И ТРЕНИРОВКА ПЕВЧЕСКОГО ВЫДОХА




ВОСПИТАНИЕ ГОЛОСА

Часть первая

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

 

Автор-составитель:

Т. В. Зайцева

педагог высшей квалификационной категории

 

 

Трёхгорный

Пение – это целостный процесс, определяющийся музыкальными образами, представлениями. При изучении любого произведения необходимо очень ясно определить манеру исполнения. В эстрадной песне нужно добиваться выразительности текста, фразы, смены нюансов. Подача должна быть очень выпуклой, даваться крупным планом. В романсах краски должны быть нежные, акварельные. Много полутеней, нюансов. В исполнении народных песен требуется простота, особенно мягкая, близкая к речи, подача текста.

Пение это соединение трёх искусств – вокального, музыкального и сценического. В этом заключается, с одной стороны, трудность, а с другой – преимущество.

Трудность – в самом процессе изучения трех искусств. Но певец получает большие и разнообразные возможности для воздействия на зрителя. Все три искусства, которыми располагает певец, должны быть слиты между собой и направлены к одной общей цели. Если же одно искусство будет воздействовать на зрителя, а другие – мешать этому воздействию, то в результате одно искусство будет уничтожать другое. Каждое произведение, должно быть не только прочувствовано сердцем, но и проанализировано умом. Перед тем как петь, перед глазами нужно нарисовать картину, создать образ.

Действие на сцене, как и само слово, должно быть музыкальным. У движения есть свои легато, стаккато, ферматы, анданте, аллегро, пиано, форте и прочее. Темп и ритм действия должны соответствовать музыке. Чтобы соединить музыку, пение, слово и действие, нужен не внешний физический темпо-ритм, а внутренний, духовный.

Воспитание голоса складывается из двух элементов: первый – уничтожение недостатков, создание натурального звучания, второй – усовершенствование голоса, развитие его гибкости и легкости. Искусство пения – это вокализация с правильным дыханием.

Воспитание голоса нужно начинать со средних нот естественного диапазона, лишь постепенно расширяя, при этом непременно выравнивая весь диапазон. Во всех упражнениях необходимо вводить изменения в динамике звука, сразу приучая ребёнка к филировке звука.

Вокализы – действенное средство для выработки вокально-технических навыков, овладения умением без слов добиться выразительности, употребляя ту или иную окраску голоса. Обычно вокализы поются на гласную «а» или слог «ля», реже с называнием нот (если наблюдается вялость в произнесении согласных).

Прежде чем петь, ученики должны научиться легко говорить, не зажимая горла, образуя слово так близко, как будто оно по ощущению «впереди языка». Язык должен лежать таким образом, чтобы корень его не закрывал гортань, а конец прилегал к нижним зубам. Правильная осанка, прямая постановка головы, плечи, отведённые назад и вниз, свободная грудная клетка – это условия хорошего звучания голоса.

Произношение должно быть чистым, разборчивым, с разнообразной нюансировкой, правильным положением рта при произношении гласных. Ученик должен естественно открывать рот, не слишком мало и не слишком сильно, чтобы избежать горловых и носовых звуков. На лице при пении следует сохранять улыбку. Языком нужно естественным образом, без затруднения, касаться корней нижних зубов. Не сжимать зубы и не напрягать губы, так как от этого могут зажаться подбородок и челюсть. Необходимо следить за выразительным, осмысленным пением, не допуская «пения ради пения», пробуждать в учениках артистизм, любовь к искусству и трепетное отношение к нему.

Главное требование – близость к разговорной речи, четкость и в то же время легкость произнесения слов, естественная выразительность фраз. Именно потому, необходимо начинать с обучения декламации. Нужно вместе с ребёнком до мельчайших деталей разбирать содержание текста, обращая внимание на дикцию, смысловые акценты и лишь после этого начинать разучивать мелодию, работать над вокальной составляющей. Сначала нужно прочитать текс песни, оттенки декламации применить к пению, чтобы музыкальная форма совпала с драматическим выражением. Если певец, прочтя текст, знает, где надо взять дыхание, все становится на свои места.

Работа над дыханием в произведении должна быть подчинена задачам музыкальной выразительности, фразировке. В пении дыхание (кроме возобновления запаса воздуха и обозначения знаков препинания) служит самым понятным и важным выразителем нашего душевного настроения: веселый дышит легко и живо, огорченный – тяжело и медленно, страдающий и обозленный – сильно втягивает воздух и т.д. При передаче того или иного настроения, особенно на сцене, следует обращать внимание на дыхание и употреблять его соответственно. В процессе обучения необходимо вырабатывать спокойный тип дыхания.

При пении упражнений и произведений предпочтительнее грудобрюшное дыхание (костоабдоминантное), которое в несколько раз сильнее и продолжительнее, чем обычное. Вдох делается глубоким, а выдох плавный. Пение требует опоры дыхания, производимого через рот и нос. Перед тем как издать звук, надо почувствовать «полузевок». Гортань становится в единственное положение, которое не допускает сжатия глотки. Атака звука должна быть энергичной. Нижнюю челюсть при пении нужно держать по возможности неподвижной: «если подбородок ездит – ездит и звук».

Дыхание. Чтобы научиться правильно дышать, надо дышать полной грудью при разведенных в разные стороны руках. Постоять несколько секунд, задержав дыхание, потом, постепенно выдыхая, несколько раз опустить и поднять руки. Рот нужно открывать на высоту второго сустава указательного пальца, вставленного между передними зубами. Звук должен быть «собранный», «сконцентрированный», «близкий», но «круглый», чистый и высокий по позиции. По мере расходования воздуха следует, не опуская ребер, подтягивать нижнюю часть живота, то есть применять грудо-диафрагматическое дыхание с четкой и мягкой атакой.

Правильный вдох. Стоя твердо на обеих ногах, выпрямить позвоночник в межлопаточной области и развести в стороны нижние ребра. Это приведет грудную клетку в высокое положение без вдоха, а диафрагму – в необходимо растянутое состояние. Зафиксировав грудь в таком положении, медленно вдыхать одной диафрагмой так, чтобы не только осталась неподвижной грудная клетка, но и чтобы верхняя и средняя часть живота по возможности не расширились, а только несколько опустился самый низ живота. Открыть рот, вдохнуть быстро воздух расширенными ноздрями так, как если бы вы вдохнули запах чудной розы. Это движение поможет образовать из твердого нёба купол. Твердое нёбо в момент вдыхания должно приподниматься, образовывая купол, или свод. Фактически оно не поднимается, но ощущение такое, что купол, образующийся при вдохе вверху, надо держать твёрдо до окончания пения. Чем выше нота, тем больше и шире купол, который выдвигается вперед вместе с верхней челюстью и лобной костью. Когда воздух вдыхается в головные пазухи, диафрагма сокращается, живот идет вперёд.

Приготовив, таким образом, дыхание, нужно задержать его на мгновение, оставив горло совершенно свободным, атаковать звук сверху, как бы вдыхая носом воздух, который взяли в голову, держать дыхание крепко головой и петь.

Правильный выдох. Выдох производить осторожным, легким подтягиванием вверх нижнего сектора брюшного пресса, регулируя это подтягивание и передвижку кверху брюшных внутренностей диафрагмой, постепенно уступающей давлению на нее снизу. При выдыхании необходимо помнить, что втягивание средней и особенно верхней части живота может свести к нулю все старания научиться абдоминальному дыханию.

Пение в «маску». Большое значение имеет формирование правильного красивого звучания, красота тембра и резонирование голоса в области «маски», то есть лицевой части скелета и придаточной части носа.

Резонаторы (жесткое нёбо, носовые раковины, гайморовы полости, и другие) создают широкий полный звук, который должен сохранить как бы вне рта, в форме открытой гласной. Важную роль во время пения играет положение языка. Голосовой струей нужно стараться не задевать корень языка, так как от соприкосновения с ним звук может стать или глубоким или глухим, если струя воздуха проходит как бы поверху. При правильной работе гортани ощущается широко открытое горло.

Подготовка к пению:

- открытие глотки, как при зевке;

 

- направление звука к резонаторной точке;

 

- формирование певческой дикции;

 

- выработка певческого дыхания и его тренировка.

 

В начале урока можно применять три вида упражнений:

- с закрытым ртом для нахождения головного резонатора, чтобы звук попал в ту точку неба, над которой расположены ноздри;

- с открытым ртом, удерживая эту позицию, сблизить корень языка с мягким нёбом;

- с естественно открытым ртом, сохраняя высокую позицию, широко открыть горло, опустить корень языка и поднять мягкое нёбо с маленьким язычком.

Теория голосообразования. Чтобы достичь сознательного отношения учеников к теории голосообразования, необходимо регулярно требовать от учеников выполнения домашних заданий.

Девиз итальянской школы: «Звук закрытый – гласная открытая». Необходимо производить звук, расширяя горло и удерживая это расширенное горло при переходе с одного тона на другой. Нужно набрать полный вдох, чтобы рёбра расправились, задержать дыхание, глотку раскрыть свободно, воздух выпускать легко. Занятия необходимо начинать с выработки четкой дикции и плавного звуковедения и только потом приступать к развитию диапазона.

Следуя традиции старой итальянской школы – низкие ноты должны звучать как самые высокие в голове. Звук, поставленный на высокой позиции, при правильной работе дыхания и верхних резонаторов, не требует напряжения горла, и хотя певцу такой звук будет казаться недостаточно сильным, между тем именно тогда звучание будет сильным, легким и свободным в любом помещении. Главное – это легкость, звонкость голоса. Нельзя форсировать дыхание, напрягать горло; нужно, чтобы «звучала голова» (верхние резонаторы).

Произношение звуков. Основное требование к ученикам – яркое, четкое, звучное, выразительное произношение гласных и согласных. Поющему должно казаться, что звук образуется не в голосовых связках, а в груди и упирается в твердое нёбо у зубов. Особенно это важно в пригрудных нотах. Чем выше ноты, тем дальше отводится точка, не теряя точки в груди. При пении всех гласных звуков язык должен лежать плоско и неподвижно, дыхание рекомендуется грудобрюшное: взять вдох, задержать и медленно выпускать воздух – диафрагмой и нижними ребрами. Работа над согласными, артикуляцией доставляет ученикам много трудностей. Уроки можно начинать с гласных, переходя к согласным, которые, связывая между собой гласные, образуют слова. Ученику нужно понять, что произношение в пении совсем не то, что в обычной речи. В пении требуется идеальная четкость, которая сделала бы ясно слышимым каждое слово, не мешая при этом певцу передавать слушателям различные оттенки чувств и настроений и при этом не переутомлять голос.

Гортань в пении. Чтобы опустить подъязычную кость, которая не опускает гортань, а только дает ей возможность занять более низкое пассивное положение, стоя перед зеркалом, высунуть язык сильно изо рта. Гортань при этом заметно подымится. Быстрым, широким и свободным движением ввести язык обратно, далеко назад так, чтобы при этом корень языка опустился, так опустится и гортань. Имея гортань в низком положении, можно быть вполне уверенным, все резонаторы будут обеспечены. Когда гортань и зев на высоких нотах оказываются в положении зевка, горло избавляется от зажима, и верхние ноты распрямляются, приобретают металл.

Выравнивание звучания на всём диапазоне голоса. Благодаря мычанию, возможно, не только выровнять все ноты на гласных, но и развить силу звука. При правильной постановке голоса все гласные направляются в одно место, находящееся в жестком нёбе у самых корней зубов и фиксируются где-то выше в носовых раковинах.

Чтобы добиться правильной постановки звука, нужно с закрытым ртом тихо мычать в поисках упора для голоса. Первое время тянуть лишь одну, две, три ноты, упирая их во все точки резонаторов «маски», как бы ощупывать звуком полость рта и резонаторов. Звук при этом может попадать то «куда следует», то «уходить». Когда появится привычка правильно ставить две-три ноты, и они будут звучать по-новому, полно, компактно, металлично, необходимо выводить звук наружу, чтобы даже самый кончик носа задребезжал от вибрации. Но есть опасность, что звук получится гнусавым. Для того чтобы исправить такое звучание, надо убрать небольшое напряжение внутренней части носовой области, в которой появился зажим. Для этого нужно наклонить голову и опустить вниз подбородок. Это положение помогает пропустить звук как можно дальше вперед.

Формирование тембра голоса. Для формирования индивидуального тембра очень полезно петь упражнения и песни на вибрации губами, на мысленном выдохе. Нижняя челюсть должна быть полностью свободна (проверить свободу мышц – палец под подбородок), подбородок опущен вниз. Но существует опасность того, что звук может пойти в два направления: в гортань, либо в нос. Если звук стал носовым, и ребёнок не может его исправить, нужно заставить его спеть в нос сознательно. Углубить звук, а затем перевести его на зубы с помощью потока воздуха (тёплый выдох). Необходимо чтобы ребёнок слушал себя и контролировал качество звука.

Петь на состоянии выдоха – как говорим, так и поём. Стараться сохранять вокальную позицию, помнить, что рот – «ворота» для звука. Чтобы голос попал «в маску», нужно сделать «маленькую рыбку», то есть открыть рот и выдвинуть верхнюю губу, можно придерживать губу возле носа указательным пальцем. Это положение рта следует сохранять в интервале от нижнего «ля» до нижнего «ми» и от «до диез» до «ми» среднего регистра. Высокие ноты должны звучать на итальянский манер они должны быть широкими, ясными, звучными, но не плоскими и не белыми! Чтобы добиться этого, нужно широко открыть рот, как бы раздвинув его зевком, опустить нижнюю челюсть, поднять верхнюю и обнажить верхние зубы («львиная пасть»). Это позиция хороша в интервале от верхнего «фа» до верхнего предела.

К.С.Станиславский.

«Как подходить к изучению вокальной партии».

Тезисы:

1.Надо всем вместе – режиссерам, дирижером, пианистам и артисту докапываться до подтекста.

2.Артисту должно быть ясно – почему forte или piano – pianissimo.

3.Нельзя просто приказывать артисту петь forte или piano, надо показать ему логическую необходимость этого.

4.Следите за тем, чтобы певец не пускал слово по горизонтальной линии, то вольтаж. Сила речи, интонации в пении – вертикальной линии, то есть точном знании подлинной причинности той или иной музыкальной фразы.

5.Пусть певец краской голоса, интонацией усиливает дикцию.

6.Певцу есть что красить. У него есть какая-то ведь цель в его пении, в его арии, в дуэте, сцене, и все его пение ведь для чего-то и от чего-то.

7.Рисуйте голосом внутреннюю линию роли.

8.Певец играет лишь, когда поет; замолчал – и выключился. Следите, чтоб и за роялем у него была непрерывная линия внутреннего действия.

9.Музыкальная мелодия не должна забивать логический смысл фразы.

10.Пойте, чтобы сказать мысль; слово должно быть орудием мысли и действия.

11.Нельзя зрителя заставлять тратить усилия на разбор слов и смысла.

12.Точно разбирайте текст, как в ариях, так и в ансамблях, разберите, что непременно должно дойти до зрителя.

13.Добивайтесь четкого слововедения – как во всех массовых хоровых сценах, так и в отдельных ансамблях.

14.Присутствие дирижера обязательно на хоровых репетициях, иначе одно и то же дело придется делать два раза.

 

Умберто Мазетти

«Краткие указания по пению ученикам» (1912 год).

Тезисы:

1.Необходимое услове пения – умение сознательно управлять дыханием. Петь следует «на дыхании».

2.Дышать надо спокойно, плавно, медленно, бесшумно и настолько глубоко, чтобы стенки грудной клетки могли как можно больше расширяться.

3.Шумное дыхание не только крайне не эстетично, но сверх того, утомительно для голосовых связок.

4.Дыхание должно быть диафрагматическим, так как только при нем гортань остается эластичной.

5.Вдох надо делать раньше, чем израсходуется весь действующий запас воздуха в легких.

6.Брать дыхание необходимо главным образом через нос для того, чтобы не сушить стенок горла.

7.Выдыхание следует совершать с возможно меньшим усилием, бережно управляя количеством воздуха, необходимым для производства звука (это обязательное условие для приобретения лёгкости звучания голоса).

8.Сила звука и его длительность зависят от правильности дыхания.

9.Работа над правильным расходованием дыхания есть главное условие правильной постановки голоса.

10.Следствием излишней торопливости, а также излишней медлительности выдыхания является сдавленный звук.

11.«Форте» требует увеличения, а «пиано» – уменьшения силы выдыхания.

При пении положение шеи и плеч должно быть спокойно – естественным. Всякое резкое движение вредит голосовому аппарату.

12.При выдерживании одной ноты и при нескольких нотах на одной гласной, рот и подбородок надо держать неподвижно.

13.Подбородок вообще не должен выдаваться.

14.Губы без жеманства складываются в улыбку, верхние зубы слегка видны.

15.Необходимо избегать сильного опускания нижней челюсти, в особенности при высоких звуках. Неумеренное опускание суживает отверстие горла и тем уменьшает полноту звука.

16.Весьма важно, чтобы гортань и нижняя челюсть были эластичны. Только при этом условии горло не чувствует никакого напряжения. Ощущение сжатия горла во время пения недопустимо.

17.Язык должно держать слегка вогнутым посередине.

18.При извлечении звука столб выдыхаемого воздуха должен быть направлен на свод полости рта в точку, лежащую позади передних зубов.

19.Необходимо стремиться к тому, чтобы голос был чист и свободен от малейшей примеси носовых и горловых оттенков.

20.Для начальных упражнений следует предпочесть гласную «А», обращая внимание на то, чтобы не исполнять ее ни слишком закрытым, ни слишком открытым звуком. После «А» переходить к «О» и «Е».

21.Для приобретения ровности и однородности звука поющий должен внимательно следить за характером своего звука.

22.Каждое напряжение для увеличения силы голоса идет в ущерб голосовому органу. Кто кричит, тот губит голос. В особенности пагубно злоупотребление высокими нотами.

23.Пение должно совершаться с такой же легкостью, как разговорная речь.

24.Следует избегать пения с так называемым «подъездом», на что должно быть обращено особое внимание при изучении «портаменто».

25.Развивать голос следует во всей возможной, но в то же время и естественной для него, полноте, расширяя объем голоса как в сторону низких, так и в сторону высоких звуков.

26.Надо стараться, чтобы голос стал ровным, гибким, подвижным, устойчивым и плавным.

27.Четыре главных типа вокальных упражнений – это выдержанные ноты, гаммы, арпеджио и украшения (группетто, трели и пр.).

28.Упражнения начинаются вокализацией, т.е. пением без называния нот.

29.Выработка подвижности требует прирожденной способности.

30.Лица с подвижными голосами могут приступить к вырабатыванию трели. Для чего существуют следующие правила: начинать медленно. Стараясь не двигать ни языком, ни губами, ни подбородком. Трель должна образовываться в гортани независимо от толчков грудной клетки.

31.Упражнения надо всегда петь полным голосом, но отнюдь его не напрягая. Как форсировка, так, наоборот, и слабость голоса одинаково вредны тем, что препятствуют правильному развитию мышц гортани.

32.Для усвоения правильной интонации и звуковой плавности крайне полезны восходящие и нисходящие гаммы, а также хроматические ходы.

33.Начинающий никогда не должен заниматься долее 10-15 минут с частыми перерывами.

34.Чтобы следить во время пения за выражением лица и избегать гримас, необходимо вначале пользоваться пением.

35.Надо научиться управлять всеми оттенками голоса, для чего рекомендуется следующее упражнение: на одной ноте, в одно дыхание и с одинаковой силой постепенно переходить от открытого звука к закрытому, и обратно.

36.Необходимо выработать величайшую ясность произношения слов, в особенности при «сотто воче», так как это имеет огромное значение для выразительности пения. Надо одинаково остерегаться крайности, особенно в вещах колоратурных.

37.Хорошо ставить звук и в то же время отчетливо произносить слова – вещь очень трудно исполнимая, однако совершенно необходимая. Достигается это следующим образом: гортань на полном дыхании непрерывными и ясными колебаниями рождает звук, и в то же время органы произношения придают этому звуку форму согласных и гласных.

38.От исполнителя требуется ясность и выразительность.

39.Ясность исполнения зависит отчетливого соблюдения метра и ритма, оттенков и фразировки.

40.Выразительность, заключающаяся в верной передаче чувств настроений, есть венец вокального искусства. Чтобы достичь выразительности, необходимо уметь понимать исполняемое.

41.Преувеличенная выразительность становится карикатурой. Надо быть простым и правдивым.

42.Речитатив требует правильного ударения на словах, разнообразия в оттенках и кроме этого, должен исполняться почти всегда полным голосом.

43.Качества, необходимые для артиста:

-музыкальные познания;

-совершенство в интонации;

-свободное дыхание и легкость голоса;

-умение владеть звуком при усилении и ослаблении, соответственно выражаемым чувствам;

-ясное и точное произношение;

-изящество вкуса и музыкальная память.


ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВ

И ТРЕНИРОВКА ПЕВЧЕСКОГО ВЫДОХА

 

Главное в искусстве пения – умение чисто и ясно произносить пять гласных букв: «А», «Е», «И», «О», «У». При произношении звуков требуется особое отверстие рта, положение языка, горла и даже самой головы. Без этих условий – звук не будет чистым, не будет ударяться в гортань, будет придерживаться языком и зубами. Чем чётче произношение, тем полётнее звук. Полётность нужно выдыхать мысленно на «А». Это требует терпенья. Второе условие качественного пения – умение правильно вдыхать воздух и расходовать его. Третье условие – умение атаковать ноту так, чтобы это было эффективно и незаметно. При пении высоких нот звуки должны быть направлены в голову и нужно ощущение «маски», но не носовое, а высокое головное звучание.

Перед пением любого звука, надо почувствовать «полузевок». Гортань становится в единственное положение, которое не допускает сжатия глотки. Атака звука должна быть энергичной. Нижнюю челюсть при пении нужно держать по возможности неподвижной: «если подбородок ездит – ездит и звук». Нельзя упускать из виду, что от того, как начат любой вокальный звук, зависит и его продолжение, почему и придается такое важное значение атаке звука, когда она начинается на гласной.

Недопустимо безразличного пения даже при исполнении упражнений, гамм, отдельных нот. «Плачь на «А», смейся на «Э», восхищайся на «О», бойся на «У». Потом буквы нужно менять местами. В течение всего обучения одну и туже фразу в виде предварительного упражнения в начале урока каждый ученик должен повторять в разных вариантах: глубоко всерьез, легкомысленно, ненавидя, обманывая, жалея, угрожая. Эти упражнения отлично оттачивают актерское начало в вокальной составляющей мастерства юного певца.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: