Урок Тема: Еврейское богослужебное пение. Псалтирь. Псалмодия. (Галлел).




Урок Тема: Появление музыки и пения в истории человечества. Певческая традиция культурная и культовая.

Ветхозаветная история: первое появление культурной и культовой традиции в допотопные времена. Возникновение культуры у потомков Каина (Бытие 4, 21-24). Один из них Иувал был поэтической натурой и прославился изобретением инструментов, посредством которых можно выражать порывы и чувства души. Первый изобрел музыкальные инструменты «он был отец всех играющих на гуслях и свирели». Гусли или арфа (по-еврейски кинур), по описанию Иосифа Флавия, имела десять струн, на которых играли при помощи плектра – особой музыкальной палочки. Изобретение Иувала, конечно, представляло собой простейшую форму струнного инструмента. Замечательно при этом, что музыкальные инструменты изобретены братом первого скотовода-кочевника, возможно, большой и счастливый досуг этого занятия давал более всего поводов к такому изобретению.

Восхищенный изобретениями своих сыновей, Ламех обратился к своим женам Аде и Цилле с речью, которая явилась самой древней первобытной поэмой. В этой поэме выразился дух высокомерия и самонадеянности, которым отличалось в своей жизни потомство преступного и мрачного изгнанника. Ламех смотрит на только что изобретенное оружие, которое выковал его сын, и из груди его вырывается песнь торжества. Он не только не боится убийства, но он сам воспевает убийство. Ведь известно, что цивилизация падшего человека несет в себе семена зла.

Богослужебное антифонное пение впервые появилось у Богом избранного народа Израилева. Это была благодарственная песнь, воспетая антифонно Моисеем с мужами и затем его сестрой Мариам с женами, при переходе через Чермное море (Исх. 14,30; 15, 1-18). В благодарственном псалме, воздающем хвалу Богу после уничтожения войск фараона, широко разверстывается тема чудесного спасения народа Божия. В него включается совокупность чудес Исхода, завоевания Ханаана и даже построение Храма Иерусалимского. Смысл гимна: Господь есть единственный Владыка мира и истории. Песнь эта читается и поется в Великую Субботу и составляет первый ирмос церковного канона.

У евреев музыка и пение не были искусством, они принадлежали религии, богослужению. Областью их была не область художественного творчества, а область религиозно настроенного сердца, религиозного вдохновения, почему творцы религиозных песен у евреев были по преимуществу пророки. Дабы народ Израильский опять не стал поклоняться иным богам, Моисеем была написана песня – исповедование строгого единобожия. «И сказал Господь Моисею: итак, напишите себе слова песни сей, и научите ей сынов Израилевых, и вложи ее в уста их, чтобы песнь сия была Мне свидетельством на сынов Израилевых… И когда постигнут их многие бедствия и скорби, тогда песнь сия будет против них свидетельством, ибо она не выйдет из уст потомства их…И написал Моисей песнь сию в тот день, и научил ей сынов Израилевых» (Втор. 31,20-22). Великая «Песнь Моисея» – замечательное лирическое произведение, прославляющее Бога Израилева, единого истинного Владыку мира. Как полагают исследователи, до своего включения во Второзаконие она являлась самостоятельным произведением.

Библия. Ветхий Завет. (Быт. 4,21;23-24), Быт. (14.31; 15,1-3).

А.П. Лопухин «библейская история» стр. 17, 109

урок Тема: Еврейское богослужебное пение. Псалтирь. Псалмодия. (Галлел).

Во всем древнем мире музыка применялась для возбуждения доброго духа или для изгнания злого. «И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли, играл,- и отраднее и лучше становилось Саулу, и злой дух отступал от него» (1 Цар.16,23). Струнный инструмент, напоминающий наши гусли или арфу, под аккомпанемент которого исполнялись песнопения, назывался Псалтирь (Псалтирион). У Израиля, как в соседних странах – Египте, Месопотамии, Ханаане - всегда процветала лирическая поэзия. Ее образцы встречаются во многих книгах Библии: например, песни Моисея, Новозаветные песни «Ныне отпущаеши», «Величит душа моя Господа».

Псалмы – «хвалебные песни» - древнейшие песнопения еврейской Службы, появление которых относится еще к XIII веку до Р.Х. Развитие жанра происходило на основе библейской книги Псалтири составленной царем Давидом. Византийские псалмы имели строфическое строение, строфы нередко выделялись акростихом еврейского алфавита. Поскольку еврейской поэзии не были свойственны ни метрическое или силлабическое стихосложение, ни рифмы,- структура создавалась за счет приемов литературного параллелизма; использование анафор – повторение слов в начале строфы, и эпифор – повторения в конце. Иногда между строфами псалма проходил рефрен (например, «Всякую прискорбна еси душе моя, и вскую смущаеши мя» пс.41).

Известно, что у первых христиан были в особенном употреблении псалмы Давида. Книга Псалтирь с принятием христианства вошла в плоть и кровь русского человека, и православие без Псалтири не воспринимается. И если мы исключим ее из богослужебного употребления, то у нас ничего не останется в богослужебной практике. Часто псалмы имеют надписание «Начальнику хора, псалом Давида» или «начальнику хора на музыкальном орудии». Есть определенные названия и также способ их исполнения того или иного псалма, но все это относилось к иудейской церкви. Традиция псалмодии – очень древняя и восходит к первым векам христианства и, возможно, тянется еще дальше, в ветхозаветное храмовое богослужение (как известно, евреи до сих пор имеют особые интонации для чтения Св. Писания, различные для каждой из его книг). Псалмы исполнялись либо антифонно – двумя хорами, либо респонсорно, когда священнослужитель пел строфы псалма, а хор отвечал ему пением рефрена или интермедийной фразы, взятой из текста того же псалма. О введении антифонного пения в церковную практику византийского богослужения известно следующее: «Святой Игнатий Богоносец установил в Церкви петь божественные песни на два лика, или хора, подобно ликам ангельским, ибо, сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал; когда один кончал песни, другой начинал; таким образом, ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая, друг другу песнопения. Получив такое откровение, святой Игнатий Богоносец установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквах». В наше время псалмы исполняются либо чтецом, либо хором, либо читаются про себя священником или дьяконом. На Всенощном Бдении читается шестопсалмие и за неделю во время богослужения прочитывается вся Псалтирь.

Псалом 45 «Победная песнь Сиона» лег в основу гимна Мартина Лютера: «Господь твердыня нам и щит», который воспевался во времена Реформации.

Псалтирь. Монахиня Ольга (Володина) «Музыкальная культура Византии», стр. 36-40). Минея, декабрь. Житие св. Игнатия Богоносца.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: