ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ




 

Освоив звучание с изолированными согласными звуками, можно подключать к тренировке гласные звуки.

Гласные звуки создают мелодику пения и при правильной их организации содействуют звучности голоса. Каждый гласный отдельно, а также в сочетании с согласными, имеет свое индивидуальное звучание, каждый из них требует своей артикуляции, акустических приспособлений, выравнивания звучания. Общим для пропевания всех гласных звуков должна быть форма рта, которую необходимо всегда сохранять. Формирование гласных зависит от характера произведения. Необходимо учить подбирать звук к песне. Формировать звук от образа.

Сначала это будет неудобно, потому что непривычно, но через месяц, полтора не будет неприятных, как кажется в первый раз, ощущений. Рот при пропевании гласных звуков должен открываться только вертикально, углы рта должны быть крепкими, а не вялыми, верхняя губа поднята, зубы обнажены. Чтобы сблизить гласные звуки по акустической мощности, убрать пестроту звучания, нужно стремиться произносить звуки «И – Э» как «А – О», а «А – О» как «И – Э», и постоянно помнить про форму рта. Если при работой над гласными возникает носовой звук, необходимо сразу испралять этот недостаток, иначе он превратится в напетость, с которой бороться будет очень сложно. Чтобы убрать гнусавость, нужно зажать пальцами нос, и петь упражнение пока звук не станет чистым. Пока ошибка не будет исправлена, продолжать работу над другими упражнениями нельзя.

Начинать надо с тех гласных звуков, которые в нашем голосе звучат лучше, а затем переходить к другим.

 

«И» приближает звук к переднему резонированию. Это ценно при далеком, глухом звучании голоса.

«Э» также помогает ощутить переднее звучание голоса (в передней части твердого неба).

«О» и «У» способствует собиранию речевого звука, глубокому его формированию. Эти гласные полезны для тренировки голоса с преобладанием «плоского звучания».

«А» является наиболее нейтральным в отношении акустических свойств. Нужно добиваться нескольких разновидностей звучания гласной «А»: от крайне светлого до чрезмерного закрытого, от слабо произносимого, до полнозвучного, акцентированного. Нужно искать фонетические разновидности звучания, следить за фразировкой. Итальянское «А» произносится как русское ударяемое «А», следовательно, слегка прикрыто, отчетливо и полнозвучно, более твердо, активно, чем в разговорном языке.Звук А должен быть слегка округлен, как в словах «mamma mia».

«И» и «Э» содержат больше звуков головного звучания (головного резонатора); гласные «О» и «У» — больше звуков грудного звучания; гласный «А» — в одинаковой степени и того и другого.

Исходя из индивидуальных особенностей звучания голоса ребёнка, можно работать с такими сочетаниями гласных звуков: «А-Э-О, А-У-О», «И-Э-А», «И-Э-А-О-У-Ы», «У-О-А-Э-И-Ы», «А-О-У-Э-И-Ы».

Тренировать пропевание гласных звуков можно изолированно от согласных, а также вместе с ними, используя напевный и речевой способы произношения. При формировании гласных звуков, рекомендуется такая последовательность «чистых» гласных: «А, О, Э, И, У».

В предлагаемой последовательности, при свободном низком положении гортани, гласная «О» происходит из «А» одним опусканием корня языка, причем передняя часть его приподнимается и, слегка завертывается назад. Из «О» передвижкой языка несколько вперед, сохранив ту его форму и положение, которые он принял на гласной «О», мы получим «Э», а втянув весь язык немного назад и, слегка его приподняв, мы получим из «Э» – без всякого расширения рта, оттягивания губ назад, перегораживания рта пополам и заметного поднимания гортани – полнозвучное, сочное, круглое (а не бесцветное, плоское) «И».

«Й». Далее звукообразование так называемых «сложных» гласных: «Я», «Ю», «Е», «Ё», которые и в разговоре и в пении приходится произносить, как «ЙА», «ЙУ», «ЙЭ», «ЙО».

На этих гласных, не только у учащихся, но часто и у профессиональных певцов, считающихся готовыми, слышится плоский, лишенный тембра звук, отличный от того, которым эти же певцы поют на основных гласных.

Происходит это потому, что звук «Й», которым начинается каждая сложная гласная, произносится выдвинутым вперед, напряженным концом языка, который с силой выдвигается в тесный промежуток между сближенными челюстями, а выдвижение языка вперед производится сокращающимися язычно- и подъязычно-подборочными мускулами, что в свою очередь, ведет к передвижению подъязычной кости, а за ней и гортани вверх. Этим и объясняется появление плоского, бесцветного и сжатого звука при пении сложных гласных.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: