Проблема выбора ведущего




 

Почему я говорю о личности ведущего? Потому что справиться с десятком людей по телефону может только безумец, с которым ничего невозможно поделать. Убивать его жалко – остается выпускать в эфир. Причем повторюсь: совсем не факт, что классный интервьюер сможет вести интерактив. Человек, который способен стрелять на звук в дуэли-кукушке – вот ваш человек. Человек, который привык рассчитывать ходы, комбинации - не ваш. Первый принцип, по которому я бы рекомендовал подбирать людей, которые вовсе не обязательно это должны быть журналистами - это непохожесть на остальных людей, непредсказуемость. Я всегда говорю на своих эфирах вещи, которые многих бесят. Я говорю, например, что образование - это инструмент для зарабатывания денег, и поэтому, если ты идешь получать второе, третье, четвертое образование, то ты дурак, и попросту и не умеешь пользоваться теми рубанками, которые у тебя уже есть. И это сразу провоцирует на звонки людей, которые считают, например, что умение зарабатывать деньги с образованием вообще не связано, и что оно нужно лишь для того, чтобы со вкусом их тратить.

Второе. Ведущий интерактивного шоу должен быть личностью, неважно с каким обаянием, но с обаянием. Обаяние Александра Невзорова – абсолютно отрицательное. Обаяние Владимира Соловьева, с моей точки зрения, - отрицательное. Мое обаяние, я считаю, - тоже. Моя жена говорит: зачем ты пытаешься быть хорошим, у тебя ничего не получается, у тебя получается всех злить. Человек должен вызывать шквал эмоций. Либо бабушки должны из Сибири приезжать к кумиру с пирожками, завернутыми в десять газет, чтобы по пути не простыли. Либо девушки должны писать «Милый дедушка, Владимир Владимирович, сними ты его с эфира, бога ради». Но что-то должно из этих двух крайностей быть. Даже занудой ведущий интерактива может быть, но незабываемым занудой!

Третий очень важный момент. Я лично очень плохо отношусь к энциклопедистам, родившимся после Монтеня и Дидро, полагая, что столбовой путь прогресса – это путь узкой специализации. Но господь не соглашается со мною и продолжает в ограниченном количестве производить энциклопедистов. Это такие «ботаники», поверившие с дуру в школе, что нужно хорошо учиться. В итоге они могут сходу объяснить, как устроена пищеварительная система кита и почему у него отсутствует нижняя челюсть. Интерактив – тот редкий случай, когда энциклопедизм необходим. Ведя интерактивную программу, понимаешь, что дураков в стране больше чем людей, со всей неоспоримостью этого медицинского факта. Но ты должен уметь грамотно развенчать каждую персональную глупость. И если в эфире начинают нести глупости про особенности инициации у малых племен Амазонки, я вынужден их опровергать. Ярко, красочно и в деталях.

Еще одна чрезвычайно важная вещь – это быстрота реакции. Приведу пример почти классический. Дмитрий Быков вел одно время на «Маяке-24» дивную интерактивную программу под названием «О чем нельзя». И вот звонит ему в эфир человек и говорит: «Быков, я сейчас в ваш огород набросаю несколько дохлых кошек». Быков, невозмутимо: «Первая пошла!» Вот это скорость реакции!

Я думаю, что вы уже пришли к правильному выводу, что главный герой интерактивной программы - это ведущий, а не гость, приходящий в студию, не эксперты, которым мы звоним по телефону, и даже не слушатели, которые звонят нам. По крайней мере, сегодня в России ситуация такова, хотя по мере европеизации она несомненно изменится. Но возникают три проблемы. Первое: где найти таких гарного парня или дивчину? Второе: где найти денег на таких гарных парня или дивчину? И третье: как не израсходовать запас их личности за те 250 программ в год, которые им придется вести?

Мой совет: попробуйте вначале делать не ежедневный интерактив, а программу, которая идет один-два раза в неделю. Например, субботнее шоу. Попробуйте найти человека, который не имеет отношения к вашей команде, не работает на радио, но умеет хорошо болтать. Знаете, на филфаке или истфаке любого провинциального вуза немало скучающих молодых преподавателей. Им нужен какой-то выход, реализация. Попробуйте им предложить интерактив. Особенно, если они люди модные и резкие.

Но если программа планируется ежедневная, - ребята, ищите деньги, вам придется ведущему реально платить! Интерактив - это дорого, это дороже обычного ток-шоу, здесь дар уникальнее. Многие станции в Москве пытались делать интерактив, сэкономив на ведущих, и у них не получалось. Люди, способные заводить публику ежедневно - они на перечет! Но даже если у вас есть деньги и есть гениальный ведущий, вы должны совершенно четко понимать, что его стиль, манеру вам не переделать. Если ведущего ток-шоу вы в состоянии вырастить с нуля, то на интерактивную программу берется готовая личность!

 

Проблема выбора темы

 

Теперь о втором по степени важности факторе - выборе темы. В принципе, интерактив - это ведь просто обсуждение темы со слушателями.

Когда мы программировали и отчасти перепрограммировали «Маяк-24», то исходили из того, что в Москве и Питере реально сложился middle class, средний класс. Жискар д’Эстен как-то гениально сказал, что это класс, границы которого определить невозможно, но который, несомненно, существует, - я пользуюсь этим определением и считаю его универсальным. При этом радиостанций, в эфир которых слушатель может позвонить иначе, кроме как передать привет, не существует, за исключением «Эха Москвы». Но «Эхо Москвы» работает не на миддл-класс, а на интеллигентов. А интеллигенты - это люди, которым с утра надо слышать две вещи: первая - «жизнь дерьмо», вторая - «нами правят негодяи». То есть у миддлов просто не было возможности говорить о себе в эфире! А круг их проблем был понятен: это семья, это дети, это деньги, это бизнес, это здоровье, это развлечения, это щепотка социалки и совсем немножко политики. Которую мы должны подавать не как на «Эхе», а, допустим, когда Лимонова сажают, то мы можем обсудить: «А что бы вы с Лимоновым сделали?»

В общем, выбор темы приобрел какое-то совершенно затмевающее солнце значение. Причем, когда мы начинали программу, то взяли лист бумаги и очень легко набросали тридцать тем. И этого списка нам хватило на один месяц и полторы недели. И тогда мы поняли, что производство тем нужно ставить на поток.

Я сразу хочу упомянуть источники тем, потому что 250 тем в год - это даже не фантастика, а ночной кошмар. Откуда их брать? Можно, конечно, выйти на улицу и спросить: «Ребят, вот вы миддл-класс, да? Какие темы вы хотите обсудить?» - «Я хочу обсудить тему будущего моих детей…». Вот такую чушь вы услышите. Слушатель не знает, чего он хочет, он не умеет формулировать темы, которые ему интересны, и он правильно делает, потому что ему за это денег не платят. Потребитель вообще никогда толком не знает, чего он хочет, именно на этом принципе зиждется успех шоппинг-моллов.

Вот что мы используем для поиска тем.

Первое - это собственные мыслительные процессы, что нас волнует, что бесит, что вокруг нас происходит, наш личный опыт. С гаишниками переругался, ребенок дверью хлопнул, сосед обещал канарейке шею свернуть – тут все в масть. Кстати, тема, которая всегда идет «на ура» - это домашние животные. Гарантирую: как только начнете обсуждать, в наморднике или нет собак выгуливать – звонков будет ураган… Да, первые пятьдесят тем, первые пятьдесят программ - это то, что распирает лично вас. Так мы обсуждали, почему взрослые перестают ходить по ночным клубам, почему люди доверяют брэндам, не изжило ли себя понятие родни. Это очень московские миддл-классовые темы. Наверняка в Хабаровске я бы другие темы обсуждал. Обсуждал бы потребительское: «Как помыться в двух тазиках воды», «Ходите ли вы на оптовый рынок?»

Второй источник тем - это мозговой штурм. Мы его проводим регулярно раз в неделю. Приезжает замгендира, хватаем в охапку режиссеров, администраторов, всех, кто не занят, бежим в кофейню и начинаем обсуждать. Очень хорошо работает.

Темами для программ становятся также события, которые произошли, новости. Не только те, о которых рассказали по телевизору. Можете зайти в автобус и послушать, о чем говорят люди. Слух о том, что бензин подорожает – классный повод, чтобы обсудить, например, что заставит нас пересесть на велосипеды.

Четвертый источник тем – это, прошу прощения, воровство. Вся эфирная Москва ворует друг у друга темы. Я, допустим, точно знаю, что стоит мне придумать новенькую тему – как на следующей неделе она появляется на НТВ у Ханги в «Принципе домино». Это, разумеется, абсолютная случайность и совпадение. И эта случайность меня жутко расстраивает, ибо я сторонник интеллектуального воровства. Я вообще считаю копирайт жуткой и отвратительной идеей, мешающей развитию человечества, и я это серьезно. Нужно воровать темы у других радиостанций, читать прессу, конечно. Вот я как «Отче наш» читаю две газеты утром: «Ведомости» и «Коммерсант». Потому что в принципе, эти две газеты обсуждают миддл-классовые темы. Например: «До каких пор деньги являются стимулом для карьеры?». Эту очень интересную тему я нашел в «Ведомостях». Я вообще читаю все газеты с маркером и ножницами, я все подчеркиваю и вырезаю.

Пятый источник - интернет. Особенно я рекомендую всяческие Интернет-опросы. Как правило, любой опрос - это уже готовый вопрос. «Вас пугает будущее России после ареста Ходорковского?». Я вряд ли именно такую тему буду обсуждать, но тема страха – это интересно. «Что в собственном будущем вас больше всего пугает и связано ли оно с будущим страны?»

Шестой источник – это приходящие на эфир гости. Я всегда всех прошу: «Скажите, а какую бы тему лично вы обсудили?» Человеку неудобно отказаться, он начинает думать. Например, директор кондитерской фабрики предложил обсудить, есть ли будущее у гуманитариев.

Седьмой источник - это друзья и домашние. Я говорю своему ребенку, что не дам карманных денег, пока он не придумает мне тему. Я терзаю друзей и жену. В итоге мой друг, примерный семьянин и многодетный отец тянет в задумчивости: «Вот тут Лужков собирается создать полицию нравов... Она что, проституток от рэкетиров защищать будет?..»

И последний момент — нужно тусоваться. Я позиционирую свою программу, как модную программу. Нужно тусоваться, бывать на открытиях всяческих выставок, шоу, в клубы ходить, колбаситься, плющиться и растопыриваться – такие неожиданные повороты случаются…

А вот примеры тем, которые вызывали оборвали у нас все телефоны:

¾ «Почему в России не любят богатых?»

¾ «Является ли бедность пороком?»

¾ «Как бороться с осенней депрессией?»

¾ «Пытались ли вы бороться с лишним весом, и кто кого победил?»

¾ «Почему так тяжело подобрать прислугу?»

¾ «Нормально ли то, что мы стали меньше читать?»

¾ «Нужно ли квотировать западные фильмы в российском прокате?»

¾ «Нужно ли ограничивать движение автомобилей в городах?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: