СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Понятие закрытого административно-территориального образовании……………………………………………………………….. 4
2. Местное самоуправление в закрытом административно-территориальном образовании……………………………………….. 5
3. Местное самоуправление на приграничных территориях……..…... 8
4. Закон РФ «О закрытом административно-территориальном образовании»……………………………………………………………. 10
Закон РФ «О государственной границе Российской Федерации».. 15
Заключение…………………………………………………………..……… 17
Список используемой литературы…………………………………..........18
Введение.
Право на осуществление местного самоуправления – неотъемлемое конституционное право граждан. Однако в соответствии с п. 2 ст.12 Федерального Закона от 28 августа 1995г. В целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства Федеральным законом допускается ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления на отдельных территориях. Речь идет о закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) и приграничных территориях.
Особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО установлены Законом РФ «О закрытых административно-территориальных образованиях» от 14 июля 1992г., а закон об особенностях организации местного самоуправления в приграничных территориях не принят до сих пор.
1.Понятие закрытого административно-территориального образования.
Закрытым административно-территориальным образованием (ЗАТО) признается имеющее органы местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В настоящее время на территории Российской Федерации таких образований (городов и поселков) около сорока.
|
Закрытое административно-территориальное образование имеет особый правовой статус. Решение о создании или об упразднении ЗАТО принимается Президентом РФ по представлению правительства РФ в случае невозможности обеспечить иным способом безопасное функционирование предприятий и иных объектов. Его границы устанавливаются Указом Президента РФ и могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации и районов, входящих в их состав. Это вызвано тем, что объекты, находящиеся на территории ЗАТО, представляют как потенциальную угрозу для экологии, так и интерес для спецслужб различных стран. Специальные объекты такого рода традиционно строились по возможности в местах, наиболее отдаленных от любых поселений.
В ведении органов местного самоуправления закрытого административно-территориального образования находятся также все другие населенные пункты, расположенные на его территории.
Закрытое административно- территориальное образование находится в ведении федеральных органов государственной власти по вопросам:
- установления административной подчиненности, границ
|
указанного образования и земель, отводимых предприятиям и
(или) объектам;
- определения полномочий органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в отношении указанного
образования;
- обеспечения особого режима безопасного функционирования
предприятий и (или) объектов, включающего специальные
условия проживания граждан, охраны общественного порядка
и обеспечения противопожарной безопасности.
Решения по всем указанным вопросам принимаются Правительством РФ.
Изменения границ ЗАТО производится Указом Президента РФ. Отчасти это противоречит конституционному положению о том, что изменения границы муниципального образования допускается только с учетом мнения его населения.
Местное самоуправление в закрытом административно-территориальном образовании.
До вступления в силу упомянутого Закона властные полномочия в закрытых образованиях осуществляли или руководители базовых предприятий, или командиры воинских частей. Сейчас в закрытом административно-территориальном образовании осуществляется местное самоуправление. Особенности осуществления местного самоуправления в ЗАТО определены Законом РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14 июля 1992г.
Органы местного самоуправления ЗАТО имеют ряд дополнительных полномочий. В частности, они:
- координируют деятельность предприятий и (или) объектов,
подразделений охраны, милиции, гражданской обороны и иных
служб при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций;
|
- разрабатывают схемы оповещения и эвакуации населения в
случаях аварий на предприятиях и (иных) объектах либо при
их угрозе. При возникновении опасности для жизни и здоровья
населения закрытого административно-территориального
образования в результате аварии на предприятиях глава местной
администрации совместно с руководителями предприятия
осуществляет меры по спасению и охране жизни и здоровья
людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей,
а при необходимости до начала работы соответствующих
органов, образуемых Правительством РФ, принимает решения
об эвакуации населения;
- участвуют совместно с руководителями предприятий и (или)
объектов, по роду деятельности которых созданы закрытые
административно-территориальные образования, и органами
федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом
Правительством РФ, в определении пропускного режима в
закрытом административно-территориальном образовании, за
исключением режимных территорий предприятий и объектов,
находящихся в границах внутренних контролируемых или
запретных зон;
- по согласованию с органами ФСБ имеют право давать разрешение
на въезд граждан в закрытое административно-территориальное
образование и выезд из него, за исключением режимных
территорий предприятий и объектов;
- осуществляется контроль за санитарно-эпидемиологическим,
радиационным и экологическим состоянием территорий ЗАТО,
за исключением режимных территорий предприятий или объектов,
находящихся в границах внутренних контролируемых или
запретных зон, которые подлежат ведению уполномоченных на то
государственных контрольных и надзорных органов. Органы
местного самоуправления информируются о результатах проверок;
- вносят предложения в соответствующие органы государственного
и военного управления о проведении инспекционных проверок по
соблюдению особого режима и обеспечению достаточных мер для
защиты населения ЗАТО от воздействия радиоактивных и других
материалов, представляющих повышенную опасность;
- выступают заказчиком на строительство и ремонт жилья, объектов
социальной инфраструктуры, в том числе на основе долевого
участия юридических лиц, расположенных на его территории.
Порядок осуществляемого по категории специальных расходов централизованного материально-технического обеспечения программ социально-экономического развития закрытого административно-территориального образования, а также централизованного снабжения населения продовольственными и промышленными товарами устанавливается Правительством РФ.
Формирование бюджета закрытого административно-территориального образования также имеет определенные особенности. В ходе бюджета ЗАТО зачисляются все налоги, сборы и другие поступления с его территории. Дефицит бюджета покрывается дотациями и субвенциями из федерального бюджета – отдельной статьей для каждого ЗАТО. Эти статьи расходов федерального бюджета являются защищенными, т.е указанные суммы не подлежат уменьшению в процессе возможного секвестирования.
Органами местного самоуправления ЗАТО могут предоставляться дополнительные льготы по налогам и сборам организациям, зарегистрированным в качестве налогоплательщиков в налоговых органах закрытых административно-территориальных образований. Право на получение указанных льгот имеют организации, имеющие не менее 90% основных средств и осуществляющие не менее 70 % своей деятельности на территориях соответствующих закрытых административно-территориальных образований.
В ведении органов местного самоуправления ЗАТО находятся все земли, кроме тех, которые заняты предприятиями или иными производственными объектами – они находятся в федеральной собственности.