Из многочисленных ладов античного искусства заслуживают предпочтение перед всеми другими ладами дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский и ипофригийский. Пение должно быть строго вокальным искусством и не примешивать к себе каких-либо музыкальных инструментов. Муч. Иустин в книге «Певец»: «Петь Богу на бездушных инструментах и на кроталах не допущено, как все свойственное детям или несовершенным в разуме».
Главные деятели церковного пения во II – IV веках.
1. Иустин Философ, автор книги «Певец», в которой сделано обозрение христианских гимнов и даны указания о порядке их исполнения.
2. Климент Александрийский, составитель гимнов и песней, весьма употребительных в свое время, много своими сочинениями способствовал выяснению задач и средств церковного пения.
3. Св. Амвросий Медиоланский мужественно боролся с арианством, и в честь победы над арианством составлена им песнь «Тебе Бога хвалим».
4. Ефрем Сирин. Ему приписывается множество гимнов и до 1200 песен против еретиков-гностиков. На основе его гимна Честнейшую Херувим Космой Маюмским впоследствии (VII век) составлена 9-я песнь для двупеснцев и трипеснцев Четыредесятницы. Из молитв преп. Ефрема другими песнотворцами переложены Высшую небес, Со святыми упокой и много других.
5. Иоанн Златоуст (Хризостом), архиепископ Константинопольский, гимнограф (против ариан), много потрудившийся и словом, и делом над благоустройством пения в Церкви. Им впервые организован был настоящий певческий хор под управлением придворного музыканта,
принимавший участие в литургиях и всенощных бдениях.
6. Иоанн Дамаскин. (676-780)
Управляя Дамаском, Иоанн в то же время ревностно подвизался на пользу Церкви. По поводу открывшихся в Константинополе иконоборческих споров он написал несколько посланий, защищая иконопочитание. Император Лев Исавр, чтобы отомстить Иоанну, приказал своему писцу изучить почерк его руки, и было сочинено подложное письмо. В котором, якобы Иоанн выражает готовность отдать Дамаск грекам. Калиф поверил клевете и велел отрубить Иоанну правую руку. По слезной молитве Иоанна пред иконой Богоматери, чудесною помощию Ее, срослась эта отсеченая рука с своим суставом. Памятником этого великого чуда служит песнь в похвалу Богородицы: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь».
|
Октоих Иоанна Дамаскина содержал в себе собрания воскресных стихир, тропарей и канонов, написанных в разное время различными песнотворцами, в значительной мере и самим Иоанном и распределенных на восемь групп, соответственно числу певческих гласов, или ладов. Иоанн, которому было уже около 60 лет, с жаром отдался творчеству и вскоре прославился как замечательный песнотворец, за что и был прозван Златоструйным. Он написал дивную службу на святую Пасху, 64 канона, множество стихир и, наконец, составил октоих. Первые стихиры каждого гласа и первые тропари каждого канона изложил с нотными знаками (крюками) поверх текста, так что эти стихиры и тропари (ирмосы) явились образцом для пропевания следующих за ними стихир и тропарей. В этом смысле им и были присвоены наименования самогласных, или самопесных, а также самоподобных и подобных, тогда как прочие стихиры назывались несамогласными, то есть имевшими не свой особый напев, а заимствованный, подобный образцу. Вследствие этого Октоих получил значение подлинной школы осмогласия, настоящего музыкально-певческого руководства по изучению его вместе с высокой ценностью литературного сборника. Коллективное творчество многих поколений и отдельных народов гением Иоанна было сведено к тому единству, в образе которого оно стало действительным столпом пения всей Церкви Восточной, что и доказано быстрым и повсеместным распространением.
|
Род гласов в Октоихе святаго Иоанна Дамаскина – исключительно диатонический. Само понятие гласа относится к звукоряду с известным и различным для каждого гласа расположением тонов и полутонов, причем мелодии, не покидая своего лада, могут и расширяться в своих звуковых пределах не только до объема октав, но и даже с добавлением к ней квинты, а равно и ограничиваться объемом в 4-5-6 ступеней. Характерными признаками гласа-лада служат звуки господствующие, то есть наичаще слышимые в мелодии, или те, на которых глас любит вращаться по преимуществу, и финальные, то есть конечные для мелодий. Тоника лада, как основной звук, явственно проходящий через всю мелодию, естественно служит также одной из существенных примет гласа. В греческих нотных книгах этот звук указывается так называемыми мартириями, поставляемыми в начале и в продолжении мелодии (при модуляции в ней), а практически в виде выдержанного тона – исона, неподвижного и пропеваемого на главный звук тихим гудением, поддерживающим певца-солиста. При таком понимании глас вполне допускает творчество напева под условием соблюдения правил касательно объема звукоряда, чередованием тонов, ему свойственного, а также звуков: основного, господствующего и конечного. Такое именно понимание гласа как мелодии, служащей трафаретом для распевания всех текстов, к данному гласу относящихся, сложилось в нашей русской певческой практике.
Володина «Музыкальная культура Византии».
Протоиерей Петр Смирнов. «История христианской Православной Церкви» стр.106.