Чин Архиерейского служения на Литургии
УКАЗАНИЯ ДЛЯ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕЙ ПРИ АРХИЕРЕЙСКОМ СЛУЖЕНИИ НА БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ
Проскомидия
Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни. По обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры.
Встреча Архиерея
Участвующие в сослужении с архиереем являются в храм заблаговременно, чтобы облачиться вовремя, кому следует, и приготовить все необходимое. Иподиаконы приготовляют архиерейское облачение, постилают орлецы на амвоне, пред местными (Спасителя и Божией Матери), храмовой и праздничной иконами, пред амвоном и у входных дверей из притвора в храм.
При приближении архиерея к храму все выходят при закрытых царских вратах (завеса отдернута) северною и южною дверями из алтаря на встречу и становятся у входных дверей. При этом каждая пара соблюдает свое равнение. Иереи (в рясах и головных уборах: скуфьях, камилавках, клобуках) по старшинству (от входа) становятся в два ряда, причем совершавший проскомидию (в полном облачении) стоит посредине (между последними иереями), имея в руках напрестольный Крест, рукоятью к левой руке, на блюде, покрытом воздухом. Протодиакон и первый диакон (в полном облачении) с трикирием и дикирием, держа их на одной высоте, и кадильницами и между ними свещеносец становятся в ряд против входа, отступая к востоку от иереев на шаг. Иподиаконы стоят у входных дверей из притвора в храм: первый справа, с мантией, второй и жезлоносец (посошник) - слева.
|
Архиерей, войдя в храм, становится на орлец, отдает жезлоносцу посох, и все троекратно молятся и кланяются архиерею, который их благословляет.
Протодиакон возглашает: "Премудрость...", и читает: "Честнейшую Херувим...", "Слава, и ныне", "Господи, помилуй" (трижды), "Преосвещеннейший Владыко, благослови", "Аминь", - сообразуясь с возгласами архиерея: "Пресвятая Богородице, спаси нас", "Слава Тебе, Христе Боже...", "Христос, истинный Бог наш...".
Хор в это время поет: «От восток солнца до запад...» и "Достойно есть... " (протяжно, со сладкопением).
В это же время иподиаконы надевают мантию на архиерея, который, сделав одно поклонение, принимает от священника Крест и целует его, а священник целует руку архиерея и отходит на свое место. Иереи по старшинству целуют Крест и руку архиерея; после них священник, совершавший проскомидию. Архиерей вновь целует Крест и полагает на блюдо. Священник, приняв Крест и поцеловав руку архиерея, становится на свое место и затем, поклонившись со всеми прочими на благословение архиерея, идет со Святым Крестом к царским вратам и северною дверью проходит в алтарь, где полагает Святой Крест на престол. За священником с Крестом идет свещеносец, за ним протодиакон, оборачиваясь для каждения идущего архиерея. За архиереем идут иереи попарно (старшие впереди). Свещеносец становится на солее, у иконы Божией Матери, архиерей на орлеце у амвона; сзади него по два в ряд иереи, протодиакон с правой стороны возле архиерея, предварительно отдав иподиакону трикирий с кадилом. Иподиакон со вторым диаконом уходят в алтарь.
|
Протодиакон: Благослови, Владыко.
Архиерей: Благословен Бог наш...
Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает читать: "Милосердия двери...", архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: "Пречистому Твоему образу...", "Милосердия сущи..." и храма. Затем, преклонив голову пред царскими вратами, читает молитву: "Господи, ниспосли руку Твою..." Протодиакон же, по обычаю, читает: "Боже, ослаби, остави..."
Надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех предстоящих на три стороны.
Хор поет: «Тон дэспотин…» (когда Владыка повернется лицом к прихожанам).
Архиерей идет на средину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться.
Облачение Архиерея
Сразу после «Тон Дэспотин…» -
Хор поет: «На гору Сион…»
Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, панагию, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением.
|
Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило.
По благословении первый Диакон говорит: Господу помолимся, протодиакон же читает: "Да возрадуется душа твоя о Господе; облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою".
Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку, причем диакон каждый раз произносит: «Господу помолимся", а протодиакон соответствующий стих. «Свыше пророцы... Да возрадуется...»
Хор поет: "Да возрадуется...". (начинаем петь после первого возгласа диакона Да возрадуется…»)
Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию. Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею.
Хор завершает пение, как только Архиерей наденет митру.
Протодиакон после возглашения диаконом "Господу помолимся", говорит велегласно евангельские слова: "Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь ".
Хор поет: "Тон дэспотин...", Архиерей благословляет народ во время пения «Исполла эти…».
Архиерей отдает трикирий и дикирий иподиаконам. Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего все поклоняются пред царскими вратами, а затем архиерею. Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь.
Часы
Когда архиерей осеняет народ трикирием и дикирием, из алтаря выходят южной дверью священник, совершавший проскомидию, северной - чтец и становятся около архиерейской кафедры: по правую сторону - священник, по левую - чтец, и после троекратного поклонения к алтарю, одновременно с протодиаконом, диаконом и иподиаконами, кланяются архиерею. По окончании пения на клиросе: "Ис полла...", священник возглашает: "Благословен Бог наш...», чтец: "Аминь ", затем начинается обычное чтение часов. После каждого возгласа священник и чтец кланяются архиерею. Вместо возгласа: "Молитвами святых отец наших...", священник говорит: "Молитвами святаго Владыки нашего, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас ". Чтец же говорит: "Именем Господним, Владыко, благослови", вместо: "Именем Господним благослови, отче". При чтении 50-го псалма из алтаря выходят на амвон первый и второй диаконы с кадильницами, поклоняются пред царскими вратами, кланяются архиерею и, получив благословение на кадило, уходят в алтарь и кадят престол, жертвенник, иконы и духовенство; затем иконостас, праздничную икону, а сойдя с амвона, архиерея (трижды, по трижды), священника, чтеца, снова взойдя на амвон, оба клироса, народ, а затем и весь храм; сойдясь у западных дверей храма, оба диакона идут на амвон, кадят царские врата, местные иконы, архиерея (трижды), молятся к алтарю (один поклон), кланяются архиерею и уходят в алтарь. При каждении соблюдается такой порядок: первый диакон кадит правую сторону, второй - левую. Вместе же кадят только престол (спереди и сзади), царские врата и архиерея. "Егда же глаголются часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую"(Чиновник).
При окончании каждения иподиаконы и пономарь выносят сосуд для омовения рук с лаханью и полотенце (пономарь стоит между иподиаконами), совершают молитвенное поклонение к царским вратам (обычно вместе с окончившими каждение диаконами), затем, обращаясь лицом к архиерею и поклонившись ему, идут к кафедре и останавливаются пред архиереем. Первый иподиакон возливает на руки архиерея воду, вместе с вторым иподиаконом снимает с плеч пономаря полотенце, подает его архиерею и затем снова возлагает полотенце на плечи пономаря. Протодиакон во время умовения рук архиереем вполголоса читает молитву: "Умыю в неповинных руце...", а по умовении целует руку архиерея, иподиаконы и диакон тоже целуют руку архиерея и уходят в алтарь.
При окончании часов, на молитве "Иже на всякое время...", иереи становятся в порядке старшинства около престола, совершают пред ним троекратное молитвенное поклонение, прикладываются к нему и, поклонившись друг другу, исходят из алтаря (северною и южною дверями) и становятся около кафедры в два ряда: среди них занимает соответствующее место по чину священник, произносивший возгласы на часах. Свещеносец и жезлоносец становятся на свои места у Царских врат: первый с северной стороны, второй с южной. Книгодержец становится около архиерея с левой стороны (по другой практике книгодержец выходит из алтаря при начале литургии, после возгласа: "Благословено Царство..."). Протодиакон и оба диакона становятся в ряд впереди иереев. Все кланяются к алтарю, потом архиерею. Архиерей с воздеянием рук читает положенные молитвы пред началом литургии. Священники и диаконы молятся с ним тайно. По молитвенном поклонении все делают поклон архиерею. После этого протодиакон говорит: "Время сотворити Господеви, Преосвященнейший Владыко, благослови ". Архиерей благословляет всех обеими руками со словами: "Благословен Бог.. ", и дает десницу первенствующему священнику. Получив благословение, священник входит в алтарь через южную дверь, целует престол и становится спереди его. После первенствующего священника подходят к архиерею за благословением протодиакон с диаконами. Старший вполголоса произносит: "Аминь. Помолися о нас, Владыко святый". Архиерей, благословляя, глаголет: "Да исправит Господь стопы ваша". Протодиакон: "Помяни нас, Владыко святый". Архиерей, благословляя обеими руками, произносит: "Да помянет вас..." Диаконы отвечают: "Аминь", целуют руку архиерея, кланяются и отходят; протодиакон идет на солею и становится пред иконою Спасителя, а остальные диаконы становятся позади архиерея на нижней ступени кафедры. По окончании часов иподиаконы отверзают царские врата. Первенствующий священник, стоя пред престолом, а протодиакон на солее одновременно совершают молитвенное поклонение к востоку (священник при этом целует престол) и, обратившись к архиерею, кланяются, принимая его благословение. Молитва 6-го часа.
Начало литургии
Протодиакон возглашает: "Благослови, Владыко ".
Первенствующий священник возглашает: "Благословенно Царство.. ", подняв над святым антиминсом Святое Евангелие и делая им крест, затем целует Евангелие и престол, кланяется архиерею вместе с протодиаконом, сослужащими иереями, иподиаконами и чтецом и становится с южной стороны престола.
Протодиакон произносит великую ектению.
В начале и конце великой ектений и на двух малых ектениях книгодержец раскрывает пред архиереем Чиновник для чтения молитв. На прошении великой ектении:- "О избавитися нам...", диаконы выходят из-за кафедры и идут по середине между рядами священников на солею; первый становится против образа Божией Матери, а второй возле протодиакона с правой стороны. Первенствующий священник произносит возглас у престола: "Яко подобает Тебе.. ", и кланяется в царскх вратах архиерею. Одновременно с ним кланяются архиерею протодиакон с диаконами и второй священник. Протодиакон с солеи уходит на кафедру, становится позади, справа от архиерея; второй священник северной дверью входит в алтарь, целует престол, кланяется архиерею через царские врата и становится на свое место, против первенствующего священника.
Первый антифон, псалом 102.
1. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. / Благослове́н еси́, Го́споди. / Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, / и вся вну́тренняя моя́ И́мя святое́ Его́.
2. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, / и не забыва́й всех воздая́ний Его́.
1. Очища́ющаго вся беззако́ния твоя́, / исцеля́ющаго вся неду́ги твоя́.
2. Избавля́ющаго от истле́ния живо́т твой, / венча́ющаго тя ми́лостию и щедро́тами.
1. Щедр и ми́лостив Госпо́дь, / долготерпели́в и многоми́лостив.
2. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода, / и вся вну́тренняя моя́ И́мя святое́ Его́. / Благослове́н еси́, Го́споди.
После малой ектений, которую произносит первый диакон, второй священник произносит возглас: "Яко Твоя держава.. ", и кланяется архиерею. Одновременно с ним кланяются диакон и два иерея, стоящие у кафедры: последние уходят боковыми дверями в алтарь, целуют престол и кланяются через царские врата архиерею.