Учебно-методические издания




Учебно-методическое пособие – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике изучения учебной дисциплины с использованием различных практических форм закрепления знаний.

Методические рекомендации – учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного или практического освоения студентами учебной дисциплины, а также по подготовке к проверке их знаний. Подготавливаются в дополнение к имеющимся учебно-теоретическим, учебно-практическим изданиям и с учетом их с целью повышения эффективности самостоятельной работы студентов. Основная задача – отразить состав и порядок самостоятельной работы обучаемых, методы работы с литературой, основные трудности и способы их преодоления, формы отчетности о результатах выполняемой работы, содержание и особенности подготовки к экзамену (зачету), контрольные вопросы для самопроверки знаний, состав технических средств и рекомендации по работе с ними и т. п.

Методические указания – учебно-методическое издание, содержащее пояснения к характеру действий студентов при выполнении ими конкретной учебной (практической) работы.

 

Доп. информация от тех, кто издавал все это

1. Учебник - пишется ТОЛЬКО отцами-основателями дисциплины (или направления), разработчиками примерной образовательной программы и т.п. Все остальное см. ниже.
2. Учебное пособие – это почти учебник, охватывающий значительную часть тем ФГОС по дисциплине (объем не менее 6 п.л. (96 страниц А4 14-м через 1), но подготовленный НЕ отцом-основателем. Может получить гриф УМО или рецензию через МГУП. Рецензенты - внешние.

3. Учебно-методическое пособие - вариант 1) охватывает меньше 60-80% ФГОС, вариант2)может быть небольшое по объему. Содержит, наряду с практическими заданиями, расширенный теоретический материал. Рецензенты – ПЦК и внешние..

4. Методическое пособие - небольшое по объему, содержит конкретные задания (например, по практикуму или курсовой работе), примеры выполнения, теория - только в пределах необходимого минимума. Рецензенты- ПЦК.

- Разница между последними тремя - в рецензировании. Например, у нас в МГТУ для методички достаточно внутрикафедральной рецензии, для учебно-методического - внешней, для учебного пособия - грифа УМО. А получать гриф на учебник так муторно, что умные люди издают его как учебное пособие или монографию. Но скорее всего, это УМП просто не охватывало достаточный % ГОСа. Скажем, задачник, какой бы он большой ни был, не может быть учебным пособием.

- А если пособие по гуманитарным дисциплинам содержит увесистую долю текстов. Могу ли я брать эти тексты из интернет-ресурсов, других учебников, разумеется со ссылкой на источники? Как тогда будет классифицироваться пособие?

- Можно. Но часто делать цитаты в любых изданиях, тем более в пособиях не рекомендуется.
Тогда Вы точно не автор, а составитель. Но в таком случае Вы составляете текст хоть и ссылаясь на других авторов, но в соавторов Вы их не берёте. Издатели, корректоры и редакторы рекомендуют писать текст своими словами. Да и если Вы будете постоянно делать ссылки - смысл создания нового пособия? При этом понятно, что создавая свою работу мы всегда опираемся на опыт предшественников.

К учебным пособиям относятся:
-учебно-наглядное пособие
-учебно-методическое пособие

-рабочая тетрадь
-самоучитель
-хрестоматия
-учебная программа
Учебное пособие обычно выпускается в дополнении к учебнику. Однако, в тех случаях, когда в учебный план вводятся новые дисциплины, а в учебную программу новые темы и учебник по этим дисциплинам пока не создан, организуется выпуск учебного пособия. Пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь один или несколько разделов учебной программы.
В отличие от учебника пособие может включать не только общепринятые знания и положения, но также и спорные вопросы, демонстрирующие разные точки зрения на решения той или иной проблемы.

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

Доп.лементы: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.

Например: Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах. (Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, включая их в текст.

старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: