Преодоление великого раскола




 

Римская церковь обрела двух пап, ни один из которых не был ни абсолютно легальным, ни абсолютно нелегальным. «Конечно, и раньше в истории Римской церкви имелись моменты, когда в ней оказывались два претендующих на легитимность папы. Но раньше они избирались разными выборщиками: скажем, коллегия кардиналов делилась на две части, и каждая из них избирала своего кандидата. Сейчас же оба соперника были избраны большинством той же самой коллегии - т. е. теми же самыми людьми. И до сих пор ни один из римских канонистов уверенно не может сказать, кто же являлся настоящим папой во время Великого раскола. Римская церковь все еще не сделала официального заявления на этот счет».

Конечно, папы обменялись анафемами, и тем самым весь западный мир оказался формально вне общения с церковью, отлученным от церкви той или иной враждующей стороной. За папский престол боролись двое пап, проклинавших друг друга. «Какой же папа является «наместником бога»? Ряд стран, связанных с Францией, группировался вокруг Климента VII, а англосаксонские и немецкие князья считали «своим» папой Урбана VI. Народы же должны были признавать папой того, кто им навязывался главой государства. Часть «христианского мира» считала первого папу антихристом и опаснейшим еретиком, в то время как другая половина мира точно так же относилась ко второму Духовенство внутри каждой страны было тоже не всегда единодушно и, невзирая на распоряжения свыше, раскалывалось по вопросу об истинном папе».

Итак, как мы видим каждый из пап считает себя абсолютным главой Церкви здесь на земле. Ничто и никто не мог их остановить и прекратить раскол, хотя как оказалось потом решение этого вопроса было совсем рядом. «По каноническому праву Римской церкви папы не подлежали никакому человеческому суду. Как заявил в одной из своих проповедей Иннокентий III, «наследник св. Петра, поставленный между Богом и человеком ниже Бога, но выше любого человека; он судит всех, но не может быть судимым никем». Слов этих никто не отменял. Соответственно, в глазах современников никакой собор не мог судить папу». Но весь западный мир понимал, что без собора не возможно примерить обе стороны. «В 1397 г. на сейме во Франкфурте представители государств решили пригласить обоих пап добровольно отказаться от своего сана. Но согласия их на это не последовало. Тогда кардиналы римские и французские, раздосадованные действиями своих пап, вошли между собой в соглашение и решили созвать собор. Собор от имени двух коллегий был собран в 1409 г. в Пизе. В то же время и папы собрали свои соборы, на которых отрицалась законность Пизанского собора. На соборе в Пизе, кроме кардиналов, епископов и аббатов, присутствовало много магистров богословия и канонического права. Франция и Англия, особенно поддерживавшие этот собор, прислали на него своих уполномоченных. Но собор, стремившийся к прекращению двоевластия, вследствие совершенных на нем ошибок не достиг цели. Собор провел постановление, что папы могут быть судимы собором и потребовал обоих пап на суд. Когда римский и авиньонский папы не явились, собор объявил их низложенными. Затем поднят был вопрос о преобразовании Церкви во главе и членах. Но кардиналы постарались убедить собор, предварительно церковных преобразований, дозволить им выбрать нового папу, под руководством которого и могут быть произведены реформы. Папой был избран Александр V. В этом и заключалась главная ошибка собора». Таким образом пап стало уже не два, а три. Т.к. двое других конечно же не признали решение собора и кандидатуру папы Александра. Папа Александр поселился вместе с курией в Болонье. Правда он скончался через несколько месяцев после своих выборов, и на его место приходит Иоанн XXIII (1409-1410).

Нужно было решать, что делать дальше. Даже европейские монархи стали понимать, что ситуация выходит из-под контроля и не служит никому на пользу. И вот германо-римский император и венгерский король Сигизмунд взялся за ликвидацию раскола, он хотел восстановить единство церкви в духе конциляризма. «Формально Констанцский собор был созван германским императором Сигизмундом. Приглашение на него направили и византийскому императору Мануилу II, который послал в Констанцу своих представителей. Прибыл на него также Григорий Цамблак, митрополит Киевский, из параллельной православной иерархии, в то время существовавшей на территории Великого княжества Литовского». Итак в декабре 1414 г. Иоанн XXIII под давлением императора Сигизмунда опубликовал церковный документ о созыве собора. Повестка собора, открытие которого было назначено на 1 ноября 1414 г., включала в себя следующие вопросы: 1. Преодоление «Великого раскола»; 2. Реформа церкви «в голове и членах»; 3. Преодоление ересей. «5 ноября 1414 года Иоанн XXIII торжественно открыл вселенский собор в городе Констанс, объявив его продолжением Пизанского совещания. На соборе присутствовали лично или прислали своих представителей 3 папы, 3 патриарха, 29 кардиналов, 33 архиепископа, 150 епископов, посланцы монашеских орденов и университетов. Из светских князей лично присутствовали король германский и венгерский Сигизмунд, гериоп Баварский, Австрийский, Саксонский, Мекленбургский, Лота-рингский; короли же Франции, Англии, Шотландии, Польши. Швеции, Дании, Норвегии, Неаполя и Сицилии прислали в качестве своих представителей послов. Были периоды, когда в небольшом швейцарском городке скапливалось до 20 ООО человек»

«11 ноября 1417 г. на соборе был избран новый папа Мартин V (ум. в 1431 г.). Собор постановил лишить папу доходов с вакантных церковных должностей, а также запретить ему устанавливать налоги на церковные доходы без согласия кардиналов. У папы также было отнято право пользоваться имуществом, оставшимся после смерти духовного лица, и присваивать его под предлогом, что единственным наследником духовенства является церковь, высшие интересы которой представляет исключительно папа. Собор в Констанце, во всем защищавший интересы высшего духовенства и ставший на сторону епископов против папы, запретил низложение и перемещение прелатов без согласия кардиналов и без указания курией мотивов не только низложения, но и каждого перемещения епископа с одного места на другое. Собор постановил также, чтобы новый папа Мартин V(собор низложил всех трех пап 11 ноября 1417 г.) изложил свое исповедание веры и чтобы отныне папы при избрании поступали точно так же перед кардинальской коллегией». Итак, собор решил, что он (собор) овладеет властью от Христа и что все люди в любом звании должны подчиняться ему. Так же все должны принимать его решения. Папа перестал быть единым правителем и законодателем церкви, теперь собор начал иметь юридическое превосходство над папой. И церковное устройство стало функционировать в рамках другой системы. Еще собор занялся ликвидацией ересей, одним из осужденным на соборе был магистр пражского университета Ян Гус.


Заключение

 

Мы исследовали столетний период в истории Западной Церкви, который принес с собой множество событий и действий, которые подорвали могущество и авторитет главы Римской Церкви, и всей Западной Церкви данного времени. Народу было тяжело, смотреть на то, как все безнравственные действия прощаются людям, которые находятся во главе Церкви. И от лица народа стали пытаться внести внутренние изменения в церкви представители реформаторского движения. Ведь по сути одним из первых, кто предпринял попытки произвести реформы в церкви был Ян Гус, а некоторые историки его считают основоположником реформаторского движения. Таким образом, можно считать, что столетние безнравственное, властолюбивое, корыстное поведение понтификов привело западный мир к реформации и окончательному отделению западных церквей.


Использованная литература

Исследования:

1) История папства. [Текст]: пер. с венг. / Е. Гергей - М: изд. «Республика», 1996 - 463 с.

) История папства [Текст] / С.Г. Лозинский -3-е изд. - М.: Политиздат, 1986 -382 с.

) Папы и папство. [Текст] / Ян Веруш Ковальский; перевод с польского Т. Трифоновой-М: Политиздат, 1991-236 с.

Публицистика:

1) История христианской церкви. [Текст]: выпуск последний/ сост. П.И. Малицкий - Тула: тип. Дружининой, 1911 - 134с.

) История Христианской церкви. [Текст] / Тальберг Н.Д. -Киев:изд. им. св. Льва, 2007 -950 с.

) Очерки по истории Вселенской Православной Церкви [Текст]: Курс лекций/Александр Дворкин- 3-е изд.- Н. Новгород: изд. «Христианская библиотека», 2006 - 935с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: