Папский абсолютизм двоепапство раскол





Папы во Франции

 

«Снова начались лихорадочные поиски нового папы. В течение 11 месяцев велась борьба вокруг кандидатов, одни жаждали мести за поругание Бонифация VIII, другие настаивали на примирении с Францией. Филиппу IV мало было примирения - он требовал полного подчинения, угрожал сторонникам Бонифация суровыми карами. Франция определяла дальнейшую линию папской деятельности, и бесцветный, никому не известный гасконский прелат Бертран де Го стал папой Климентом V (1305-1314), открыв новую эпоху в истории папства».

«Сразу же после избрания папа удивил выборщиков, решив провести свою коронацию в Лионе в присутствии Филиппа Красивого и других французских владык. Климент V после нескольких лет колебания поселился окончательно в Авиньоне, не большом городке, расположенном на левом берег Роны. Здесь был построен для папы роскошный дворец. Вслед за папой в Авиньон переехала курия, на считывавшая тогда более 4000 чиновников. Они построили для себя виллы и дворцы по обоим берегам Роны. Авиньон служил папству в качестве столицы западного христианства в течение 70 лет, которые сравниваются с 70 годами вавилонского плена. Аналогия не была удачной, поскольку папы добровольно оставили не подчинявшийся им Рим, по-прежнему продолжали считать себя преемниками св. Петра.» В политических делах Климент V «устраивал французов не только потому, что окончательно перенес свою резиденцию в Авиньон, но и тем, что он в соответствии с желанием Филиппа урегулировал также конфликт, обострившийся во времена Бонифация VIII. Он полностью отменил буллу "Clericos laicos" и на десять лет передал королю церковную десятину. Он не выступил с возражениями и по поводу того, что Филипп Красивый конфисковал в королевскую казну доходы от вакантных бенефиций. За реабилитацией Колонна последовал процесс против Бонифация VIII. Филипп IV настоял на том, что скончавшегося папу задним числом обвинили в ереси и убийстве. Климент V не смог, да и не захотел воспрепятствовать возбуждению этого судебного процесса, разрушающего также авторитет папства. Однако большинство кардиналов не было склонно поддерживать процесс, так что король не достиг своей цели. Удалось лишь на основании папской буллы "Rex gloriae", изданной в 1311 году, реабилитировать канцлера Ногаре и других соучастников покушения на Бонифация VIII (следовательно, и их поручителя-короля). Неблаговидную помощь оказал папа Климент V Филиппу Красивому в уничтожении рыцарского ордена тамплиеров. В 1307 году по приказу короля французские рыцари-тамплиеры были арестованы и заключены в тюрьму, а их руководителей заточили в тюрьму крепости Тампль, которую когда-то построили сами тамплиеры. Инквизиционный процесс, длившийся почти семь лет, сопровождался пытками и допросами. По настоянию короля папа Климент V призвал и других государей распустить рыцарский орден тамплиеров».

Папство стало орудием в руках правившей во Франции династии Капетов. Все семь пап, проживавших в Авиньоне, были французами, так же как и 112 из поставленных за этот период 134 кардиналов. Авиньонское папство «прославилось» своей моральной коррупцией, финансовыми поборами. Так например второй Авиньонский папа Иоанн XXII «за время своего понтификата он успел накопить 18 млн. золотых флоринов, не считая драгоценностей больше чем на 7 млн. флоринов. Деньги эти предназначались будто бы на организацию крестового похода. Однако, хотя Иоанн XXII жил до 90 лет, он «не успел» осуществить этот поход». «Папы вели роскошную жизнь и больше занимались светской политикой, чем церковными делами (например, Иоанн XXII тратил больше половины своих доходов на военные цели). Современники считали авиньонское папство самым большим из зол, разъедающих Церковь». Вот как описывал время пребывания пап во Франции один из дореволюционных авторов: «Это время представляет позорную картину в истории папства. Помимо того, что папство под политическим влиянием французских королей, оно в нравственном отношении упало очень низко. Дерзкое нeвepиe и безнравственность шли тут рука об руку; папский дворец сделался притоном разврата. Вместе с тем система грабежа развита была до ужасающих размеров. Потеряв свои доходы в церковной области, захваченной римлянами, папы старались возместить их другими способами. Симония развилась до чудовищных размеров. Папы и их двор представляли собою нечто вроде хищнической шайки, которая старалась всевозможными способами грабить латинский христианский мир. Но, не смотря на всю глубину своего падения, папы продолжали отстаивать прежнюю свою позицию абсолютных монархов. Рьяные же защитники папства договаривались до прямых абсурдов. Папу называли „нашим Господом Богом на земле". Но эти мнения были уже отголоском старины. Они парализовались и мнениями другого рода, что для спасения необходимо веровать только в св. писание и принимать только те толкования его, которые даются вселенскими соборами; что все епископы имеют одинаковое достоинство и не нуждаются в утверждении папы, что Рим не имеет преимущества перед Антиохией и Иерусалимом, где Ап. Петр действовал также в качестве епископа. Притязания папы на верховное владычество над императором основываются на простом высокомерии. Подобными заявлениями подрывался не только светский абсолютизм папы, но колебалось и его церковное главенство».

«Главным результатом авиньонского пребывания папства стали чрезвычайная централизация и фискальная эксплуатация церковных структур. Интересно, что за это время бюрократическая структура Католической церкви неузнаваемо изменилась. Только лишь число служащих папской курии выросло в три раза - с 200 до 600 человек. Сбор средств и поток финансовых поступлений был четко организован. Система распределения привилегий, званий и услуг за наличные подверглась формализации и доведена до совершенства. Сбылись худшие страхи св. Бернарда: папство сделалось юридической конторой или бизнес-офисом. Правда, несомненно, оно стало самой эффективной юридической и административной системой своего времени. Но цена, заплаченная за это, была слишком велика: недаром св. Екатерина Сиенская говорила, что авиньонский дворец, будучи источником злоупотреблений и коррупции, издавал адскую вонь.

Централизация Католической церкви достигла громадных размеров. К 1330 г. практически каждое назначение в церкви было зарезервировано для папства. Один из таких папских декретов (выпущенный в 1335 Бенедиктом XXII) оставляет исключительно на папское усмотрение «патриаршие, архиепископские и епископские церкви, все монастыри, аббатства, достоинства, приходы и должности, все каноники, пребенды, храмы и иные церковные бенефиции, будь они светские или королевские или любого вида, вакантные или которые в будущем должны стать вакантными». При неограниченной юрисдикции, о которой заявляли римские папы, бесконечный поток прошений о бенефициях невозможно было остановить. Важно, что этот процесс, помимо всего прочего, имеет параллели с распространением индульгенций. Их тоже продавали за наличные, и они также были выражением папской полноты власти. Именно в Авиньоне продажа индульгенций получила теоретическое обоснование».

«В Италии власть пап значительно упала. В церковной области только по форме признавали папу повелителем, а на самом деле ни он, ни его наместники и легаты не имели никакого влияния на управление. Ревнители папства опасались за совершенное уничтожение папской власти в Италии, если папы будут оставаться в Авиньоне».

В общем, вся описанная ситуация повсеместно признавалась ненормальной, разговоры о необходимости возвращения пап в Рим шли постоянно. Папы также начинали осознавать, что перемены были неизбежны: возвращение в Рим необходимо для сохранения остатков папского авторитета.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: