Психологическая обратная связь




Понятие обратной связи

Сущность процесса психологической обратной связи состоит в необходимости субъектов выработать единую знаковую систему и единое понимание обсуждаемых вопросов во время общения. Когда человек получает информацию, он ее прежде всего воспри­нимает, т.е. интерпретирует. Интерпретация зависит не только от самой информации, но и от индивидуального опыта восприни­мающего, его знаний, общего уровня развития и т.д. В зависимо­сти от множества причин люди весьма по-разному воспринимают одно и то же сообщение. Более того, они могут давать совершен­но противоположные оценки одному и тому же явлению, по- разному осмысляя его. Вот почему продуктивное общение сопро­вождается обычно уточнениями, некоторыми психологическими стимулами отрицательного или положительного характера, на­пример поддакиванием или нахмуриванием бровей. Люди ис­пользуют различные способы для того, чтобы показать свое от­ношение к предмету разговора и сообщить тем самым собствен­ное понимание обсуждаемого вопроса. Отсутствие психологиче­ских стимулов свидетельствует о том, что контакт нарушен. Так, во время телефонного разговора один из собеседников обязатель­но поинтересуется, слышат ли его, если с другой стороны не будет никаких ответных реплик или поддакиваний. При внимательном наблюдении мы можем заметить, что с нарушения психологиче­ской обратной связи часто начинается конфликт.

Психологическая обратная связь столь важна для человека, вступающего в общение, что ее прерывание воспринимается как наказание на субъективном уровне восприятия. Педагогические концепции, базирующиеся на принципах бихевиоризма, включа­ют в себя представления о прерывании психологической обратной связи как одной из самых действенных мер влияния на ребенка.

Виды обратной связи:

- прямая/косвенная

- негативная/позитивная

- оценочная/описательная

Правила использования обратной связи:

1. Она д.б. своевременной, а не отсроченной: Ψ Запоздавшие письма.

2. Адекватное использование каждого из видов обратной связи: Ψ Косвенная обратная связь может привести к разрыву между друзьями

3. Оптимальное сочетание видов обратной связи: Ψ Человек расстроен – прямая. позитивная, описательная.

 

 

 

6. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации.

Процесс восприятия — это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому пресса стандартизирует сообщение, т. е. особым образом «подводит» информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип «философия надежды», ориентация на идеальные образцы. У американцев существуют свои стереотипы. Люди в США воспитываются так, что не верят в безысходность ситуации: они считают, что при соответствующем умении любая задача может быть решена. У них присутствует «оптимизм до последнего».

Большинство исследователей указывают на связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки «героев», созданных прессой, радио или телевидением. Так, например, в настоящее время неким стереотипом становится человек, ориентированный на достиженчество, целеустремленный, рассчитывающий на свои собственные силы.

СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании — повторение.

Еще одним методом СМИ является мифотворчество (греч. mythos-предание, сказание) — в технике внушения поддержание мифов играет огромную роль. Мифы внедряются в сознание, влияют на чувства и поведение людей. Мифы очень жизнеспособны, и их жизненность объясняется тем, что, опираясь на реальные факты и события, они воспринимаются как истина, догмат.

«Событие, истинность которого субъекты общения не имели желания или возможности проверить, кажется им правдоподобным на основе их модели мира, представленной в действительности.» Истинные же факты зачастую воспринимаются людьми как небылицы. Именно так воспринимались рассказы афганцев о том, что они участвовали в настоящей войне, поскольку пропагандой в массовом сознании был «закреплен» миф об ограниченном введении советских войск в Афганистан.

Наверное, было бы гуманнее отказаться от мифотворчества, поскольку человек испытывает большую психологическую драму именно тогда, когда рушатся его иллюзии, а не когда он испытывает реальные трудности. В основе механизма мифологизации лежат подтасовка, сокрытие фактов, событий, документов. Но мифы всегда имеют под собой реальную основу, некое реально произошедшее событие, определенный свершившийся факт. Быстрому их распространению часто способствует низкая информационная культура, склонность к некритическому восприятию действительности. Большое количество мифов порождается условиями монополизации информации. Неосведомленность граждан позволяет властным структурам оказывать через СМИ скрытое воздействие на общественное мнение.

7. Коммуникатор. Социально-психологическая модель коммуникатора.

Коммуникатор – специалист, порождающий сообщение в конкурентной коммуникативной среде. Путем изменения коммуникативных потоков коммуникаторы воздействуют на ценностные и мотивационные установки коммуниканта и пытаются достичь изменения в поведении аудитории. Одним из важных свойств коммуникатора является его кредитность, надежность, престижность. Кредитный коммуникатор воспринимается как заслуживающий доверия эксперт, к мнению которого можно прислушиваться. Не менее важен для положительного восприятия коммуникатора фактор привлекательности. Знаки привлекательности находятся в социальном значении того или иного признака человека. Поэтому привлекательность – это степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той аудиторией, на которую распространяется информация. Знаком же привлекательности являются усилия человека выглядеть социально одобряемым. Не менее важным для коммуникатора является фактор привлекательности или отношения к нам. Он действует таким образом, что люди, хорошо относящиеся к нам, оцениваются выше тех, которые к нам плохо относятся. Очень важен для коммуникатора социальный статус и престижность. Чем выше социальный статус источника информации, тем более безоговорочно принимается сообщение. Процесс коммуникации, следовательно, должен протекать таким образом, чтобы усиливать наиболее важные для коммуникатора факторы.

Коммуникатор представляет собой то звено, которое осуществляет опосредствованный СМК контакт с массовой аудиторией. Коммуникатор может быть безличным (издание, канал или передача) и персонифицированным, выступающим как конкретный журналист, ведущий, комментатор и т.д. Безличный коммуникатор оказывает влияние на аудиторию в рамках того имиджа, который по его поводу сложился у читателей, зрителей или радиослушателей. В силу этого обстоятельства одной газете читатели доверяют, другой - нет; информацию, поступившую по одному каналу, сразу принимают, по другому - подвергают сомнению, и т.д. Роль персонифицированного коммуникатора в процессе коммуникативного воздействия определяется тем, что аудитория часто воспринимает его не как выразителя позиции канала, а как выразителя собственного мнения. В силу этого он может нравиться или не нравиться аудитории вне зависимости от ее отношения к каналу.

Выделяются следующие типы коммуникаторов: люди престижа и лидер мнений. Люди престижа – те, кто определяют содержание и каналы передачи информации. Лидермнений (ключевой коммуникатор) – член общества, находящийся в постоянном контакте с людьми и выступающий посредником между средствами массовой информации и коммуникантом. Лидер мнений, интерпретируя полученное сообщение, таким образом воздействует на аудиторию. Среди наиболее распространенных типов ключевых коммуникаторов можно выделить следующие: менеджер по связям с общественностью, имиджмейкер, пресс-секретарь, кризисник, рекламист и т.д.

 

Социально-психологическая модель коммуникатора. В ней следует выделить два ряда отношений: 1) коммуникатор — сообщение (компетентность коммуникатора, искренность, правдивость, убежденность в том, что он говорит, умение довести свои знания, мысли, взгляды до аудитории), 2) коммуникатор — аудитория (знание аудитории, искреннее уважение к аудитории, умение общаться с ней на равных) и аудитория-коммуникатор (престиж, авторитетность коммуникатора, внутренняя и внешняя его привлекательность, принадлежность к значимой для аудитории группе, умение адекватно реагировать на обратную связь с аудиторией).

Составляющие имиджа коммуникатора: внешние черты, характер, манера поведения, коммуникативные характеристики, "идейная платформа", и, главное, психологические качества коммуникативного лидера — т. е. впечатление о нем в комплексе.

3 типа харизматической личности коммуникатора СМИ:

1. Герой – идеализированная личность: смел, агрессивен, говорит, что «мы хотим», выглядит, как «мы хотим» (Джон Кеннеди)

2. Антигерой – «простой человек», «один из нас». Выглядит как «мы все», говорит то, «что и мы», «думает, как мы». С ним мы чувствуем себя безопасно.

3. Мистическая личность – чужой нам, необычен, непредсказуем во всем.

8. Тактика акта общения в работе журналиста.

Журналистская практика показывает, что в приемах межличностного общения огромное значение имеют исходные позиции общения, духовные ценности, которыми руководствуется журналист и опрашиваемый, манера взаимоотношений друг с другом и, конечно, "эффект мелочей", придающий общению личностный шарм. Рассмотрим еще один аспект общения, о котором необходимо помнить журналисту для установления полного контакта между журналистом и информатором, - это язык жестов, мимики и телодвижений человека - "боди лэнгвидж". Впервые серьезным исследованием этого языка занялся в конце 70-х годов австралийский исследователь Аллан Пиз. Сегодня он признанный знаток психологии человеческого общения и автор методики обучения основам этой коммуникации. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей 60 -80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20-40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением "невербалки" для психологии общения, для установления психологического контакта между журналистом и опрашиваемым. Журналист должен владеть искусством толкования этого особого языка, языка телодвижений, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого. Каковы же особенности языка телодвижений? Его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения. Более чем двадцатилетний опыт изучения и наблюдения над практикой использования этого языка во взаимоотношениях людей позволил А. Пизу описать основные жесты и телодвижения человека, дать систему толкований их значений. Проследить происхождение некоторых жестов можно на примере нашего первобытного прошлого. Оскаливание зубов сохранилось еще от акта нападения на противника и до сих пор используется современным человеком, когда он злобно усмехается или проявляет свою враждебность каким-то другим способом. Улыбка первоначально была символом угрозы, но сегодня в совокупности с дружелюбными жестами она означает удовольствие или доброжелательность. Определенный материл для оценки личности может дать внешний вид вашего собеседника. Его одежда, аккуратность, опрятность, экстравагантность, небрежность и пр. могут очень ярко говорить о некоторых чертах характера, привычках, профессии. Даже офис, жилище, рабочее место опрашиваемого - тоже поставщики информации для журналиста. В процессе контакта журналист должен обращать внимание на речь опрашиваемого, ее интонации, ритм, тембр. В речи человек излагает свои чувства и отношения к излагаемым фактам, проявляет свои волевые качества. Речь участника беседы безусловно, содержит информацию, интересующую журналиста. Но по манере говорить журналист может определить характер человека (жаргонизмы, канцляризмы, иностранные слова, термины и т.д.). Запомните: восприятию речи мешают штампы, шаблонность, канцеляризмы, вульгаризмы, жаргонизмы, многословие, слова-паразиты, ошибки в произношении, ошибочное употребление слов, вычурность и манерность, "иностранщина". Убедительности вашей речи и речи вашего информатора способствуют сравнения, метафоры, эпитеты, аллегории, пословицы, поговорки и т.д.

1. Интимное пространство (радиус) от 0 до 45 см используется при общении самых близких людей: жена - муж, мать - ребенок.

2. Персональное пространство от 45 до 120 см используется при обыденном общении со знакомыми людьми.

3. Социальное расстояние от 120 до 400 см оказывается предпочтительным в общении с чужими людьми или при официальном общении.

Очевидно, подойдет ситуация "социального расстояния". В этой ситуации опять же у журналиста должно срабатывать чутье.

Правильное определение межличностного расстояния между журналистом и его героем способствует установлению доверительных отношений уже на первых этапах общения.

Большое значение для формирования контакта имеет правильный выбор темы разговора. Опрашиваемый не должен почувствовать, что его "выводят" на заранее запланированную тему разговора. Журналист должен вызывать какие-то положительные эмоции у опрашиваемого (общий разговор о живописи, театре, увлечениях и т.д.).

Формируя контакт, журналист может использовать для беседы не одну тему, а две-три, чтобы увеличить число контактных точек соприкосновения. Например, вы выясняете, что ваш герой - любитель живописи, сам рисует. А это - ваше увлечение. Таким образом, в этих условиях журналист имеет полное право отвлечься и поговорить об увлечении.

Стиль поведения вашего героя формируется в зависимости от следующих факторов: объективных условий, субъективного состояния участника беседы и структуры его личности.

Структура личности - это достаточно широкое понятие. В нее входят жизненные установки - это центральное звено в поведении личности в социуме. Жизненные установки выражают весь нравственно-психологический контекст. Система увлечений, выступающих в качестве стимулов активности личности, характеризует ее динамический аспект.

Ситуативная установка - это "готовность, опирающаяся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях и изменяющаяся под воздействием конкретных реальных условий, в которых в настоящий момент происходит действие".

Умение слушать не менее важно, чем умение задавать вопросы. В процессе слушания журналист может выразить свое эмоциональное отношение к говорящему, выразить сожаление, одобрение и т.д. Необходимо также следить и за речью вашего героя, это позволит понять его истинные чувства. Слушающий журналист - это активный партнер опрашиваемого. Но журналист в процессе восприятия рассказа героя должен подвергать анализу и содержание, и эмоциональную форму. При этом можно обнаружить, что более всего волнует вашего собеседника, вызывает позитивную или негативную реакцию.

Восприятие свободного рассказа собеседника должно сопровождаться накоплением материалов для вопросов после монолога. Всю полученную информацию в ходе свободного рассказа журналист должен проанализировать и объяснить для себя те или иные моменты. Свободный рассказ дает журналисту определенный (но еще не полный) объем информации. Собеседник при этом демонстрирует свое отношение к событию, выстраивает свою позицию. Кроме этого, журналист имеет возможность продолжить изучение личности опрашиваемого.

Существует ряд правил активного слушания. Запомните их:

не прерывайте собеседника;

дайте собеседнику время высказаться;

проявляйте полное внимание к собеседнику;

не стесняйтесь повторять высказывания говорящего;

не торопитесь делать поспешные выводы;

не заостряйте внимание на разговорных особенностях собеседника (медлительности, занудстве и т.д.);

спокойно реагируйте на высказывания собеседника, даже если это откровенная чушь;

не отвлекайтесь;

не давите на собеседника.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: