известном монастыре Боббио (2 и 5), в Египте (4) и на территории Герма-

нии (в) и Австрии (б). Вероятно также создание части готских источников

в Тулузском королевстве вестготов. «Серебряный кодекс» представляет

собой дорогой пурпурный пергамент с нанесенными на него серебряными

и золотыми (инициалы) буквами и декором. Под влиянием византийцев готы овладели высокой техникой чернильного письма на пергаменте (ср. гот.

meljan «писать, зарегистрировать, записать(-ся)»), которую затем поддерживали. Впервые «Серебряный кодекс» издан в 1665 году Фр.Юнием.

Важнейшие готские рукописи созданы в период расцвета королевства

Теодориха в Италии и отражают длительную остготскую клерикальнописьменную, переводческую и литургическую традиции (например, тексты

разделены на отрывки для богослужебного чтения - laiktjons). Но даже в

своей совокупности памятники готского языка не позволяют отчетливо судить о его историческом развитии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: