Формы организации работы с детьми:
1. Логико-математические игры.
2. Интегрированные игровые занятия.
3. Совместную игровую деятельность детей и взрослых.
4. Конструктивную деятельность.
5. Развлечения.
Методы: игровые, практические, словесные.
1. Игровые приемы:
· манипуляции с игровыми персонажами, фигурками;
· побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
2. Практические приемы:
· манипуляция,
· превращение,
· складывание,
· выбор,
· складывание,
· показ,
· совместные действия,
· сравнение.
3. Словесные приемы:
· диалог с игровыми персонажами,
· объяснение,
· описание,
· рассказ,
· сказка,
· уточнение,
· стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, саморефлексия);
· игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).
Формы организации работы с родителями:
· консультации о подборе развивающих игр для детей 4 -5 лет;
· индивидуальные беседы с рекомендациями для каждого конкретного ребенка;
· развлечения, педагогические всеобучи - практикумы, собрания с показом фрагментов деятельности детей;
· совместный выбор и приобретение развивающих игр для группы;
· подбор и демонстрация специальной литературы, направленной на развитие логического мышления;
· организация «Домашней игротеки»;
· разъяснительная и образовательная работа.
Методы и приемы:
· Словесные (беседы с родителями, рассказ о работе).
· Наглядные (реклама, просмотры материалов и документов).
· Практические (показ предоставляемых услуг)
Литература:
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»
2. Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты», С-Петрбург, 2003.
3. Т.Г.Харько «Методика познавательно-творческого развития дошкольников «Сказки Фиолетового леса», ДЕТСТВО-ПРЕСС, С-Петербург, 2013.
Краткая характеристика логических операций, доступных для детей
Среднего возраста.
Сравнение – относительно простая логическая операция, она заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам.
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Синтез –мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий.
Систематизация – приведение в систему, расположение объектов в определенном порядке, установление между ними определенной последовательности.
Обобщение - процесс познания, состоящий в мысленном выделении признаков, свойств предметов, явлений и объединении их на основе общности существенных черт.
Классификация –распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков..
Классификация включает такие логические действия, как:
1. выделение общего признака – основание классификации;
2. деление на классы по основанию классификации.
Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.
Игры | Цель |
1. «Цифроцирк» | · Формирование представлений о количественном составе чисел, обучение счету. · Совершенствование мелкой моторики руки и умений следовать внутреннему плану действий. · Знакомство с цифрами и числами натурального ряда, порядковым и количественным значением числа. · Усвоение счета и отсчета в пределах десяти. · Развитие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять и объединять. |
2. «Чудо-соты» | ·Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, мелкой моторики руки и умения конструирования целых фигур из частей. ·Развитие сенсорных способностей: восприятие цвета, формы, величины, глазомера. ·Развитие познавательных и творческих способностей, совершенствование процессов логического мышления. ·Знакомство с приемами сложения предметов из частей по образцу, развитие умения самостоятельно создавать образы предметов и называть их. |
3. «Кораблик Плюх-Плюх» | · Совершенствование интеллекта. · Тренировка мелкой моторики рук. · Развитие математических представлений о цвете, высоте предметов, пространственных представлениях, условной мерке (флажок), количественном и порядковом счете, составе числа. · Развитие умений решать логико-математических задач. |
4. «Чудо-цветик» | · Освоение состава числа в пределах 10, соотношения целого и части (дробей). · Развитие умения составлять целое из частей по схематичному рисунку и собственному замыслу. · Формирование умения анализировать, сравнивать. · Развитие внимания, памяти, воображение, творческих способностей. · Развитие мелкой моторики рук. |
5. «Прозрачный квадрат» | ·Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов. ·Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического и пространственного мышления, творческого воображения. ·Знакомство с такими физическими свойствами, как гибкость, прозрачность. ·Развитие умения находить геометрические фигуры на пластинках и объединять их в группы, конструировать квадраты из 2-3 геометрических фигур, складывать из пластин простые фигуры, созданию образов объектов по собственному замыслу. |
6. «Квадрат Воскобовича» (двухцветный) | · Развитие тонкой моторики рук, пространственного мышления и творческого воображения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять. · Усвоение эталонов формы и величины, структуры (стороны, углы, вершины) и приёмов конструирования геометрических фигур, алгоритмов сложения предметных форм. · Освоение приемов конструирования - сложения плоскостных и объемных фигур. · Развитие умения самостоятельно создавать образы объектов и называть их. |
7.Эталоны цвета «Лепестки» | · Знакомство с основными цветами радуги и количественным счетом. · Формирование умения отсчитывать нужное количество и определять порядковый номер. · Знакомство с понятием пространственного расположения и его смыслового отражения в речи (над, под, слева, справа, рядом, между). · Развитие внимания, памяти, воображения, цветовосприятия, мелкой моторики руки, речи. |
8. «Прозрачная цифра» | · Знакомство с такими свойствами предметов, как гибкость и прозрачность. · Развитие умения классифицировать предметы по определенным признакам, сортировать пластинки по цвету, количеству, расположению полосок. · Усвоение знаний о том, что один и тот же образ может быть воспроизведен различными способами. · Формирование конструктивных навыков, умения составлять знаки и фигуры по образцу и по памяти. · Знакомство с эталонами формы и величины, соотношением целого и части, пространственными отношениями предметов. · Развитие произвольности, концентрации внимания, совершенствование памяти, элементов логического мышления, творческого воображения и творческих способностей, мелкой моторики рук и речь. |
9. «Геовизор» | · Развитие интеллектуальной сферы. · Освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат, количественный счет, деление целого на части, симметрия; обучение решению логико-математических задач. · Развитие внимания, памяти, логического и пространственного мышления, воображения и творческих способностей, тренировка мелкой моторики рук. · Освоение технических умений рисовать предмет по заданным точкам различными способами. |
10.«Игровизор» | · Совершенствование психических процессов и развитие математических представлений, знакомство с предметным и природным миром. · Развитие сенсорных и познавательных способностей; с помощью зрительного, тактильного и осязательного анализаторов учить конструировать разнообразные фигуры. · Развитие мелкой моторики пальцев, точности и координации движений, памяти, речи, пространственного мышления и творческого воображения. Готовить детей к простейшему программированию. |
11. «Шнур-затейник» | · Развитие творческих и сенсорных способностей, мышления, памяти, внимания и воображения. · Формирование речевых навыков, интеллектуальных способностей, подготовленности руки к письму. |
12. «Геоконт» | · Развитие сенсорных и познавательных способностей, умения называть отрезки, простейшие геометрические фигуры, освоение цветов радуги. · Развитие умения самостоятельно создавать образцы объектов. |
Специальные «ключевые слова и фразы» способствуют активизации мыслительных процессов ребёнка или группы детей:
· ключевые слова и фразы, направленные на активизацию познания: «соотнесите», «перечислите», «расскажите», «сформулируйте», «опишите», «установите» и т.д.;
· ключевые слова и фразы, направленные на активизацию понимания: «расскажите своими словами»; «опишите, что вы чувствуете относительно…»; «суммируйте»; «покажите взаимосвязь»; «объясните смысл» и т.д.
· ключевые слова и фразы, направленные на активизацию применения: «покажите как…»; «продемонстрируйте»; «объясните цель применения» и т.д.;
· ключевые слова и фразы, направленные на активизацию анализа: «сравните»; «разложите по порядку»; «объясните, как и почему»; «разложите на составляющие» и т.д.;
· ключевые слова и фразы, направленные на активизацию синтеза: «придумайте»; «создайте»; «что произойдёт, если…»; «придумайте другой вариант» и т.д.;
· ключевые слова и фразы, направленные на активизацию оценки: «выберите то, что вам больше нравиться»; «отберите и выберите»; «что вы думаете о …»; «подскажите критические замечания» и т.д.