Причащение
Протодиакон (стоя справа от архиерея): "Раздроби, Владыко, Святый Агнец". Архиерей: Раздробляется и разделяется Агнец Божий. Протодиакон, указуя орарем на потир: "Исполни, Владыко, святый потир". Архиерей опускает часть "Иисус" в потир, произнося: "Исполнение Духа Святаго". Протодиакон отвечает: "Аминь" и, поднося теплоту, говорит: "Благослови, Владыко, теплоту". Архиерей благословляет теплоту, глаголя: "Благословена теплота святых Твоих...". Протодиакон: "Аминь"; вливая теплоту в потир крестовидно, говорит: "Теплота веры, исполнь Духа Святаго, аминь". Архиерей раздробляет часть "Христос" по числу причащающихся священнослужителей. Протодиакон и диаконы становятся в это время между горним местом и престолом, целуют друг друга в правое плечо; есть обычай, что старший при этом произносит: "Христос посреде нас", а младшие отвечают: "И есть, и будет". Архиерей, обращаясь ко всем, говорит: "Простите ми...". Сослужащие, кланяясь архиерею, отвечают: "Прости и нас, Преосвященнейший Владыко, и благослови". Архиерей, благословив всех и поклонившись перед престолом со словами "Се, прихожду...", берет частицу Святого Тела Господня, читает вместе со священнослужителями "Верую, Господи, и исповедую..." и причащается Святого Тела, а затем и Крови Господней. При причащении архиерея от чаши протодиакон обычно говорит: "Аминь, аминь, аминь, Ис полла эти деспота", а затем, обращаясь к иереям и диаконам, возглашает: "Архимандриты, протоиерее... иерее и диакони, приступите". Все подходят к архиерею с северной стороны престола со словами: "Се, прихожду к Безсмертному Царю и Богу нашему..." и причащаются Святых Тела и Крови Господних по обычаю.
Священники, когда приимут Тело Господне, переходят около престола через горнее место на правую сторону, где над престолом причащаются Святого Тела. Диаконы обычно причащаются на левой стороне престола. Святой Крови Господней священников причащает архиерей на правой стороне престола, а диаконов обычно первый из иереев. Один из священников раздробляет части HI и КА и опускает в потир для причащения мирян. Архиерей становится в алтаре на правой стороне от престола, читает молитву "Благодарим Тя, Владыко...", принимает просфору, вкушает антидор и теплоту, омывает уста и руки и читает благодарственные молитвы. Подающий теплоту должен на блюде поставить ковшец так, чтобы удобно его было взять архиерею, именно: просфору полагает направо (от себя) и поверх просфоры полагает антидор, а ковшец ставит налево, налево же должна быть обращена и ручка ковша. Когда архиерей прочитает благодарственные молитвы, все подходят к нему под благословение.
|
По окончании проповеди или пения на клиросе свещеносец и посошник становятся на свои места, иподиаконы с дикирием и трикирием выходят на амвон. Царские врата открываются, и архиерей, надев митру, дает потир протодиакону, который, поцеловав руку архиерея, становится в Царских вратах и возглашает: "Со страхом Божиим и верою приступите".
Хор: "Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам".
Если есть причастники, то архиерей, взяв потир, на краю амвона причащает их.
Хор: "Тело Христово приимите приими́те, / Исто́чника безсме́ртнаго вкуси́те".
|
После причащения архиерей ставит святую чашу на престол, выходит на солею, принимает от иподиаконов трикирий и дикирий и благословляет народ со словами: "Спаси, Боже, люди Твоя...".
Хор: "Ис полла..." (краткое),
" Видехом свет истинный, / прия́хом Ду́ха Небе́снаго, / обрето́хом ве́ру и́стинную, / неразде́льней Тро́ице покланя́емся, / Та бо нас спасла́ есть. ".
Кто-либо из священнослужителей в это время опускает частицы с дискоса в потир, читая тайно положенные молитвы. Архиерей, став у престола, берет у диакона кадило и кадит Святые Дары, произнося тихо: "Вознесся на небеса, Боже, и по всей земли слава Твоя", отдает кадило диакону, дискос протодиакону, который, в предшествии кадящего диакона, переносит дискос на жертвенник. Архиерей берет чашу со словами: "Благословен Бог наш" (тихо).
Первенствующий иерей, целуя руку архиерея, принимает от него чашу обеими руками, идет к царским вратам, где возглашает, подняв мало потир: "Всегда, ныне и присно и во веки веков...", а затем идет к жертвеннику; диакон кадит на чашу.
Хор: " Аминь. Да исполнятся уста наша / хвале́ния Твоего́ Го́споди, / я́ко да пое́м сла́ву Твою́, / я́ко сподо́бил еси́ нас причасти́тися / Святы́м Твои́м, Боже́ственным, безсме́ртным и животворя́щим Та́йнам, / соблюди́ нас во Твое́й святы́ни / весь день поуча́тися пра́вде Твое́й. / Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа ".
По поставлении чаши на жертвеннике первый иерей кадит Святые Дары, и возжигается свеча пред Святыми Дарами.
|
Окончание литургии
Протодиакон, помолившись к востоку и поклонившись архиерею, исходит из алтаря северною дверью и говорит ектению: "Прости, приимше..." (если есть ставленник диакон, то ектению произносит он). Во время ектений архиерей со священниками складывает антиминс, первый иерей подает архиерею Евангелие (иногда второй иерей подает малое, молебное Евангелие), которым при произнесении возгласа: "Яко Ты еси освящение наше..." архиерей знаменует антиминс, а затем, поцеловав Евангелие, полагает его на антиминс.
Хор: "Аминь".
Архиерей: "С миром изыдем".
Хор: "О имени Господни".
Младший священник (если есть, то ставленник) целует престол и, поклонившись на благословение архиерея, исходит царскими вратами и становится на середине, ниже амвона.
Протодиакон (или диакон ставленник): "Господу помолимся".
Хор: "Господи, помилуй".
Священник читает заамвонную молитву: "Благословляли благоловящия Тя, Господи...". Протодиакон, или диакон-ставленник, во время молитвы стоит пред иконой Спасителя воздев правую руку с орарем. Диакон, помолившись к востоку, становится с левой стороны престола, складывает на краю престола крестообразно руки и полагает; на них главу. Архиерей благословляет его над главою и читает над ним молитву: "Исполнение закона и пророков...". Диакон крестится, целует престол и, поклонившись архиерею, отходит к жертвеннику потреблять Святые Дары. Протодиакон при конце заамвонной молитвы входит в алтарь южною дверью к горнему месту, крестится и делает поклон; священник, прочитав заамвонную молитву, через царские врата идет в алтарь, целует престол, становится на место и вместе с протодиаконом кланяется архиерею.
Хор: "Аминь. Буди имя Господнеблагослове́но от ны́не и до ве́ка». (Трижды).
И псалом 33:
Благословлю́ Го́спода на вся́кое вре́мя, / вы́ну хвала́ Его́ во усте́х мои́х. / О Го́споде похва́лится душа́ моя́, / да услы́шат кро́тцыи и возвеселя́тся. / Возвели́чите Го́спода со мно́ю / и вознесе́м и́мя Его́ вку́пе. / Взыска́х Го́спода и услы́ша мя, / и от всех скорбе́й мои́х изба́ви мя. / Приступи́те к Нему́ и просвети́теся, / и ли́ца ва́ша не постыдя́тся. / Сей ни́щий воззва́, и Госпо́дь услы́ша и́, / и от всех скорбе́й eго́ спасе́ и́. / Ополчи́тся А́нгел Госпо́день о́крест боя́щихся Его́, / и изба́вит их. / Вкуси́те и ви́дите, я́ко благ Госпо́дь; / блаже́н муж, и́же упова́ет Нань. / Бо́йтеся Го́спода, вси святи́и Его́, / я́ко несть лише́ния боя́щимся Его́. / Бога́тии обнища́ша и взалка́ша, / взыска́ющии же Го́спода не лиша́тся вся́каго бла́га.
Прииди́те, ча́да, послу́шайте мене́, / стра́ху Госпо́дню научу́ вас. / Кто́ есть челове́к хотя́й живо́т, / любя́й дни ви́дети бла́ги? / Удержи́ язы́к твой от зла, / и устне́ твои́, е́же не глаго́лати льсти. / Уклони́ся от зла, и сотвори́ бла́го. / Взыщи́ ми́ра, и пожени́ и́. / О́чи Госпо́дни на пра́ведныя, / и у́ши Его́ в моли́тву их. / Лице́ же Госпо́дне на творя́щия зла́я, / е́же потреби́ти от земли́ па́мять их. / Воззва́ша пра́веднии, и Госпо́дь услы́ша их, / и от всех скорбе́й их изба́ви их. / Близ Госпо́дь сокруше́нных се́рдцем, / и смире́нныя ду́хом спасе́т. / Мно́ги ско́рби пра́ведным, / и от всех их изба́вит я́ Госпо́дь. / Храни́т Госпо́дь вся ко́сти их, / ни еди́на от них сокруши́тся. / Смерть гре́шников люта́, / и ненави́дящии пра́веднаго прегре́шат. / Изба́вит Госпо́дь ду́шы раб Свои́х, / и не прегреша́т вси, упова́ющии на Него́.
Архиерей, благословляя народ в царских вратах обеими руками, говорит: "Благословение Господне на вас...".
Хор: "Аминь".
Архиерей (обратясь к востоку): "Слава Тебе, Христе Боже...".
Хор: "Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, аминь. Господи, помилуй (трижды). Высокопреосвященнейший Владыко, благослови".
Архиерей лицом к народу произносит отпуст, держа в руках трикирий и дикирий, и, крестообразно осенив ими молящихся, входит в алтарь, целует престол и совлачается от священных одежд (пред престолом или справа от него).
Хор: "Ис полла..." (краткое)
и многолетствование: Великаго Господина и отца́ на́шего Кирилла, / Святе́йшаго Патриа́рха Моско́вскаго и всея́ Ру́си, /и господина нашего блаженнейшаго Онуфрия, Митрополита Киевскаго и всея Украины,/ и господи́на на́шего высокопреосвяще́ннейшаго Никодима, / архиепи́скопа Северодонецкаго и Старобельскаго, / и господина нашего преосвященнейшаго Иринарха, епископа Новопсковского,/ богохрани́мую страну́ на́шу, / настоя́теля, братию и прихо́жан свята́го хра́ма сего́, / и вся правосла́вныя христиа́ны, / Го́споди, сохрани́ их на мно́гая ле́та».
В конце «Ис полла» (краткое).
Иереи, поцеловав престол и поклонившись архиерею, совлачаются также от священных одежд. Иподиаконы, поставив трикирий и дикирий на места, снимают с архиерея священные одежды и полагают их на блюдо. Протодиакон читает положенные при этом молитвы: ("Ныне отпущаеши...", тропари и проч., отпуст малый).
Архиерей надевает рясу, возлагает на себя панагию, надевает мантию и клобук, принимает четки. По малом отпусте архиерей благословляет общим благословением всех присутствующих в алтаре и исходит в царские врата на солею. Посошник подает ему жезл, архиерей молится, обращаясь к иконам Спасителя и Божией Матери.
Хор поет: "Тон дэспотин...".
Архиерей благословляет народ общим благословением с амвона, затем с амвона или с кафедры благословляет в отдельности каждого из народа. После благословения архиерей идет к западным дверям, становится на орлец, отдает жезл посошнику, иподиаконы снимают с него мантию.
Чин
Архиерейского служения
на
Литургии
УКАЗАНИЯ
ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ