История храма святых Богоотец Иоакима и Анны в селе Степановском.




 

 

Зайцев Василий, 6 класс.

Церковь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны является одной из визитных карточек города Череповца. Село Носовское считается одним из древнейших поселений края. Первое упоминание о нем в архивных документах относится к XV веку. Не менее удивителен советский период истории селения. Носовской храм является единственной, дошедшей до нас церковью Череповецкого края, которая никогда не захватывалась раскольниками и не осквернялась безбожниками.

Земли Степановской кулиги принадлежали Воскресенскому монастырю, благосостояние крестьян находилось на неплохом уровне, так как Череповецкая обитель оказывала поддержку в трудное время. К концу ХVII века численность жителей Степановской округи была значительно высокая. Рост населения заставил монастырское начальство озаботиться открытием на территории кулиги самостоятельного церковного прихода.

Место для храма выбрали самое видное и красивое – на вершине Носовой горы. Освятили его в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Церковь была построена деревянной. Упоминается в переписной книге 1678-79 годов. Храм стал не только приходским, но и своего рода женским отделением Воскресенской обители. При церкви были келии, в которых жили инокини, также был устроен странноприимный дом, в который селили нищих и немощных людей.

По указу Екатерины II в 1764 году монастырские земли Воскресенской обители отошли государству, а с ними и Степановская кулига. В 1770 году пожар истребил до основания деревянную церковь Иоакима и Анны.

Без храма крестьяне не мыслили своего существования и тут же подали прошение о возведении у них новой церкви. В 1775 году грамотой Вологодского епархиального архиерея Иринея было разрешено перевезти в Степановское из села Богородское деревянную Леонтиевскую церковь и переименовать ее в Богоиоакимовскую.

В 1788 году в селе Носовском был возведен еще один храм – каменный Воскресенский. Данная церковь изначально задумывалась как летняя. В 1795 году отдельно от храма на средства прихожан была сооружена восьмигранная колокольня.

К началу XIX зимний деревянный храм обветшал, и его пришлось разобрать.

В 1814 году прихожане, заручившись благословением архиерея, приступили к постройке каменной зимней церкви во имя святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Освящение главного предела состоялось в 1824 году, а еще спустя три года были освящены боковые приделы во имя Илии Пророка и Николая Чудотворца. По словам искусствоведа А.А. Рыбакова, Богоиоакимовская церковь была построена «по канонам провинциального классицизма».

Завершило формирование церковного ансамбля строительство вокруг церквей и кладбища кирпичной ограды.

Священство честно и добросовестно исполняло свой пастырский долг. В 1914 отец Кирилл Цветков и прихожане Носовского храма были удостоины благодарности святой императрицы Александры Федоровны за сбор средств на нужды армии, сражавшейся на полях Первой Мировой Войны.

Созданный в эти годы крепкий фундамент степановской общины, позволил ей выстоять в трудное время советской власти.

Во время установления обновленческого раскола, в 1924 при настоятельстве о. Сергия Смирнова, Степановская церковь объявила о своей верности патриарху Тихону. Обновленческие депутаты, вошедшие в храм во время Литургии были вытолканы прихожанами прочь. Это событие вошло в историю как «Степановский бунт», и был первым открытым выступлением против раскольников на территории губернии.

В 1925 году было совершено ограбление церкви. Воры похитили антиминсы, дарохранительницу, медный крест - все то, что необходимо для совершения богослужения.

В трудное время церковь поддерживалась в образцовом порядке, выплачивались все взносы и страховки, приобретались иконы для благоукрашения храма. 9 июля 1928 года в храме совершал богослужение архиепископ Алексей Симанский – будущий патриарх.

11 июня 1934 года по решению властей, была закрыта Воскресенская летняя церковь. В 1937 году снесена колокольня и разобрана церковная ограда. Перестали совершаться богослужения по причине ареста настоятеля. Храм был в распоряжении верующих, которые содержали его и платили налоги.

Богослужебная жизнь восстановилась в в 1942 году. Первым батюшкой возрожденного прихода стал Павел Орнадский. На протяжении Великой Отечественной войны Носовская церковь была единственным действующим храмом на обширной территории радиусом более 100 км. При храме поселились монахини и послушницы закрытых череповецких монастырей, был прекрасный хор. Церковь стала одной из крупнейших жертвовательниц на нужды обороны. За что ее настоятель и председатель Надежда Николаевна Петровская были удостоены благодарственной телеграммой И.В. Сталина.

Основную долю прихожан Богоиоакимовского храма составляли череповчане. Они и оказали активную помощь в возрождении собора в г. Череповце. Были переданы иконы и церковное имущество, центральный иконостас из Воскресенской церкви. Регулярные богослужения начались в городе в 1947 году. В результате, Носовская церковь стала приходить в в постепенное запустение.

Усиление гонений на веру в 60-х годах способствовало укреплению Степановского прихода. В 1952 году сюда перевели игумена Симеона Чернова – авторитетного священнослужителя Вологодской епархии. Выросло число прихожан и угроза закрытия снова миновала.

В нулевые годы, стараниями о. Валерия Белова, были произведены ремонтные работы внутри и снаружи храма. Совершаются регулярные богослужения. В 2018 году храм обрел статус подворья Филиппо-Ирапского монастыря. Он горячо любим прихожанами, сохраняет свои традиции и уникальность.

 

 

Доклад подготовлен по материалам книг «СвятыниЧереповецкого Края»:

1. М. Мальцев. Церковь св. Богоотец Иоакима и Анны в селе Носовском. СПб.: «Русская Фиваида», 2011.

2. М. Мальцев. Носовской приход в годы гонений. СПб.: «Русская Фиваида», 2011.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: