Незадолго до «Авиньонского плена»




Оглавление

 

1. Взлет и падение папского могущества

. Основная часть

Незадолго до «Авиньонского плена»

Папы во Франции

Возвращение пап в Рим и начало Великого западного раскола

Преодоление великого раскола

Заключение

Использованная литература

 


 

Взлет и падение папского могущества

 

Чтобы понять происхождение событий, описываемых нами необходимо отметить основные вехи истории папства. «Еще в XI веке Григорий VII Гильдебранд (1073-1085) вознес папство на небывалую высоту. Чрезвычайно властолюбивый, еще задолго до своего избрания он стал самым влиятельным человеком в римской курии и ближайшим советником нескольких пап, формировавшим направление их политики. Сегодня мы сказали бы, что он возглавлял мозговой центр Ватикана. Его долгое фактическое нахождение у власти отмечено целым рядом реформ, направленных на упрочение положения папства и его возвышение. Гильдебранд был весьма неразборчив в средствах и при помощи вполне земных методов пытался подчинить всех высших клириков папскому контролю. Он способствовал кодификации церковного права и дальнейшей унификации богослужения. Он активно насаждал целибат духовенства. Но главным его делом стала борьба не на жизнь, а на смерть с Германской Римской империей. Предметом спора были инвеституры - т.е. вопрос о том, кому в конечном счете принадлежит право назначения на церковные должности.» Гильдебранд был проникнут папским величием, он видел папу как абсолютного вселенского правителя. Весной 1075г. он выпускает документ, который называется «Диктат папы». «Вот несколько формулировок из него: «Наименование «папа» относится только к римскому епископу», «Только папа обладает властью назначать и короновать императора, «Никто не имеет права судить папу», «Только папа имеет право называться вселенским епископом». В «Диктате папы» сформулированы главные тезисы доктрины средневекового папства. В соответствии с ним даже светская власть была подчинена тому, кто назывался «наместником бога на земле».» Естественно, все это были лишь заявки, недостижимый идеал всемирной теократии. Никогда в истории Римский папа не обладал такой властью, к которой стремился Гильдебранд. «Драматическая борьба папы Григория VII с императором Генрихом IV, несмотря на такие перипетии как отлучение от Церкви императора папой и беспримерное унижение Генриха в Каноссе (1077), не принесла результатов при жизни Григория. Он скончался в изгнании. Его город Рим лежал в руинах. Такой крах был закономерным плодом чрезмерного увлечения Гильдебранда политической деятельностью.

Борьба между папством и Империей продолжалась более 100 лет. В ходе ее папы много раз прибегали к запретам и отлучениям от Церкви как отдельных лиц, так и целых народов. Постепенно эти крайние, экстремальные меры девальвировались и делались все более привычными. Отлучение от Церкви, которое почти что лишило императора Генриха его короны и заставило три дня, стоя босиком в снегу, выпрашивать у папы прощения, больше уже никого не пугало. Необычайным напряжением всех сил следующим поколениям пап все-таки удалось победить германскую императорскую династию Гогенштауфенов - «породу аспидов», как они ее называли. Западная Римская империя как единая сверхдержава перестала существовать. Рождались новые национальные государства, сами давно мечтавшие об ослаблении Империи. К их помощи папы прибегали в своей драматической и полной коллизий борьбе и даже не заметили, как впали в зависимость от них.» И вот уже в 1281г. папа Марти IV получает власть при помощи короля Карла Анжуйского, и становится марионеткой в его руках. Это было только начало «папского падения», первый жестокий удар по папскому авторитету пришелся по папе Бонифацию VIII (1294-1303 гг.), от французского короля Филиппа Красивого.


Основная часть

Незадолго до «Авиньонского плена»

 

Примирения между папством и Францией практически не наступала. Действительной причиной раздора между французской монархии и папами было ее противостояние папскому абсолютизму. «Прославившийся своей красотой, Филипп IV был первым действительно галликанским правителем. Филипп создал абсолютистскую монархию, в которой государственные интересы преобладали надвсем. Филиппу IV удалось подчинить себе не только региональную власть светских феодалов, но и французскую церковь: он сам принимал решения об обложении налогами духовенства, сам назначал епископов и накладывал руку на доходы, получаемые от незаполненных вакансий». «Им был нанесен первый жестокий удар папе Бонифацию VIII. Филипп вел борьбу с Англией. Папа предложил свое посредничество, которое Филипп, не желая вмешательства папы, отверг. Раздраженный этим, Бонифаций пришел в негодование, узнав, что Филипп, для покрытия военных издержек, обложил податями французское духовенство. В 1296 г. папа издал буллу, в которой, не называя Филиппа, угрожал отлучением от Церкви всем мирянам, налагающим подати на духовенство, и всем духовным, платящим подати. Король ответил на это запрещением вывозить из Франции драгоценные металлы. Вследствие этого папа терял свои доходы во Франции, отчего и пошел на уступки. Духовенству не запрещалось делать добровольные пожертвования на нужды государства. Состоялось примирение, и Филипп даже принял предложение папы о посредничестве с английским королем. Но вскоре обнаружилось, что папа, в роли третейского суды, поддерживает английского короля. Вражда возобновилась, и борьба Филиппа с Бонифацием обострилась до крайности». «Между тем в Рим приходили все новые известия о том, что во Франции духовенство облагается большими налогами и что король распоряжается так, как будто бы «на свете не существует папы». Бонифаций VIII снова резко выступил против короля, запретил ему взимание с духовенства налогов и вызвал в Рим некоторых прелатов, чтобы с ними обсудить меры борьбы против королевской политики, наносящей церкви ущерб. В поведении папы французское правительство усмотрело попытку «превращения Франции в папский лен», и началась горячая полемика между сторонниками «незыблемой королевской власти» и «неограниченного господства церкви». Во Франции снова был запрещен вывоз золота и серебра за границу и были созваны представители разных сословий, с тем, чтобы они поддержали «авторитет» короля в его борьбе против «чрезмерных притязаний» папства. В ответ на это появилась пресловутая булла «Unam Sanctam» (18 ноября 1302 г.), в которой говорилось, что существует единая святая католическая церковь, которая имеет лишь одно тело и одну главу - Христа и его заместителя - Петра и преемников последнего на папском престоле. Во власти папы находятся два меча: «один, подчиняющийся другому, светский - духовному». «Духовная власть, правда, передана человеку, но она не человеческая, а божеская, и кто не повинуется ей, противится воле Господней и подлежит принудительному спасению». Далее было сказано, что «короли должны служить церкви по первому приказанию папы (ad nutum). Папе принадлежит право карать светскую власть за всякую ошибку. Светской власти это право не дано». В булле еще раз повторялась мысль о верховенстве папской власти: «Церковь не чудовище с двумя головами; во главе церкви папа - единый, как един бог». Заключительные слова буллы гласили: «Мы торжественно заявляем, определяем и утверждаем, что подчинение римскому первосвященнику есть для каждого человеческого существа необходимое условие его спасения» Решительный тон Бонифация VIII объяснялся отчасти тем, что французский король в это время потерпел поражение в борьбе с Англией и папа надеялся на его вынужденное смирение». Французский король вопреки точке зрения папы подчеркнул, что королевская власть исходит непосредственно от Бога, и не признает над собой никакой другой власти, кроме Бога. Филипп перешел в контрнаступление и решил призвать папу на вселенский собор. В ответ на это Бонифаций готовился предать короля анафеме. За день до назначенного оглашения проклятия (8 сентября 1303 года) канцлер короля Филиппа - Гильом Ногаре с помощи римских аристократов, возглавляемых Счиаррой Колонна, совершили нападение на папу, который в это время находился в своем родном городе Ананья. Произошла короткая, но кровавая вооруженная стычка с окружением папы в его дворце, в ходе которой погиб викарий архиепископа Эстергомского Гергей, находившийся в то время в составе венгерского посольства при папском дворе Ногаре захватил папу и, как утверждают, избил пожилого человека. Однако римляне, возглавляемые Орсини, освободили папу из французского плена, после чего Бонифаций проклял покушавшихся и их короля. Он торжественно въехал в Рим, где через несколько недель - по мнению одних, в результате пережитых волнений, а по мнению других, будучи отравлен своими врагами - скончался. Из схватки французской монархии и папства победителем вышел король, будто заранее предначертав путь прогресса. Наиболее значительный, выдающийся учитель католической церкви, систематизатор учений о папском абсолютизме потерпел тяжелое политическое поражение. «Поражение Бонифаця в борьбе c Францией потрясло папство в самых его основах. После Бонифаця папство быстро пошло к падению. Виновник унижения Бонифация, Филипп IV-й, в скором времени поставил папство в такое положение, в котором совершенно убит был его авторитет»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: