Урок Тема: Сущность русского церковного пения.




Понятие «православная церковная музыка»: Богослужение состоит почти что только из слова, только оно дает музыкальным звукам определенный, точно словом высказываемый смысл молитвы. В богослужебном пении именно слова ясно выражают те идеи, которые содержаться в молитву, поучении, догмате. Слово, соединенное с музыкальным элементом, придает эмоциональную окраску песнопению. Музыкальный инструмент не может говорить, а потому не может молиться, поучать, повествовать. Каждый народ формирует музыкальный элемент в богослужении в связи со своим богослужебным языком. Так как гимнография православной церкви опирается частью также и на догматический материал, то перевод таких песнопений и молитвословий должен делаться с величайшей точностью. Перемещение акцентов, которое неминуемо должно иметь место при переводе богослужебных текстов с греческого языка на церковно-славянский, также неминуемо повлечет за собой и ритмические сдвиги в мелодиях. У северо-восточных русских преобладают густые и низкие голоса, по природе своей малоподвижные, нежели у южных народов с высокими легкими голосами. При переводе с греческого языка и при принятии от них напева неминуемо должна была возникнуть разница слогового состава и первоначальной мелодики и ритмике оригинала. Подобные обстоятельства представляют громадные затруднения для введения единообразного богослужебного пения во всей православной церкви, во всех ее национальных многоязычных частях. Этого затруднения нет в римско-католической церкви, с ее единственным и повсеместным богослужебным языком – латинским. Мы будем говорить большей частью о тысячелетней истории русской православной церкви с принятым в ней церковно-славянским языком.

Русское церковное пение занимает особое место в истории нашей культуры, ведь известно, что светская музыка появилась в России только в конце XVIII века, а церковное пение имеет за собой 10-вековую историю. Народная жизнь была тесно связана с церковной жизнью и была так глубоко пропитана религиозным влиянием, поэтому в России церковное искусство было поистине народным искусством.

«Степенная книга» говорит, что при Ярославе Мудром (XI век) были призваны три греческих певца с семьями. Эти певцы должны были упорядочить дело церковного пения в Киеве. «Степенная книга» называет их пение «ангелоподобным», кстати, упоминая, и о «красном» «демественном» (византийском, придворном) пении. В роде Владимира Святого замечается любовь к церковному пению. Дочь Ярослава – Анна, бывшая замужем за французским королём Генрихом I, устроила в Киеве женскую школу, где учили пению.

Только с XV века в певчих рукописях появились небольшие азбучки с изображением отдельных крюков, высота звука, изображаемая крюком, определялась посредством разделения крюков на три области, называемые мрачною, светлою и тресветлою. «Крюк простой возгласить мало выше строки. Мрачный – мало простого выше возгласить. Стрелу светлую – подержав, подёрнути вверх дважды. Громосветлую – из низу подёрнути кверху. Голубчик малый – гаркнуть из гортани. Запятую – из низка взять». Как высоту, так и продолжительность звука крюки указывали лишь приблизительно. Демественному распеву придается значение лучшего, наиболее торжественного пения, в отличие от старого неизменного знаменного распева. Задостойники, многолетия, величания, песнопения служб в присутствии архиереев или патриархов – пелось преимущественно демеством. К концу XVI века крюки перестали удовлетворять певцов и Иван Акимович Шайдуров, новгородский певец при крюках стал писать пометы, которые наиболее точно определяли высоту звука. Они писались киноварью, в отличие от крюков, которые писались черным цветом, и вошли в употребление под названием согласных киноварных помет.

Постановление Московского Собора 1667г.: «Гласовое пение пети на речь». Отсюда термин: наречное пение.

Обратим наше внимание на слова св. Игнатия Богоносца: «в единомыслии … единогласно петь Богу». Ибо этот же призыв мы слышим в чине Литургии: «И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати Пречестное и Великолепое Имя Твое».

Древнее церковное пение выражает благочестивый дух русского народа. Всенощное бдение дивно соединяет нас с первыми веками христианства, раскрывает перед нами все торжество, всю духовную красоту и величие празднуемого события.

СТИХИРА. Так называются песнопения, состоящие из многих стихов, написанных одним размером и большей частью предваряемых стихами Св. Писания. Это название перенесено с ветхозаветных поэтических писаний, которые у древних отцов Церкви называются стихирами, по образцу и для замены которых стали составляться христианские стихиры.

КОНДАК и ИКОС. В этих песнопениях изображается сущность праздника или похвала святому с тем, различием, что в кондаке это содержание изложено кратко, а в икосе – пространно.

ИПАКОИ. Эта песнь поется на воскресном навечерии… Устав назначает петь ипакои стоя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: