Ненапряженные шпоночные соединения




6.2.3.1 Конструкция и параметры соединения

Конструкция соединения призматической шпонкой представлена на рисунке 9.1.

 
 

На рисунке введены следующие обозначения: d – номинальный диаметр соединения; b´h – размеры (ширина и высота) поперечного сечения шпонки; ℓст – длина ступицы; ℓш – длина шпонки; ℓр – рабочая длина шпонки; Δ – гарантированный зазор между шпонкой и дном паза ступицы; t1 и t2 – глубина врезания шпонки в вал и ступицу; Т1 и Т2 – вращающие моменты (движущий и сопротивления); ω – угловая скорость; hF1, hF2 – плеч сил Ft1 и Ft2 (равнодействующих давлений в стыках вал-шпонка и шпонка-ступица).

Размеры b´h принимают в зависимости от d

b´h=f(d), b=(0,2…0,3)d,

причем b:h = 1:1…2:1 (например, 6´6…80´40 мм).

Длина шпонки

ш=ℓст–5…10 мм.

Рабочая длина шпонки зависит от исполнения, например, для шпонки со скругленными концами (см. рис.9.1 б)

р=ℓш–b.

2.3.2 Взаимодействие и напряженно-деформированное состояние деталей соединения

В рассматриваемом случае осуществляется только угловая фиксация ступицы на валу для передачи вращающего момента от вала к ступице или наоборот. Рабочими гранями при этом являются узкие боковые.

Детали соединения испытывают смятие, а шпонки – дополнительно сдвиг (срез) (см. рисунок 9.1).

 

2.3.3 Виды отказов и расчета. Критерии работоспособности

Основной вид отказов – смятие рабочих поверхностей.

При проектировании необходимо обеспечить прочность соединения. Так как |Т1|=|Т2|=Т, то учитывая, что hF1<hF2 (см. рисунок 9.1 в), имеем

Ft1>Ft2 .

Следовательно, при t1=t2

sсм 1>sсм 2 .

Поэтому для обеспечения равнопрочности по смятию, как правило, принято что (ГОСТ 23360-78)

t1>t2 , (t2 ≈0,4h)

2.3.4 Расчет на прочность

Шпоночные соединения следовало бы рассматривать на прочность по напряжениям смятия и среза. Однако при стандартизации ширина b и высота h шпонки назначены таким образом, что запас прочности по срезу больше, чем по смятию. Поэтому стандартные соединения рассчитывают только на смятие.

Условие прочности имеет вид

sсмi =Fti/Aсмi ≤[sсм]min; i = 1; 2.

Так как Fti=Т/hFi; hFi≈d/2 и Aсмi =tiр, то окончательно

где Т – передаваемый вращающий момент, Н∙м; [sсм]min – допустимое напряжение смятия менее прочной детали. Целесообразно, чтобы это была шпонка.

Принимая, что t2 ≈0,5h, будем иметь

sсм=4T×103 /(dhℓр)≤[sсм]min.

Отсюда

рmin =4T×103 /(dh[sсм]min).

 

2.3.5 Допускаемые напряжения

[sсм]min =sT min/[S,

где sTmin – предел текучести материала менее прочной детали (шпонки); [S] – допускаемое значение коэффициента безопасности, причем [S]=1,5…2 и [S]=2,2…3 при нереверсивной спокойной и реверсивной нагрузке соответственно.

 

2.3.6.Достоинства и недостатки шпоночных соединений

Достоинства – простота конструкции; возможность жесткой угловой фиксации насаживаемой детали.

Недостаток призматических шпонок – трудоемкость в изготовлении (требуется ручная пригонка или подбор), что ограничивает их применение в соединениях машин крупносерийного и массового производства. Кроме того, шпоночный паз ослабляет вал и является концентратором напряжений.

 

2.4 Напряженные соединения клиновыми шпонками

Клиновые шпонки – клинья, как правило, с уклоном 1:100, обеспечивающим самоторможение. У них рабочими являются широкие верхняя и нижняя грани, а по боковым граням имеется зазор. Эти шпонки создают напряженное соединение и обеспечивают как угловую, так и осевую фиксацию, т.е. такое соединение способно передавать не только вращающий момент, но и осевую силу.

Достоинства соединений – отсутствие зазоров и поэтому хорошее восприятие ударных нагрузок.

Недостатки соединений – клиновые шпонки при сборке вызывают радиальное смещение оси ступицы по отношению к оси вала на величину радиального посадочного зазора и контактных деформаций. Кроме того, возможен перекос соединительных деталей. В этой связи область применения клиновых шпонок сейчас резко сократилась.

 

2.5 Конструирование шпоночных соединений

Данный вопрос рассматривается в работе /17/.

 

3 Шлицевые соединения

3.1 Функциональное назначение и конструкция соединения

Шлицевое соединение (рисунок 9.2) условно можно рассматривать как многошпоночное, у которого шпонки выполнены за одно целое с валом.

 
 

 

Шлицевые соединения предназначены для жесткой угловой фиксации ступиц деталей на валах.

 

3.2 Достоинства шлицевых соединений

По сравнению со шпоночными соединениями они имеют следующие преимущества: повышенную нагрузочную способность благодаря значительно большей поверхности контакта, равномерному распределению давления по высоте зубьев и меньшей концентрации напряжений у валов; высокую точность центрирования ступицы на валу; взаимозаменяемы. Это предопределяет использование соединений при больших нагрузках и частоте вращения в условиях массового производства.

 

3.3 Виды соединений. Способы центрирования

В зависимости от формы зубьев (см. рисунок 9.2) соединения с прямобочными, эвольвентными и треугольными шлицами.

Шлицевые соединения могут быть неподвижными и подвижными: без нагрузки (в коробках передач) и под нагрузкой (карданные валы автомобилей).

Наибольшее применение в машиностроении имеют прямобочные шлицевые соединения, размеры которых стандартизированы по

ГОСТ 1139.

Эвольвентное шлицевое соединение (ГОСТ 6033) отличается от прямобочного более совершенной технологией изготовления, повышенной прочностью самих шлиц и валов и точностью центрирования.

Треугольное шлицевое соединение применяется для неподвижных соединений при небольших нагрузках, на тонкостенных деталях и т.п.

При соединении шлицевой втулки с валом различают три способа их относительного центрирования: по наружному диаметру D, по боковым сторонам зубьев b и по внутреннему диаметру d. Более подробно по данному вопросу рассматривают в курсе «Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения» / 37 /.

 

3.4 Условия работы. Виды отказа

Эксперименты показывают, что при работе шлицевых соединений при радиальных нагрузках и изгибающих моментах происходят скольжение и изнашивание, связанные с зазорами и контактными деформациями /11, 27 /, особенно в тех случаях, когда отсутствует подача смазочного материала, например, в шлицевых соединениях валов в муфтах.

Основные виды отказа шлицевых соединений связаны с повреждениями рабочих поверхностей зубьев в виде: износа, смятия, фреттинг-коррозии и заедания. Кроме того, возможны поломки шлицевых валов и зубьев.

 

3.5 Критерии работоспособности и расчета

Главными критериями работоспособности шлицевых соединений являются износостойкость, стойкость против заедания и прочность.

Надежность соединений обеспечивается выбором соответствующего материала, упрочнением (поверхностная закалка с нагревом ТВЧ, цементация или нитроцементация с закалкой, азотирование) рабочих поверхностей шлицев и расчетом.

Основным считают расчет на износ с проверкой на смятие до приработки / 27 /.

 

3.6 Расчеты шлицевых соединений

Выбранные по расчетному диаметру вала d и длине ступицы ℓр в соответствии со стандартами шлицевые соединения проверяются на износостойкость.

Исходное условие износостойкости (по напряжению смятия)

sсм=F1 /Aсм1≤[s]усл,

где F1–окружная сила, приходящаяся на один шлиц (рисунок 9.3);

Aсм1 – площадь смятия одного шлица; [s]усл – условное допускаемое давление.

Так как F1=T/(rmz) и Aсм1=hpр, то окончательно

sсм=T103/(SFр)≤[s]усл,

где SF=rmzhp;

rm=0,5dm=0,25(D+d);

hp =0,5(D–d)–2C.

В приведенных выражениях Т – вращающий момент, Н·м; S F – удельный суммарный статический момент рабочей

поверхности всех шлицев относительно оси вращения; ℓр – рабочая длина соединения; dm – средний по высоте шлицев диаметр; z – число шлицев; hp – рабочая высота шлицев; С – радиальный размер фасок.

 

3.7 Выбор условного допускаемого давления

Ограничимся случаем упрощенного расчета (по ГОСТ 2125) прямобочных шлицевых соединений, имеющих преимущественное применение. Для него [s]усл выбирают из таблиц стандарта в зависимости от твердости

[s]усл=f(HRCЭ),

причем [s]усл=90…205 МПа при твердости 20…60 HRCЭ.

 

4 Шариковые шлицевые соединения

Они используются в качестве подвижных соединений вал – ступица. Малые силы для перемещения, отсутствие зазора и большая угловая жесткость – достоинства этих соединений.

Допускаемые вращающие моменты соединений из цементуемых сталей

Т=0,016zшℓdD,

где Т, Н·м; zш – число рабочих шлицев; d – диаметр шариков, мм; D – диаметр окружности расположения центров шариков, мм; ℓ – рабочая длина соединения, мм.

 

5 Профильные соединения

Конструкция таких соединений представлена на рисунке 9.4.

Достоинства:

- рабочие поверхности деталей можно обрабатывать шлифованием, в том числе отверстия в ступицах, имеющих высокую твердость;

- обеспечение хорошего центрирования соединяемых деталей без концентрации напряжений в них;

- пониженный шум.

Недостатки: несущая способность таких соединений ниже, чем шлицевых, так как в соединениях с выпуклыми поверхностями напряжения смятия выше.

 

 

 
 

Более благоприятно распределены напряжения у профилей с вогнутыми поверхностями, например, у трефных соединений (см. рисунок 9.4 д). Они представляют собой, по существу, крупные шлицы трапецеидального профиля и по прочности на смятие и изгиб равноценны последним, но имеют пониженное сопротивление кручению.

Из-за сложной технологии изготовления профильные соединения целесообразно применять при массовом производстве.

 

6 Штифтовые соединения

Конструктивные разновидности штифтовых соединений показан на

рисунке 9.5

Цилиндрический штифт, по существу, - круглая шпонка. Соединения воспринимают осевую силу Fa и вращающий момент Т. Штифты испытывают деформацию сдвига (среза) и смятия.

Более подробно о штифтовых соединениях изложено в / 17, 27 /.

 

 
 

Вопросы для самоконтроля

1 Какие виды шпонок применяют в машиностроении и

каково их назначение?

2 Почему размеры поперечного сечения шпонок

назначают в зависимости от диаметра вала?

3 Объясните, почему глубина шпоночного паза вала

больше, чем ступицы.

4 Почему прочность призматических шпонок достаточно

проверить по напряжениям смятия?

5 В каких случаях рекомендуется применять сегментные

шпонки?

6 Почему клиновые шпонки не применяют в точном

машиностроении?

7 Каковы рекомендации по конструированию шпоночных

соединений?

8 По каким признакам классифицируют шлицевые

соединения?

9 Каковы достоинства шлицевых соединений по

сравнению со шпоночными?

10 Какие используют способы центрирования шлицевых

прямобочных соединений и в каких случаях?

11 В чем заключаются особенности расчета шлицевых

соединений?

12 Каковы достоинства шариковых шлицевых соединений?

13 Объясните конструкцию профильных соединений.

Каковы их достоинства и недостатки?

14 Каковы конструктивные формы штифтов? Укажите

область их применения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: