Урок Тема: История некоторых песнопений. (Свете Тихий, Ныне отпущаеши)




Нам известно, что мученики, идя на страдания, пели гимны во славу Бога и с молитвой на устах умирали за Христа; мы знаем, что во время трапез любви (агап) много импровизированных песен выходило из уст присутствующих; но ни одной из них не дошло до нас, ни одна из них не сохранилась с именем ее автора, а дошли из древнейших опытов этого рода только те песнопения, которые заняли определенное место в составе богослужения. Немногие памятники первохристианской лирики дошли до наших дней, я коснусь самых известных. «Свете тихий» до сих пор у нас употребляемый, следует отнести к древнейшим церковным песнопениям. Помимо свидетельства Василия Великого за это говорят и его содержание, и тон. Возможно, допустить не лишенное правдоподобие предложение, что этот гимн получил свое начало и отчасти содержание применительно к обычаю древних греков, которые при внесении первой зажженной свечи в комнату, приветствовали ее словами «Добрый свет». Христиане слегка изменили эту условную житейскую поговорку и, воссылая благодарность при наступлении вечернего света, начинали свой гимн словами «Феос», возводя, таким образом, мысль от света вещественного к духовному божественному Свету, воплотившемуся Слову Божию. Интересно то, что в 6-8 вв. важнейшие песни начинал иерей или дьякон. Так и песнопение «Свете тихий» первые слова начинал священник, а «Святыя славы» продолжал очень тихо и медленно хор. Молитва Симеона Богоприимца, которая употребляется на вечернем богослужении, согласно устава не поется, а возглашается настоятелем.

Урок Тема: Ектинии

Ектинии были известны с глубокой древности. Первые упоминания о молитвах, которые послужили прообразом для привычных нам ектиний, относятся еще к апостольским временам.

Из диаконских возгласов, сопровождающих евхаристические молитвы, и ответов народа и возникли ектинии. Первоначально ектинии не знали деления на виды. Большинство древних литургий включало одну ектинию, которая помещалась либо в самом начале службы, либо предваряя главный ее момент – таинство Евхаристии. Количество прошений в ектинии было значительно большим, чем в наши дни, так как в них поминались все степени иерархии Древней Церкви, начиная от священнослужителей до оглашенных и младенцев. Более всего эти первые «оглашенные моления», как их тогда называли, напоминали нынешнюю великую ектинию. Появление первых ектиний в богослужении относится к III-IV веку. С целью облегчить восприятие службы Церковью была принята практика тайного произнесения священником некоторых молитв, до того читавшихся вслух. Возникавшие от этого паузы обычно заполнялись соответствующими тексту молитвы песнопениями или ектиниями, прошения которых разъясняли народу, о чем молится предстоятель, и делали таким образом, эту молитву всеобщей. Богослужения III-V веков имело прототипы нынешних великой, сугубой, просительной и других ектиний.

Судьба ектинии в богослужении Восточной и Западной церкви оказалась различной. Богословская доктрина римско-католической церкви все более отходила от духа покаяния и исповедничества и со временем исключила молитвенные прошения ектиний из своего богослужения. Главное богослужение католической церкви – месса – совсем не содержит ектиний: лишь в начале ее троекратно звучит «Господи помилуй».

Все православное богослужение буквально наполнено ектиниями. Православным богослужением усвоено четыре ектинии, произносимых в разные моменты службы: великая, малая, сугубая и просительная. Есть еще несколько ектиний, употребляемых реже: заупокойная или благодарственная ектиния по Святом Причащении. Великая – по своему содержанию и по своему значению. Молитвы о мире – начинает она свое прошение «Миром Господу помолимся» - этими словами Церковь призывает нас в мире с самим собой и со всеми людьми возносить свои молитвы Господу. По окончании прошений Церковь, не почитая свою молитву достаточной, поминает Божью Матерь и всех святых в надежде на их молитвенное предстательство и помощь. Малая ектиния начинается словами «Паки и паки помолимся» (еще и еще).

Судя по Новгородской традиции, а она была одной из основных на Руси – ектинии пелись антифонным образом «переменяясь по ликам». Иногда даже, непосредственно в певческих книгах рядом с напевами ектинии писалось «переговор». Существовала в русском богослужении и определенная традиция этих «возглашений». В Чиновниках употреблялось в связи с ектинией слово «говорить» «попы глаголют ектинию». Это не означало, однако, что имелась в виду обыкновенная речь. В русском богослужении вообще, нет речи как таковой: в нем все не говорится, но особым образом пропевается (кроме проповедей).

Отличительной особенностью русского богослужебного чтения было так называемое «чтение нараспев», т.е. находящееся где-то посередине между строгим псалмодическим речитативом и силлабическим (слог-звук) пением. Русское чтение нараспев – это удивительная, очень своеобразная национальная традиция богослужебного чтения, имеющая глубокие корни. В строгих монастырских Уставах полагалось почти всю службу проводить чтением нараспев. Хоровые припевы ектиний имеют простой и короткий текст – «Господи помилуй», «Подай Господи», «Тебе Господи». Аминь». В настоящее время по большей части эти припевы поются на коротких и элементарных напевках, приспособленных к простейшей гармонизации. Они завершают каждое пропетое священником прошение, как бы ставят в конце его точку. Ю. Евдокимов, А. Конотоп, Н Кореньков «Ектиния»

Урок Тема: Трисвятое

Когда бы ни случилось нам бывать в Церкви за богослужением, мы обязательно услышим знакомое всем нам молитвословие: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. Первым услышал эти святые слова пророк Исайя, который жил почти за восемь столетий до Рождества Христова. В своей книге пророчеств он так описывает это событие: “В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз его наполняли весь Храм. Вокруг Его стояли серафимы: у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, двумя летал. И взывали они друг ко другу, и говорили: “свят, свят, Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!”. Заключительные слова Трисвятой песни “помилуй нас” добавили позднее, и она была введена в богослужение.

Словарь русского церковного пения Преображенск., стр. 57



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: