Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку 2016-2017 учебный год
Этап I (школьный) Задания для 7-8 классов
(рассчитаны на выполнение в течение 2 часов)
Фамилия, имя, отчество ______________________________________________________
Дата рождения_________________________ класс ___________
Максимальный балл за работу – 110 баллов
Задание № 1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания (используйте знаки соединения ∕ и разделения Ζ), подчеркните выбранную букву или сочетание букв в скобках.
(Н…)нашлось (н…)одного см…льч…ка который д…рзнул(бы) пр…близит…ся к рас(с/сс)в…репевш…му животному. Только я один (н…)ра(с/сс)терялся потому(что) обл…дая уд…вительной храбростью я с детства умею обузд…вать самых диких коней. Одним прыжком я вс…чил коню на хр…бет и мгнове(н/нн)о укр…тил его. Сразу почу(…)ствовав мою сильную руку он пок…рился мне словно малый ребенок. С торжеством об…ехал я весь двор и вдруг мне захотелось пок…зать своё и(с/сс)ку(с/сс)тво дамам которые сидели за чайным столом. Я направ…л коня к окнуи как вихрь влетел в столовую. Я заставил коня вспрыгнуть на чайный стол и так и(с/сс)ку(с/сс)но прог…рцевал среди рюмок и чашек что (н…)разбил (н…)одной рюмки (н…)одного самого маленького блюдца. Мой друг оч…рова(н/нн)ый моей уд…вительной ловкостью просил меня пр…нять эту в…ликолепную лошадь в подарок. Я был очень рад его подарку так как соб…рался на войну и давно под…скивал себе ск…куна. Через час я уже мчался на новом коне в направлени… к Турци… где в то время шли жестокие бои.
(Р.Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена. Переложение К.Чуковского)
Максимальное количество баллов – 50. (За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл, за каждую пунктуационную ошибку снимается 0,5 балла)
|
Задание № 2. Можно ли считать выделенные слова синонимами? Объясните свой ответ.
Максимальное количество баллов – 3.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание № 3. Найдите в тексте из первого задания русские соответствия славянским словам, приведённым в таблице. (по 1 баллу за каждый верный ответ) Максимальное количество баллов – 4.
Сербский | Польский | Белорусский | Чешский | Русский |
hrbat | grzbiet | hrbet | ||
odwaga | muŽnjst | |||
vreme | czas | дзень | cas | |
wspanialy | шчодры | velkolepy |
Задание № 4. Перед вами предложение на непонятном языке, в котором, однако, приставки, суффиксы, окончания слов, а также их принадлежность к частям речи и связи с другими словами в предложении точно такие же, как и в русском языке. Подчеркните слова как члены предложения и надпишите над ними, к каким частям речи они относятся. Выпишите существительные и глаголы, определите и запишите их морфологические признаки. Максимальное количество баллов – 12.
Буловой линт тресело загужмил ланную гашу.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 5. Прочитайте предложения. Определите, какие ошибки (речевые или грамматические) допущены в них (подчеркните нужное) и запишите исправленные предложения.
|
Максимальное количество баллов – 8.
А. Мальчик упал навзничь и сильно разбил колено. (речевая ошибка / грамматическая ошибка)
_______________________________________________________________________________
Б. Все десять победителей конкурса было награждено призами. (речевая ошибка / грамматическая ошибка)
_______________________________________________________________________________
В. В комнате был камин, в котором давно не разжигали огонь и служивший жильцам полкой. (речевая ошибка / грамматическая ошибка)
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Г. В этом году наша сборная выступила на соревнованиях лучше, чем нежели в прошлом. (речевая ошибка / грамматическая ошибка)
_______________________________________________________________________________
Задание № 6. Хорошо знакомый нам возвратный суффикс - СЯ может иметь разные значения. Ниже глаголы с суффиксом - СЯ разделены на группы. Определите и запишите, какое действие обозначают суффиксы в этих группах. (по 1 баллу за каждый верный ответ)
А.мыться, причесываться — | |
Б.целоваться, обниматься — | |
В.освещаться, уничтожаться — | |
Г. вертеться, хвататься — |
Прочитайте фрагмент басни И.А. Крылова «Собачья дружба». Определите и напишите, к какой группе (группам) относятся глаголы с суффиксом – СЯ. (по 1 баллу за каждый верный ответ)
Тут повар на беду из кухни кинул кость. | |
Вот новые друзья к ней взапуски несутся: | |
Где делися совет и лад? | |
C Пиладом мой Орест грызутся, ‒ | |
Лишь только клочья вверх летят. |
Максимальное количество баллов – 8.
|
Задание № 7.Образуйте и запишите указанные грамматические формы. Если форму образовать невозможно, отметьте это.
Форма настоящего времени 3 лица единственного числа глагола мурлыкать —
________________________________________
Форма будущего времени 1 лица единственного числа глагола победить —
________________________________________
Форма родительного падежа множественного числа существительного болгарин —
________________________________________
Форма творительного падежа числительного две тысячи пятьсот пятьдесят три —
_____________________________________________________________________________
Максимальное количество баллов – 5.
Задание № 8. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Кавказ». Заполните предложенную таблицу: в столбике 2 напишите синонимы, которыми можно заменить выделенные в тексте слова (по 1 баллу за каждое слово ), в столбик 3выпишите из текста стихотворения не более 5 примеров разнотипных средств языковой выразительности (тропы, стилистические фигуры и т.п.) и запишите название каждого из них. (по 1 баллу за каждое)
Максимальное количество баллов – 20.
«Кавказ» | Возможные замены | Языковые средства (пример – название) |
Кавказ подо мною. Один в вышине | 1. | |
Стою над снегами у края стремнины; | ||
Орел, с отдаленной поднявшись вершины, | ||
Парит неподвижно со мной наравне. | ||
Отселе я вижу потоков рожденье | ||
И первое грозных обвалов движенье. | 2. | |
Здесь тучи смиренно идут подо мной; | ||
Сквозь них, низвергаясь, шумят водопады; | ||
Под ними утесов нагие громады; | ||
Там ниже мох тощий, кустарник сухой; | ||
А там уже рощи, зеленые сени, | 3. | |
Где птицы щебечут, где скачут олени. | ||
А там уж и люди гнездятся в горах, | ||
И ползают овцы по злачным стремнинам, | ||
И пастырь нисходит к веселым долинам, | ||
Где мчится Арагва в тенистых брегах, | 4. | |
И нищий наездник таится в ущелье, | ||
Где Терек играет в свирепом веселье; | ||
Играет и воет, как зверь молодой, | ||
Завидевший пищу из клетки железной; | ||
И бьется о берег в вражде бесполезной | 5. | |
И лижет утесы голодной волной... | ||
Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады: | ||
Теснят его грозно немые громады. |