Учебно-теоретические издания




Виды учебных изданий. Памятка для авторов

В соответствии с действующим в Системе стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу ГОСТ. 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» к учебным изданиям относится 11 видов изданий.

К наиболее используемым в высшей школе относятся следующие виды изданий: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебно-наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, практикум, задачник, учебная программа, учебный комплект.

Учебник: Учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие: Учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие: Учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения данной дисциплины, ее раздела, части или воспитания.

Практикум: Учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

В методической литературе, адресованной авторам изданий, дается ряд понятий и разъяснений относительно форм и содержания используемых в учебных изданий.

Учебно-теоретические издания

Учебник – учебно-теоретическое издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее части в соответствии с учебной программой и утвержденное официально в качестве данного вида издания; является основной учебной книгой по дисциплине.

Объем и структура учебника определяются в соответствии с Государственным образовательным стандартом по дисциплине и учебной программой, которую учебник должен полностью охватывать. Вузовский учебник по характеру информации близок к научной монографии. Однако отбор информации отличает его от последней тем, что в него включается не оригинальный, а апробированный и дидактически обработанный материал.

Учебное пособие – учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Обычно подготавливается в дополнение к учебнику. Но если по какой-то дисциплине учебник еще не создан (напр., при введении новой дисциплины, специализации и т.п.), то также прибегают к изданию учебного пособия.

Учебное пособие может содержать материал не всей дисциплины, а только ее части, а также обновленные, по сравнению с имеющимися в учебнике, сведения. Поскольку пособие выпускается оперативнее, чем учебник, в нем, как правило, содержатся более актуальные сведения, новые точки зрения на решение той или иной проблемы и спорные вопросы. Кроме того, учебные пособия подготавливаются по новым или элективным курсам, требующим оперативного обеспечения учебной литературой.

Учебному пособию присваивается гриф соответствующего уровня, утверждающий (или: разрешающий, рекомендующий, допускающий) использование этого издания в качестве учебного пособия для студентов соответствующей специальности (специализации).

Учебные пособия издаются в целях организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины, для углубления, расширения и лучшего усвоения материала, изложенного в учебнике.

Курс лекци й – учебно-теоретическое издание, полностью освещающее содержание учебной дисциплины, отражающее лекционный материал преподавателя дисциплины, подготовленное с целью организации самостоятельной работы студентов. Курс лекций является дополнением к учебнику, авторской работой, где возможно рассмотрение спорных вопросов с позиций автора.

Конспект лекций – учебно-теоретическое издание, в компактной форме отражающее материалы курса, читаемого определенным преподавателем. Конспект лекций освещает содержание дисциплины в наиболее обобщенной форме, предоставляя студентам самую существенную информацию. В отличие от курса лекций в нем не содержатся широкое и глубокое рассмотрение учебного материала, примеры, иллюстративный материал. Конспект лекций фактически представляет собой тезисы лекций, которые располагаются в соответствии с их планами, структурой. В сжатой, систематизированной форме это учебное издание выполняет познавательную, ориентирующую функции и направлено на самообразование студентов.

Конспект лекций, подготовленный по новой дисциплине или в дополнение к учебнику, предполагает рассмотрение новых проблем, альтернативных решений, оригинальных направлений развития отрасли. В этом виде издания особенно важно сориентировать студентов на самостоятельную работу с рекомендуемой литературой.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: