порядок его осуществления




Бюджет - это план организации или центра ответственности, выраженный в натуральных или денежных единицах для управления доходами, расходами и ликвидностью.

Система бюджетирования позволяет руководству предварительно оценить эффективность управленческих решений, оптимально распределить ресурсы между подразделениями организации (центрами ответственности), наметить пути развития и избежать кризисной ситуации в деятельности хозяйствующего субъекта. Его эффективность определяет эффективность работы организации. Процесс бюджетирования условно делится на следующие этапы:

1. определение цели, на достижение которой будут направлены разработка и реализация бюджета;

2. выявление источников получения информации и осуществление ее сбора;

3. определение круга пользователей бюджетом;

4. определение структуры бюджета;

5. сбор информации для подготовки каждого раздела бюджета;

6. непосредственное оформление бюджета.

Составление бюджетов деятельности разных уровней управления преследует такие цели, как:

§ разработка концепции осуществления (планирование) финансово­хозяйственной деятельности на определенный период;

§ оптимизация доходов, затрат и прибыли;

§ координация прибыли;

§ коммуникация - доведение планов до руководителей центров ответственности;

§ мотивация заведующих центров ответственности на достижение поставленных целей;

§ контроль и оценка эффективности работы заведующих центров ответственности путем сравнения фактических результатов деятельности с нормативными;

§ выявление потребностей в денежных ресурсах и оптимизация денежных потоков.

При осуществлении бюджетирования придерживаются таких основных принципов, как:

§ гибкость - это постоянная адаптация к изменениям среды, в которой функционирует организация;

§ непрерывность предполагает "скользящее" планирование;

§ коммуникативность - это коммуникация и интеграция усилий всех подразделений организации (все должно быть взаимосвязано и взаимозависимо);

§ итеративность предполагает творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

§ многовариантность заключается в выработке наилучшей из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

§ участие - это важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников;

§ адекватность заключается в отображении реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

Классификация бюджетов по объектам планирования:

БЮДЖЕТ:

1. по бизнес-линиям (виды продукции, услуги, технические решения): новый, развитие, всей организации

2. по организации (центру ответственности): действующий, финансовое оздоровление, центр ответственности

 

Бюджеты разрабатываются как в целом по организации (свободный бюджет), так и для его структурных подразделений или отдельных функций деятельности (частные бюджеты). По временному признаку они охватывают финансовый год с разбивкой по кварталам и месяцам на основе непрерывного планирования.

 

Состав и содержание генерального бюджета представлены в таблице:

Составные части генерального бюджета Виды бюджетов
Оперативный бюджет Бюджет продаж (товарооборот, объем реализованной продукции)
  Бюджет запасов на конец планируемого периода
  Бюджет закупок сырья
  Бюджет себестоимости продаж
  Бюджет валового дохода
  Бюджет переменных затрат
  Бюджет постоянных затрат
  Планирование прибылей и убытков
Финансовый бюджет Бюджет капитальных вложений
  Бюджет денежных средств
  Прогнозный бухгалтерский баланс

 

Оперативный бюджет отражает текущую деятельность центров ответственности и организации в целом.

Финансовый бюджет - это прогнозная информация о финансовом состоянии организации.

Оперативный бюджет начинает разрабатываться с бюджета продаж, так как от его величины зависят во многом все остальные экономические показатели организации. Данное планирование предполагает исследование рынка, определение динамики спроса, изучение стратегии конкурентов и т.д. Этот бюджет формируется как "сверху вниз" (с учетом емкости рынка, доли на рынке), так и "снизу вверх" (принимая во внимание спрос на отдельные виды продукции и потребности в них отдельных покупателей).

Бюджеты запасов и закупок - это расчет потребности организации в материальных ресурсах и разработка мероприятий по организации их закупок в необходимых размерах.

 

План прибылей и убытков может быть представлен в виде таблицы.

Показатели Центры ответственности (отдельный вид продукции) (SUM), % Всего по организации (SUM), %
1. Объем продаж    
2. Себестоимость продаж    
3. Валовой доход    
4. Переменные затраты    
5. Маржинальный доход (стр. 3 - стр. 4)    
6. Постоянные затраты    
7. Оперативная прибыль (стр. 5 - стр. б)    
8. Налог на прибыль    
9. Чистая прибыль (стр. 7 - стр. 8)    

 

При формировании бюджетов для центров ответственности необходимым условием является использование метода "нулевого баланса", который предполагает, что бюджеты должны составляться не на основе затрат за прошедший период, а на базе запланированных мероприятий.

Бюджет необходимо формировать на базе одного из альтернативных вариантов плана:

пессимистический (должен преследовать минимальную цель и требовать максимального сокращения имеющихся ресурсов);

вероятностный (должен ориентироваться на достижение максимальных целей при умеренном использовании ресурсов);

оптимистический (должен предусмотреть достижение максимальной цели

при эффективности использования всех ресурсов).

Составленные бюджеты должны отвечать следующим требованиям:

1. бюджет должен быть напряженным, но достижимым;

2. право на существование имеет только действительный бюджет, а теневой или аварийный недопустимы;

3. бюджет должен являться обобщающим планом в натуральных и денежных единицах;

4. ответственный за исполнение бюджета должен принимать участие в его разработке;

5. бюджет должен быть своего рода инструкцией к записи на счетах бухгалтерского учета;

6. бюджет должен оставаться неизменным во время бюджетного периода.

В зависимости от целей сравнения и анализа бюджеты подразделяются на статические и гибкие.

Статический бюджет рассчитывается на конкретный уровень деловой активности организации. Он отражает сам факт достигнутого результата. С его помощью сравнивают и анализируют абсолютные значения показателей как в денежном, так и в процентном отношении.

Гибкий бюджет - это бюджет, адаптированный под различные уровни объема продаж. Он учитывает изменения затрат в зависимости от изменений объема реализации и является динамической базой сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: