УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГОЛОСА.




Упражнений можно придумать бесконечное множество. Принцип такой – дыхание качественное, хороший поток воздуха на нем насаженный звук и хорошая дикция. Дикция может быть хорошей только на полной свободе внутренней и внешней, лишние мышцы не должны напрягаться и работать.

Начинать с ребенком нужно с быстрых упражнений. Если человек зажат внутренне или певчески, то звук у него плохо формируется, человек не может петь медленные упражнения, тянуть кантилену. На скорости ему некогда «химичить» в голове, выстраивать неправильные связи, на скорости ему не до чего, ему нужно быстро проговорить. Таким образом, используя упражнения, мы добиваемся свободы. Самое главное на начальном этапе – убрать мышечные и психологические зажимы. Зажим нужно искать, ребенок может двигать пальцами, сжимать их. Зажим может быть хоть где. Если ослабить мышечное напряжение, звук польется. Если у ребёнка не шевелится язык, значит, зажата шея. Для того чтобы убрать зажим, необходимо: сначала напрячь глаза (движение от противного), затем их расслабить. Шея после этого расслабляется автоматически. Расслабив шейные мышцы, поднять твёрдое нёбо, получить ощущение зевка. Задержатся в этом состоянии, и закрепить его. Ощущение зевка (т. е. вокальная позиция) – основная цель этой цепочки. Язык ляжет, гортань опустится вниз. Вдохнуть носом (вдох короткий, если через нос, то он дозируется и не сушит связки), ртом воздух брать нельзя, т. к. сильно сушит связки. Выдох мысленный на всех гласных.

Движение челюстью (шлепанье, чавканье, шамканье) обязательно, потому что идет постоянное расслабление подчелюстных и челюстных мышц. Очень важные упражнения «шамкать и чавкать». Особенно на первых занятиях, в начале подготовки. Эти упражнения на расслабление нужно делать после каждого упражнения. Можно использовать какой-нибудь стишок, говорить как бабка старая, у которой ничего не держится. Это очень хорошо дает почувствовать расслабление.

В упражнении все работает очень свободно, причем освободить необходимо все, что нам не нужно для пения. Должен быть культ свободы. Все освободить, а потом набирать то, что должно работать. А часто получается, что все работает, и все зажимается, и мы не можем понять, почему звук такой зажатый. Когда идут броски они должны быть одинаковыми. Челюсть должна открываться одинаково. Согласные подаются одинаково языком, нужно развивать слух, чтобы ребенок сам контролировал себя, должна быть ровная подача воздуха на согласный звук, подача должна одинаково свободная. Нужно настроиться на свободу и раскрепощение. Для этого нужны и этюды и импровизации. Не актерские этюды, а просто сценки. Можно изображать ростки, и все другое и нужно уметь разговаривать с собой, перевоплощаться, убрать стеснительность. Перед тем как начать петь упражнения нужно «достать эмоцию». Глаза – зеркало души, разными глазами смотрим в зеркало – достаём внутренние эмоции.

Лечебные упражнения на вибрацию губами – очень важные лечебные упражнения. Мы переносим напряжение со связок на губы. Диафрагма работает качественно и правильно.

 

Лечебные упражнения на вибрацию языком. Очень важные лечебные упражнения. В упражнениях на вибрацию языком при произнесении «тррр» – напряжение переносится на кончик языка. После упражнений гимнастика, при которой ребенок расслабляется (шлепанье, чавканье, шамканье). Во всех упражнениях необходимо очень активно и утрированно произносить звук «ррр». Он должен звонко и интонационно чисто звучать в высокой позиции.

 

Лечебные упражнения на вибрацию губами и языком. Эти упражнения нужны для того, чтобы в песне подача была правильной, звук полетный вперед, а не поглощался тканями организма. Упражнения поются на опоре. Состояние вдоха нужно сохранить до конца упражнения. Необходимо следить за тем, чтобы подача каждого звука была одинакова, чтобы одна и та же порция воздуха выбрасывалась на губы и на язык. Мышцы срабатывают одинаково, т.е. посыл воздуха должен быть одинаковым, не должно быть провалов.

 

 

Задача последнего упражнения – лёгкий большой скачок на квинту, затем на октаву, переключение грудного голоса на головной, фальцетный. Ребёнку не нужно рассказывать: «Что здесь у тебя грудь работает, а здесь переключись, пожалуйста». Нужно просто предложить спеть ноты внизу, потом вверху. Самое главное свободно, с выбросом воздуха. Это все идет на выдохе, очень хорошо репетируется подача звука. Мышцы расслабить и совершенно свободно выбрасывать верхушки. Хороший вдох. Может показаться, что это опасно, но это не правда.

Лечебные фонопедические упражнения. Упражнения лечебные, воздух должен просачиваться сквозь звук, его должно быть больше, чем звука. Это придыхательная подача звука – 70% воздуха на 30% звука и каждый раз одинаково на каждый звук.

В этих упражнениях главное чтобы сифонил воздух, чтобы выдувание было довольно сильным и обязательно должны быть две точки. Первая – это точка диафрагмы – фундамент звука, необходимо удерживать диафрагму в состоянии вдоха и опирать звук постоянно, т.е. должно быть торможение выдоха. И состояние торможения выдоха нужно сохранять до конца фразы.

Вторая точка – на губах, зубах и кончике языка. И тогда выставляется и получается труба, и воздух, как будто минуя связки, проходит на губах оформляется в букву. Конечно фонация происходит только за счет связок, смыкания и размыкания, но получается лечебный эффект и связки работают без напряжения. В этих упражнениях нужно следить за тем, чтобы равномерно, одинаково открывался рот, челюсть должна быть свободна, срабатывание мышц, тех которые выбрасывают букву и воздух, тоже одинаково, чтобы на слух была ровная подача звука, и одинаковая порция воздуха должна сочиться сквозь звук. После упражнений гимнастика на расслабление.

В упражнении «Чих-тих-пих» необходимо расслабиться предельно и просто вычихнуть, выбросить, выплюнуть эти буквы при свободной шее, плечах, подчелюстных и челюстных мышцах. Можно добавить движение руками, потому что в соединении со звуком это помогает, можно бросать воображаемый мячик.

 

 

Лечебные дикционные упражнения. Упражнения на дикцию и особенно на подачу звука вперед на потоке воздуха. После упражнений гимнастика, при которой ребенок расслабляется.

 

 

При исполнении упражнения нужно каждый раз заставлять ребёнка выполнять его правильно. Главное - мышечная свобода на всём участке диапазона. Наверху «ррр» делаем «свисток» и выбрасываем воздух.

 

 

Задача этого упражнения – хороший качественный вдох, плавный и наполненный, дыхание нижнереберное, диафрагматическое. И дальше единый поток воздуха и на этом потоке воздуха, вперед мы говорим «я-де…», но челюсть должна трястись. Нужно заставить ребенка сначала трясти челюстью, имитировать автоматную очередь – «дедеде…» Пусть ребенок поговорит «де..» и почувствует как челюсть трепыхается, а потом посадить соседние звуки. На звуках «Я» и «Зо» челюсть открывается и получается, что степень открытия «Я» и «Зо» больше, «де-де» – меньше. Нужно добиваться очень четкой работы кончика языка на «деде», на «я» – серединки языка и боков. Все согласные должны быть утрированы. Нужно обращать внимание на начало звука в упражнении, выставление позиции, когда ребенок вдыхает. Вдох – «Я». Это «Я» должно быть компактное, упругое, но, в то же время, свободное.

 

 

Важен хороший вдох постановка на диафрагму, и поток воздуха выбрасывается на губы и кончик языка, а они в свою очередь делают препятствие, вот и дикция, но срабатывают губы и кончик языка очень активно, утрированно. Нужно следить за одинаковой подачей этих слов, чтобы они были одинаково выброшены, т.е. одинаковая громкость, и все буквы каждого слова должны быть выброшены с одинаковой звучностью, они достигаются свободной и активной работой кончика языка и губ. Челюсть здесь не дергается, но она свободна.

 

Упражнения развитие артикуляции и быстроту произношения. Задача: петь очень быстро, не обращать внимания на точность интонирования. Движение челюстью (шлепанье) обязательно, потому что идет постоянное расслабление подчелюстных и челюстных мышц. Челюсть должна открываться одинаково. Согласные подаются одинаково языком, ребенок должен сам контролировать себя, должна быть одинаково свободная подача воздуха на согласный звук. Все должно быть ярко, не обязательно пропевать, главное свободный бросок воздуха и нотки.

 

 

Упражнения на тренировку мышц кончика языка. Эти упражнения тренируют кончик языка и губы, челюсть отпадает на гласном звуке, препятствие из согласных. Все словосочетание укладывается в один хлопок. Словосочетания можно придумывать различные, удобные, но сложные в произношении.

Упражнения для выработки фальцетного звучания и колоратуры. Колоратура – это не обязательно высокий голос, это приём подачи звука. Колоратуру можно петь и внизу – это скорость движения, легкость. Начинать сверху фальцетом, двигаться вниз до конца диапазона. Щечки как тряпочки, челюсть вниз, губы не зажимать и, как выставлена позиция, так она и идет до конца всего упражнения. Легкость и свободный полный вдох. Фальцет - это не голос и не тон. Это прием работы связок, им можно петь и внизу. Когда мы начинаем работать с высокими нотами, в связках должна быть большая щель для продува воздуха. Мы используем такой скулеж. На полном расслаблении. Не берет ноту и не надо. Я все равно играю выше. Главное в пении свобода.

 

 

Упражнения на расширение диапазона. С низкими звуками есть опасность, что человек пытается опустить голову и гортань – зажимаются подчелюстные и шейные мышцы. Чтобы этого избежать необходимо заставлять ребёнка репетировать теплый выдох, абсолютно расслабленный, пусть он просто выдыхает и поет эту ноту, и с теплотой выдыхает. Сначала просто теплый выдох, потом ниже, ниже опускаемся с теплым выдохом. Тренируем теплый выдох, пусть он ставит свою ладошку, ставьте свою, чтобы проверить на самом деле идет тепло или нет. Потом потихонечку на этот теплый насаживаем ноту, пусть только намек на нее. Это очень долгая кропотливая работа. Самое главное следить, чтобы мышцы шеи, челюсти не зажимались на низких нотах. Таким образом, мы растягиваем диапазон. Высокие ноты выбрасываются легко на выдохе.

 

 

Лечебные упражнения с шумовыми звуками. Эти упражнения необходимы для разговорной манеры пения, для того, чтобы ребёнок выработал правильную звукоподачу. Эти упражнения нужно не петь, а просто проговаривать на той высоте, которая предлагается. Очень важно, чтобы поток воздуха был абсолютно свободен с основой на диафрагме. Глотка открытая, свободная, спокойная, шея не зажата. Слог замыкается препятствием – согласным звуком. Шумовые звуки очень полезны, они являются лечебными и напряжение со связок переводят на шумовой звук.

В этом упражнении губы делают препятствие. Глотка открытая, свободная, спокойная, шея не зажата. Слог замыкается препятствием «Р», «К», «Б», «КШ». В этом упражнении напряжение со связок переходит на шумовой звук «КШ». Упражнение «Отгонять кур» (кшикать курам). Вокруг себя поворачиваться, как будто куры бегают вокруг. Соединяем свободный поворот головы и работу диафрагмы. Увидел курицу, отогнал: «КШ». Очень сильно работает диафрагма, свободно выбрасывает воздух. Выполняться должно свободно, иначе может быть очень вредным. Не зажимать подчелюстные и челюстные мышцы, шею. Все время – бросок вперед. Распеваться наверх до беспредела. Можно добавить движение руками, потому что в соединении со звуком это помогает, можно бросать воображаемый мячик. В первом упражнениии необходимо очень активно и утрированно произносить звук «ррр». Он должен звонко и интонационно чисто звучать в высокой позиции.

 

 

Упражнения для выработки навыка пения на опоре. В этих упражнениях главное не проваливать звук, петь активно. Очень важно утрировать согласные, сильно работает язык, подача воздуха. Очень важно не привязывать ребенка к высоте и точности попадания в ноту. Главное чтобы ребёнок ничего не боялся. И ребенок начнёт попадать, потому что у него не стоит такая задача.

 

 

Самодиктант. Проигрывание и пропевание интервалов не в тональности, просто проигрывание интервала от разных нот. Начинают работать внутренние связи. Это фантастически развивает слух. Интервал как бы вырабатывается в руках. Параллельно идет изучение музыкальной грамоты. Играть и петь интервал нужно сначала снизу вверх и сразу сверху вниз.

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение на смыкание губ. Губы нельзя сжимать или напрягать. Звук «Х» нужно произносить без гласного. Рот широко не открывать не нужно. На «Х» выбросить воздух (помочь животом), на «М» - просто сомкнуть губы. Можно выполнять упражнение с помощью рук (пальцами имитировать смыкание губ).

Упражнения на координацию мышления. Каждый ребёнок отстукивает или отхлопывает либо разные длительности, либо разные доли такта (сначала руками, затем ногами, затем вместе). Можно поворачивать и наклонять голову, это помогает выравнивать звук. Гортань на протяжении всего упражнения должна быть свободной. Очень внимательно следить за качественным выполнением вибрации. На вибрации – руки развести в стороны не широко, на «Гес» – хлопок.

Упражнения развитие подачу звука сверху и формирование ощущения головного резонатора. Упражнение петь светло, но звук «О» формировать округло, как будто дуешь на свечу. Верхнюю губу натянуть на зубы, начинать упражнение как будто начинаешь из-за такта на полтона выше, пропевая подготовительную ноту про себя – «(Э) РЁ-О-ВА». Для улучшения попадания в головной резонатор можно петь упражнения в наклоне, руки и голова свободно висят. Главное, чтобы всё тело до пояса было в расслабленном состоянии, педагог может проверить состояние расслабления, пошевелив голову или плечи ученика. Пение в наклоне для того, чтобы перекрыть диафрагму и грудной резонатор. Тогда из-за освобождения мышц верхнего плечевого пояса нет зажима на связках, и звук свободно попадает в голову. Верхнюю губу натянуть на зубы, сохранять опору звука.

 

Как вариант, в начале работы над этим упражнением, можно петь подготовительное упражнение «(Э)РЁ-ВА» сбрасывая последний слог.

При пении упражнений необходимо помнить о певческой установке. Позвоночник растягивать как нитку жемчуга, а звук собирать над головой, как будто волосы в пучок (как балерина), всё время тянуться макушкой к солнцу.

Все упражнения ученик должен петь красиво, осмысленно, выразительно, со своей творческой подачей, вслушиваясь в звучание своего голоса и голоса педагога. Звук должен быть красивым, но доступным по силе.

Недопустимо форсировать звук. Это вредно не только для детского голоса, но и для воспитания культуры звукоизвлечения, нельзя говорить ребёнку «Пой громко», самое сложное научить петь качественно и с гибкой нюансировкой.

Темп исполнения должен быть индивидуален. Работа над упражнениями должна усложнятся постепенно. Важно давать упражнения, доступные каждому ученику, чтобы исправить недостатки его вокальной техники.

Только при постоянном контроле со стороны педагога возможно устранение всех барьеров на пути к достижению виртуозной вокальной техники.

 

 


Библиография.

 

1. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. 1981 г. Алиев Ю. Пути формирования навыков многоголосного пения в школьном хоре. М.: Музгиз, 1979.

2. Апраксина О. Хрестоматия по методике музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1976.

3. Бандина А. Методика преподавания пения в школе. М.: просвещение, 1973.

4. Бреснов И.С. Произвольное управление дыханием человека. Л.: Наука, 1975.

5. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. М.: Музыка, 1979.

6. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 192 с.

7. Галендеев В., Кириллова Е.И. Комплексный метод воздействия на голосо – речевой аппарат актера \\ Проблемы сценической речи. - Л.: 1979.

8. Гриншпун С.С. Воспитание творческой личности// Внешкольник. № 7-8, 2000. – с.48.

9. Динейка К. Дыхание, движение, здоровье! Тула, 1978.

10. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. М.: Музгиз, 1964.

11. Добровольская Н. Вокальное упражнение в школьном хоре подростков. - М.: Музгиз, 1978.

12. Добровольская Н. Распевание в детском хоре начальной школы. - М.: Музгиз, 1979.

13. Иртлач С. Интонационно-методическая природа голоса. М.: Музгиз,1979.

14. Козлянинова И. Произношение и дикция. М.: Знание, 1989.

15. Козлянинова И., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М.: 1985.

16. Козлянинова И.П. Сценическая речь в театральных школах Европы (на материалах школ Великобритании, Нидерландов, Австралии и Франции).\\ Современные зарубежные театральные школы. М.: 1987.

17. Коровяков Д.Д. Искусство выразительного чтения. СПБ.: Карабасников,1900.

18. Корсакова Е.А., Пряшников А.В. Техника речи. М, 1939.

19. Кох И.Э. Основы сценического движения. - Л.: Искусство, 1970.

20. Кочеткова И.Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. М.: Советский спорт, 1989.

21. Куницын А.Н., Муравьев Б.Л. Принцип тренировки фонационного дыхания в движении \\ Сценическая педагогика. Л.: 1973.

22. Ларионова Е. Работа над голосом в театральных школах ГДР.\\ Современные зарубежные театральные школы. М.: 1987.

23. Линклэйтер К. Освобождение голоса. Сценическая педагогика. - Л.: 1982.

24. Лобанова О. Правильное дыхание, речь, пение. М-П.: Гиз, 1923.

25. Лукьянова Е.А. Дыхание в хореографии. М.: Искусство, 1979.

26. Матанов Б. Игра как средство воспитания сценической речи. Л.: 1971.

27. Моисеев Ч.Г. Дыхание и голос драматического актера. М., 1974.

28. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967.

29. Муравьев Б.Л. От дыхания к голосу. Л.: 1982.

30. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музыка, 1968.

31. Переверзьев Н. Проблемы музыкального интонирования. М.: Музыкальная жизнь № 8, 1982.

32. Петрова А.Н. Сценическая речь. М.: Искусство, 1981.

33. Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс. М.: Искусство, 1985.

34. Постановка голоса. Методические рекомендации МНИИ уха, горла, носа. М.: Знание, 1968.

35. Савкова З. Как сделать голос сценическим. М.: Театральное искусство,1972.

36. Савкова З.В. Голосовой тренинг в воспитании актера. М.: 1971.

37. Саричева Е.Ф. Сценическая речь. М.: Искусства, 1955.

38. Сережников В.С. Техника речи. М.: И-во автора, 1928.

39. Сладкопевцев В.В. Искусство декламации. Театр и искусство, 1910.

40. Соколова О. Двухголосное пение в младшем хоре. М.: Просвещение, 1990.

41. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1985.

42. Черкасова Н. Недостатки голоса и некоторые способы их устранения. М.: Знание, 1968.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: