ФОРМИРОВАНИЕ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ




 

В произношении согласных общий признак тот, что все они произносятся без голоса и в процессе речи и пения являются в качестве моментов, прерывающих звучание голоса на весьма ограниченном числе основных гласных звуков.

Помимо прерывания звука, согласные могут оказывать и значительное влияние на качество, характер и силу звука не только в начале, но и на протяжении всей его деятельности. Все согласные могут быть разделены на две основные группы, а именно:

Произносимые при помощи губ (губовзрывные) – «Б», «В», «М», «П», «Ф». Влияние согласных этой категории на голос не может быть особенно значительным, так как эти согласные, произносимые при помощи смыкания губ или прикосновением нижней губы к верхним резцам («В», «Ф»), только прерывают звучание тех или иных гласных, но произношение этих согласных не требует смещения той или иной части языка, которое могло бы прямо или косвенно вызвать переход гортани из низкого положения в высокое.

Произносимые при помощи языка – «Г», «Д», «Ж», «З», «К», «Л», «Н», «Р», «С», «Т», «Х», «Ц», «Ч», «Ш», «Щ». Эти согласные образуются либо концом, либо средней частью языка, который для этого выдвигается сильно вперед или вверх и поминутно приходит в активное состояние, что не может не влиять на положение гортани, так как все движения языка вперед и вверх производятся сокращением язычно- и подъязычно-подбородочного мускулов, а последний, сокращаясь, тянет вверх подъязычную кость, которая в свою очередь в такой же мере тянет кверху (зашито-подъязычную связку) гортань. Согласных второй категории втрое больше, чем первой, – отсюда понятно, как часто должна подвергаться гортань неблагоприятным для ее опущенного положения влиянием, особенно, если принять во внимание двойные и тройные сочетания гласных этой категории как, например, в словах: трава, статный, страх, склонился и т.д.

Произнося согласную второй категории, поющий должен очень быстро оторвать язык от губ или нёба, к которым он был прижат или приближен, и сокращением подъязычно-грудинного мускула извлечь его (язык) в пассивном состоянии из передней части рта так, чтобы корень языка возвратился в полость зева. После этого можно атаковать гласную так, как если бы ей не предшествовала согласная, то есть если бы слог начинался прямо с гласной.

При тренировке произношения согласных и гласных звуков, на слогах и словах, не следует говорить громко. Если в первые же месяцы работы, еще не умея владеть звуком и дыхательной мускулатурой, применять громкое звучание, то получается всего лишь плохо управляемый выдох и напряженное звучание. Чтобы выдох был ровным, плавным, формирование звуков правильным – следует применять императивный (повелительный) тон и небольшую силу звука.

Для первоначальных упражнений нужно использовать звуки: «3-С», «Ж-Ш», «М-Н-Л». Все они легко тянутся и дают возможность на первых этапах тренировки координировать звук с дыханием. Однако случается, что ребёнок старается протянуть звук как можно дольше, тратит дыхание до конца. При этом постепенно исчезает четкость произношения, слабеет опора звучания, пауза перед очередным добором сокращается, а сам добор воздуха происходит судорожно, вдох делается с большим перебором дыхания. Это наиболее частая ошибка. При выполнении упражнений не должно быть заметно, когда кончается дыхание. Если вы его тратите экономно, не доводите до полного истощения, вам начинает казаться, что повторять, тянуть звук или фразу вы могли бы бесконечно. Это и есть точный признак экономного выдоха.

Кроме того, главным показателем экономного выдоха является ровность звучания и его свобода. Не может быть хорошего выдоха при резкой, толчкообразной или зажатой подаче звука. Нужно стремиться к тому, чтобы линия звучания была как ровная доска, которую мы отрезаем в нужных местах. Длина наших звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной мускулатуры; ровности же нужно добиваться с самых первых уроков.

 

«С». Первый согласный, при помощи которого тренируется выдох,— это звук «С». Он хорошо слышен, его ровность легко проверяется. Чтобы звук был лучше слышен, следует язык упирать в корни нижних зубов, а губы открывать в полуулыбке. Наша задача заключается в том, чтобы звук «С» звучал долго, ровно, не уплотняясь и не ослабляясь. Представим себе этот звук в виде буквы «С», заключенной в рамку. Мы не должны ее не увеличивать, не уменьшать. Если мы резко пошлем выдох, звук увеличится: «с>С»; если ослабим его, то звук уменьшится. Только при плавном, ровном произнесении «С» не выйдет из рамки, а ровное и плавное звучание — это ровный и плавный выдох, чего мы и добиваемся.

«З». Следующий звук «З». Его артикуляция такая же, как и у «С». Добавляется лишь звучание голоса, подключаются к работе голосовые связки и резонаторы. Если на «З» и «С» губы будут прикрыты, а не открыты в полуулыбки, то звук будет нечетким и неровным.

«Ж» и «Ш». Следующие звуки — «Ж» и «Ш». Звучание их напоминает жужжание насекомого или низкие и негромкие звуки работающего мотора. Они звучат хорошо, если зубы крепко сжаты, а губы раскрыты и вытянуты вперед. Неточное формирование звука делает его звучание неровным, прерывистым.

Когда звуки «Ж» и «З» произносятся правильно, их звучание сильно резонирует в груди. Если, приложив плотно ладонь к верхней части

груди, а пальцами коснувшись ключицы, мы почувствуем рукой вибрацию, легкое дрожание, значит, звук произносится правильно.

«М». При работе над звуком «М» есть одно очень важное условие: челюсти при произношении этого звука должны быть разжаты, язык продвинут вперед, кончик языка упирается в корни нижних зубов. «М» не должно звучать на собранных, плотно сжатых губах. Лишь при этом звук резонирует в груди, грудь вибрирует, как это было со звуками «Ж» и «З». Если же губы напряжены или челюсти мало раскрыты, то звук резонирует только в носу. Правильность образования звука «М» можно проверить следующим образом: перед концом его следует как бы сбросить немного с губ, резко открыв рот. Если все было выполнено верно, звучание закончится ясно слышимым звуком «М». Если губы были вялы или челюсти не разжаты, то при отрыве получится нечто неясное, что назвать звуком «М» невозможно.

«Н» и «Л». Освоив звук «М», можно переходить к сонорным «Н» и «Л». Эти звуки формируются при участии губ и кончика языка, который упирается в передние зубы; воздушная струя при произнесении «Н» и «Л» непосредственно попадает в верхние резонаторы. Необходимо следить за тем, чтобы мышцы гортани были свободными, и звучащая струя воздуха направлялась вперед. Если звук идет правильно, то губы и кончик языка ощущают легкое дрожание. Не забывайте о том, что зубы должны быть обнажены.

«Р». Звук «Р» превосходно организует выдох. Его произнесение помогает освобождению мускулов языка, это очень важно для тренировки фонационного выдоха. Произносить его следует, представляя себе, будто мы читаем вслух написанные на стене буквы «РРРР». Зубы слегка разжаты, а губы раскрыты в полуулыбке. У некоторых вначале мускулы языка легко зажимаются, и звук быстро прекращается. Тогда нужно сначала потренироваться на произнесении нескольких звуков «ТРРР», которые помогают освободить язык от излишнего напряжения. Постепенно «ТРРР» следует произносить все длиннее и длиннее и, наконец, отбросив «Т», произносить одни «РРРРР».

«Ф» и «В». Следующими включаются в работу «Ф» и «В». При произношении этих звуков необходимо помнить, что верхние зубы обязательно должны быть обнажены. Это увеличивает их акустическую мощность. Нижняя губа поднята вверх, верхние зубы почти касаются нижней губы. Между губами и зубами образуется щель, через которую выходит струя выдыхаемого воздуха.

«Б» и «П». Согласные, при помощи которых тренируется сброс воздуха. Эти согласные образуются при участии губ, и называются губно – взрывными. Звучание не должно быть громким, но хорошо «опертым», «упрямым». Губы активно работают, но не растягиваются в стороны.

«Г» и «К». Согласные, при помощи которых тренируется сброс воздуха. Эти согласные образуются средней частью языка, который для этого выдвигается вверх. Произнося эти согласные необходимо очень быстро оторвать язык от нёба и освободить нижнюю челюсть. Губы все время остаются неподвижными.

«Д» и «Т». Согласные, при помощи которых тренируется сброс воздуха. Эти согласные образуются кончиком языка, который для этого выдвигается вверх к альвеолам. Произнося эти согласные необходимо очень быстро оторвать язык от нёба и освободить нижнюю челюсть. Губы разомкнуть, звуки произносить коротко, негромко. Корень языка должен оставаться опущенным, а губы неподвижными.

«Ч» и «Щ». Согласные, при помощи которых тренируется сброс воздуха. Эти согласные образуются средней частью языка, который для этого выдвигается вверх. Произнося эти согласные необходимо очень быстро оторвать язык от нёба и освободить нижнюю челюсть.

«Ц». Согласный, при помощи которого тренируется диафрагма. Эти согласные образуется кончиком языка, который для этого выдвигается вверх. При произношении этого звука необходимо помнить, что зубы обязательно должны быть обнажены. Произнося этот согласный необходимо очень активно работать нижними мышцами живота, как бы выталкивая воздух с большим усилием.

«Х». Согласный, при помощи которого тренируется сброс воздуха. Этот согласный образуется корнем языка, который для этого выдвигается вверх, создавая препятствие. В воздушном столбе увеличивается давление, что в свою очередь заставляет работать диафрагму.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: