Тенденции развития масс-медиа в современной социокультурной реальности
Развитие медиа-рынка
Развитие рынка мас-медиа за последние десятилетия характеризовалось следующ и ми тенденциями.
Конвергенция. Различные медиа, такие как газеты, радио, телевидение, телефонные компании и интернет-ресурсы сливались, как технологически, так и экономически.
Концентрация. Медиа-компании сливались, контролиру емые все более узким кругом их владельцев. Концентрация проходит как горизонтально (несколько медиа у одного владельца), так и вертикально (несколько компаний в «пищевой цепочке» под одной группой компаний). Различные масс- медиа получают новости из одних и тех же источников.
Глобализация. Масс-медиа переходят в руки транснациональных компаний.
Коммерциализация. Реклама и новости подаются как развлечения. Граница между рекламой, новостями и развлечениями становится все более размытой. Интересы групп людей с низкой покупательной способностью не учитываются.
Коммерческое влияние. Рекламодатели и владельцы оказывают влияние на редакционную политику.
Опошление. Все больше становится секса и насилия. Все больше ковыряния в личной жизни знаменитостей. Мас с -медиа избегают рассмотрения спорных вопросов и серьезных обсуждений. Обсуждение вопросов сводится к столкновению личностей, напоминающее боксерский поединок, где суть спора занимает лишь второстепенное место.
Ряд исследователей согласны с тем, что основной причиной этих тенденций является либерализация медиа-рынка. Новости отбираются масс-медиа не по их важности для общества, а по их выгодности.
4. Концепция М. Маклюэна о «холодных» и «горячих» масс-медиа
По мнению Маклюэна все средства массовой информации можно разбить на две большие группы. Основным критерием классификации выступает уровень вовлечения потребителя информации в процесс коммуникации. «Горячими» он называет те средства, которые предельно расширяют одно чувство, давая очень много соответствующей информации (радио, фото и др.), а «холодными» — дающие мало информации и заставляющие реципиента восполнять лакуны и додумывать самому (телефон, комикс и т.п.). «Горячие» обеспечивают низкую степень участия воспринимающего, «холодные» — высокую. Слишком «горячие» средства воздействуют очень сильно, и чтобы справиться с воздействием, сознание включает механизмы защиты, «охлаждение». Обычно это происходит в периоды распространения новой технологии. Информация, передаваемая посредством разных информационных носителей, требует разной степени вовлечённости пользователя. Поскольку основным результатом потребления информации является извлечение смысла, постольку выделяются СМИ подающие информацию в удобной форме, не требующей дополнительных усилий для осмысливания, и неудобной форме, требующей дополнительных усилий от потребителя информации. Так, телевидение несомненно оказывается удобной формой потребления информации, когда зрителю обеспечен максимальный комфорт и удобство. А вот книги (особенно научные) несомненно оказываются некомфортным носителем информации, требующим от читателя максимального внимания и дополнительного включения воображения. Таким образом, существуют «горячие» медиа, которые задействуют максимальное количество механизмов восприятия (аудио-визуальных), и «холодные» медиа, которые используют один, максимум два способа передачи информации и заставляют реципиента напрягать воображение для «домысливания» смысла информации. В качестве примера первого типа СМИ можно привести уже упоминавшееся телевидение, а в качестве примера второго — также упоминавшиеся книги.
Понятие коммуникации. Структура коммуникативного процесса
Понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными. Главной задачей межличностной коммуникации выступает достижение социальной общности. При этом индивидуальность и уникальность каждого субъекта взаимодействия сохраняются. Поэтому социальная общность, достигаемая, например, в толпе при панике, коммуникацией не является, поскольку в данном случае происходит деперсонализация личности, и человек на какое-то время утрачивает некоторые свои индивидуальные черты, «растворяясь» в общей людской массе и подчиняясь ее законам.
Коммуникация выступает как особая функция общения. Она проявляется в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.
Структура коммуникативного процесса.
КТО? 1. Коммуникатор (человек, передающий информацию): установка К. при общении, техника речи, знание приемов общения, компетентность в излагаемом материале.
ЧТО? 2. Сообщение – адресное, компактное, последовательное выражение некоторого содержания, имеющее начало и конец, обладающее смыслом, доступным пониманию.
КАК? 3. Канал передачи информации – способ, которым передается соощение (лицом к лицу, письменно и т.д.)
КОМУ? 4. Реципиент (человек, воспринимающий информацию). Вполне понятно, что в процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому. Однако существуют такие ситуации взаимодействия, когда данные функции жестко закреплены за субъектами в течение определенного времени, например у преподавателя (коммуникатор) и слушателей (реципиенты) на лекции.
КАКОЙ ЭФФЕКТ? 5. Обратная связь