Чтение Апостола и Евангелия




Протодиакон, приняв от архиерея трикирий, передает его иподиакону, и тот ставит его на место. Первый диакон подходит к архиерею с Апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку архиерея и идет по левой стороне от престола через царские врата на амвон для чтения Апостола. В это время протодиакон подносит архиерею открытую кадильницу с горящими углями, а один из иподиаконов (с правой стороны архиерея) - сосуд с ладаном. Протодиакон: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило." Архиерей(влагая ложечкой ладан в кадило произносит): "Кадило Тебе приносим..."

Протодиакон: "Вонмем!"

Архиерей: "Мир всем. "

Первый диакон (чтец Апостола): "И духови твоему."

Протодиакон: "Премудрость."

Чтец Апостола произносит прокимен и прочее, по обычаю.

По возгласе архиерея: "Мир всем", иподиаконы снимают омофор с архиерея и полагают его на руку второму диакону (или иподиакону), который, поцеловав благословляющую руку архиерея, отходит и становится с правой стороны престола. Первый диакон читает Апостол. Протодиакон кадит, по обычаю. (Некоторые соблюдают обычай кадить на аллилуиарии.). При начале чтения Апостола архиерей садится на седалище горнего места, и по знаку его священники садятся на приготовленные для них седалища. Когда протодиакон кадит архиерея первый раз, архиерей и священники встают и отвечают на каждение: архиерей - благословением, священники - поклоном. Во время второго каждения ни архиерей, ни священники не встают.

По окончании чтения Апостола все встают. Пономари, взяв рипиды, иподиаконы - дикирий и трикирий, исходят на амвон, где становятся по правую и левую стороны приготовленного для чтения Евангелия аналоя. Аллилуиарии поются по обычаю. Архиерей и все священники читают тайно молитву: "Возсияй в сердцах наших...". Первенствующий иерей и протодиакон кланяются архиерею и, получив благословение, отходят к престолу. Первенствующий берет Евангелие и отдает протодиакону. Протодиакон, поцеловав престол и приняв Евангелие, подносит его архиерею, который целует Евангелие, а он - руку архиерея, и идет через царские врата к. аналою, предшествуемый диаконом с омофором. Когда диакон с омофором (идя кругом аналоя) доходит до чтеца Апостола, тот идет в алтарь (если диакон - через царские врата) и становится по левую сторону престола, а диакон с омофором на прежнее место. По обе стороны протодиакона становятся иподиаконы с трикирием и дикирием и рипидчики, подняв рипиды над Евангелием.

Протодиакон, поставив святое Евангелие на аналой и покрыв его орарем, преклоняет над Евангелием главу и возглашает: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, благовестителя...".

Архиерей: "Бог, молитвами..."

Протодиакон глаголет: "Аминь", и положив орарь на аналой под книгу, раскрывает Евангелие.

Второй диакон: "Премудрость, прости...".

Архиерей: "Мир всем"

Хор: "И духови твоему."

Протодиакон: "От (имя рек) святаго Евангелия чтение."

Хор: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе."

Первый диакон: "Вонмем."

Протодиакон внятно читает Евангелие. Когда начнется чтение Евангелия, оба диакона целуют престол, идут под благословение к архиерею, целуют его руку и полагают Апостол и омофор на свои места. Иереи слушают Евангелие с непокрытыми главами, архиерей в митре.

По прочтении Евангелия хор поет: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе". Аналой убирают, рипиды уносят в алтарь. Архиерей сходит с горнего места, проходит через царские врата на амвон, целует Евангелие, держимое протодиаконом, и осеняет дикирием и трикирием народ при пении Хора: "Ис полла..." (протяжно).

 

Протодиакон отдает Евангелие первому иерею, и тот поставляет его на горнее место престола. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, ставят дикирий и трикирий на их места. Иереи становятся на свои места.

Ектеньи

Сугубую ектенью произносит протодиакон или первый диакон. Когда произносится прошение: "Помилуй нас, Боже...", все присутствующие в алтаре (диаконы, иподиаконы, пономари) становятся за престолом, молятся к востоку и кланяются архиерею.
После прошения: "...и о Господине нашем Преосвященнейшем...", стоящие за престолом поют (вместе с иереями) трижды: "Господи, помилуй", молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят на свои места. В это же время два старших иерея помогают архиерею раскрыть антиминс с трех сторон. Диакон продолжает ектенью. Архиерей произносит возглас: "Яко милостив... (Обычно архиерей сам распределяет возгласы служащим иереям.). Если бывает приношение о усопших, то протодиакон берет кадило и, испросив благословение у архиерея, исходит через царские врата и произносит заупокойную ектенью, возглас после которой говорит архиерей. Если же заупокойной ектений не бывает, то
диакон, поклонившись архиерею, исходит через северные двери на солею и произносит ектению об оглашенных. При прошении "Открыет им Евангелие правды", третий и четвертый священники открывают верхнюю часть антиминса, молятся к востоку (один поклон) и кланяются архиерею. Во время возгласа первого иерея: "Да и тии с нами славят...", архиерей творит крест губкою над антиминсом, целует ее и полагает вверху на правой стороне антиминса. Протодиакон и первый диакон становятся в царских вратах; протодиакон говорит: "Елицы оглашеннии, изыдите"; второй диакон: "Оглашеннии, изыдите"; первый диакон: "Елицы оглашеннии, изыдите". Второй диакон продолжает ектению один: "Да никто от оглашенных, елицы вернии..." и прочее. Архиерей и священники читают тайно положенные молитвы.
Первый диакон берет кадило и, испросив благословение у архиерея, кадит престол, жертвенник, горнее место, алтарь, архиерея трижды по трижды, всех сослужащих, престол - спереди, архиерея - трижды, отдает пономарю кадило, оба молятся к востоку, кланяются архиерею и отходят. В это время второй диаконговорит ектению: "Паки и паки...". Возглас: "Яко да под державою Твоею..." произносит архиерей.

Великий вход

Хор: «Иже Херувимыта́йно образу́юще и животворя́щей Тро́ице Трисвяту́ю песнь припева́юще, вся́кое ны́не жите́йское отложи́м попече́ние». (протяжно).

Окончив ектению, диакон идет в алтарь, молится к востоку и кланяется архиерею. Один из младших священников левого ряда отходит к жертвеннику, снимает воздух с сосудов и полагает его на правом углу жертвенника; снимает с дискоса покров и звездицу и отлагает в сторону; перед дискосом полагает просфоры на блюдо и малое копие. Иподиаконы с сосудом с водою и лаханью и пономарь с полотенцем на плечах выходят к царским вратам для умовения рук архиерея.

Архиерей, прочитав молитву: "Никтоже достоин..." (во время этой молитвы иереи снимают свои митры, камилавки, скуфии; архиерей же в митре), идет к царским вратам, произносит молитву над водой, благословляет воду и умывает руки. После умовения иподиаконы и пономарь целуют руку архиерея и вместе со свещеносцем и посошником идут в алтарь. Архиерей становится пред престолом, протодиакон и диакон возлагают на него малый омофор, архиерей молится (три поклона) и с воздеянием рук читает трижды "Иже Херувимы...". Протодиакон снимает с архиерея митру и полагает ее на блюдо поверх лежащего на нем большого омофора. Архиерей, поцеловав святой антиминс и престол и благословив сослужащих, отходит к жертвеннику; первый диакон подает ему кадило. Архиерей кадит жертвенник, отдает кадило диакону и возлагает на левое его плечо воздух. Диакон отходит от архиерея, кадит царские врата, местные иконы, клиросы и народ. После архиерея иереи подходят попарно к престолу спереди, делают два поклона, целуют антиминс и престол, делают еще один поклон, затем кланяются друг другу со словами: "Протоиерейство (или: священство) твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем...", и отходят к жертвеннику. Архиерей в это время творит поминовение на просфорах у жертвенника. Иереи по старшинству, протодиакон, диаконы, иподиаконы подходят к архиерею с правой стороны, говоря: "Помяни мя, Преосвященнейший Владыко, иерея, диакона, иподиакона (имя рек)", и целуют его в правое плечо; то же самое делает диакон, совершавший каждение. Помянув о здравии, архиерей берет заупокойную просфору и поминает усопших. По окончании архиерейской проскомидии иподиаконы снимают с архиерея омофор. Один из иереев подает архиерею звездицу, которую, облагоухав фимиамом, архиерей ставит на дискос, затем иерей подает покровец, которым покрывается дискос. Протодиакон, став на правое колено, говорит: "Возми, Преосвященнейший Владыко". Архиерей берет обеими руками дискос, целует его, дает целовать дискос и руку свою протодиакону и, поставляя при челе протодиакона дискос (протодиакон приемлет его обеими руками), произносит: "В мире возмите руки ваша во святая...". Протодиакон отходит. К архиерею подходит первый иерей и, принимая от архиерея святой потир, целует его и руку архиерея, говоря: "Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков". Второй священник подходит, держа в наклонном положении Крест (верхний конец вправо) обеими руками и произнося "Архиерейство твое да помянет...", целует руку архиерея, который полагает ее на рукоятку Креста, и целует Крест. Остальные иереи, говоря те же слова и целуя руку архиерея, принимают от него священные предметы жертвенника лжицу, копие и проч.
Совершается великий вход. Впереди идут через северные двери диакон с митрой и омофором на блюде, свещеносец, посошник, диакон с кадилом, иподиаконы с дикирием и трикирием, пономари с рипидами (обычно один впереди дискоса, другой позади потира), протодиакон и иереи по старшинству. Свещеносец и посошник становятся пред солеей. Диакон с митрой идет чрез царские врата в алтарь и останавливается у левого переднего угла престола. Рипидчики и иподиаконы становятся по сторонам орлеца, постланного на солее; протодиакон пред орлецом, став на одно колено, диакон с кадилом у царских врат с правой руки от архиерея, иереи в два ряда, обратившись на север и юг, старшие к царским вратам. Архиерей отходит от жертвенника, подходит к диакону с митрой, целует митру, полагая руку на митру. Диакон говорит: "Архиерейство твое...", и целует руку архиерея, затем полагает митру и омофор на место.
Архиерей исходит в царские врата, берет кадило у диакона и кадит Дары. Протодиакон говорит тихо: "Архиерейство твое...", архиерей берет дискос, совершает поминовение по чину и уносит дискос на престол. Первенствующий иерей становится пред орлецом и тихо говорит шествующему из алтаря архиерею: "Архиерейство твое...". Архиерей кадит чашу, берет ее. Первый диакон, приняв от архиерея кадило, отходит к правой стороне престола; первенствующий иерей, поцеловав руку архиерея, становится на свое место.

Архиерей совершает поминовение по чину, после этого Хор отвечает «Аминь!», после второго поминовения Хор поет, как обычно, «Яко да Царя всех поды́мем, а́нгельскими неви́димо дориноси́ма чи́нми. Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа».

Архиерей уносит чашу на престол; за архиереем в алтарь входят иереи.

Читая положенные тропари, архиерей, сняв покровцы, воздухом покрывает дискос и чашу, затем надевает митру и после каждения Даров говорит: "Братие и сослужителие, помолитеся о мне". Ему отвечают: "Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя". Протодиакон и сослужащие: "Помолися о нас, Владыко святый". Архиерей: "Да исправит Господь стопы ваша". Протодиакон и прочие: "Помяни нас, Владыко святый". Архиерей, благословляя протодиакона и диаконов: "Да помянет вас Господь Бог...". Протодиакон: "Аминь". После благословения первый диакон, став у восточного правого угла престола, кадит архиерея трижды по трижды, отдает кадило пономарю, оба молятся к востоку, кланяются архиерею, и диакон выходит из алтаря произносить ектению.

Архиерей на солее благословляет народ дикирием и трикирием.

Хор поет: "Ис полла..." (краткое).

Царские врата по великом входе при архиерейском служении не затворяются. Посошник и свещеносец становятся на свои места у царских врат. Первый диакон произносит ектению: "Исполним молитву нашу Господеви".

Во время ектений архиерей и иереи читают тайно молитву "Господи Боже, Вседержителю...". Возглас: "Щедротами Единороднаго Сына Твоего...", произносит архиерей.

Хор: «Аминь».

После ектений диакон говорит: "Возлюбим друг друга".

Хор: «Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, / Тро́ицу единосу́щную / и неразде́льную».

Все делают три поясных поклона, говоря тайно: "Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое".
Протодиакон снимает митру с архиерея; архиерей целует дискос, говоря: "Святый Боже", чашу: "Святый Крепкий" и престол: "Святый Безсмертный, помилуй нас", становится возле престола с правой стороны на орлеце. Также целуют дискос, потир и престол все священники и подходят к архиерею. На его приветствие "Христос посреде нас", они отвечают: "И есть, и будет" и целуют архиерея в правое плечо, в левое плечо и руку, и облобызавшись таким же образом между собой (иногда, при большом количестве сослужащих, целуют друг у друга только руку), становятся около престола на свои места. (Слова "Христос посреде нас", всегда говорит старший.)

После того, как диакон возгласит: "Двери, двери, премудростию вонмем" и начнется пение: "Верую...", иереи берут воздух за края, и веют им над Дарами и над преклоненною главою архиерея, вместе с ним про себя читая "Верую...". По прочтении Символа веры архиерей целует крест на воздухе, иерей уносит воздух на жертвенник, протодиакон надевает митру на архиерея. Иподиаконы молятся к востоку (один поклон), кланяются архиерею, берут трикирий и дикирий и подают архиерею, целуя его руку.

Освящение Даров

Диакон возглашает на солее: "Станем добре..." и входит в алтарь.

Хор поет: "Милость мира, жертву хваления".

Архиерей выходит на амвон с трикирием и дикирием и, обратившись лицом к народу, возглашает: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа...".

Хор: "И со духом твоим".

Архиерей (осеняя южную сторону): "Горе имеем сердца".

Хор: "Имамы ко Господу".

Архиерей (осеняя северную сторону): "Благодарим Господа".

Хор: "Достойно и праведно есть / покланя́тися Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, / Тро́ице единосу́щней и неразде́льней».

Архиерей возвращается в алтарь, иподиаконы принимают от него трикирий и дикирий и ставят их на место. Архиерей и иереи читают молитву: "Достойно и праведно Тя пети...". Первый диакон, поцеловав престол и поклонившись архиерею, берет тремя перстами с орарем звездицу и при возглашении архиереем: "Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще", касается ею дискоса сверху с четырех сторон, крестообразно, целует звездицу, складывает ее, полагает на левой стороне престола выше Креста и вместе с протодиаконом, поцеловав престол, кланяется архиерею.

Хор поет: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф,/ исполнь Небо и земля славы Твоея;/ оса́нна в вы́шних, / благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне, / оса́нна в вы́шних».

Архиерей и иереи читают молитву "С сими и мы блаженными силами...". По окончании молитвы протодиакон снимает с архиерея митру. Протодиакон правою рукою с орарем указует на дискос, когда архиерей, также указуя рукою на дискос, произносит: "Приимите, ядите..." и на чашу, когда архиерей возглашает: "Пийте от нея вси...".

Хор отвечает: «Аминь».

При возглашении: "Твоя от Твоих...". Протодиакон правою рукою с орарем берет дискос, а левою, ниже правой, - потир и приподнимает их вверх над антиминсом.

Хор поет: «Тебе поем,/ Тебе́ благослови́м, / Тебе́ благодари́м, Го́споди, / и мо́лим Ти ся, Бо́же наш».

Архиерей и иереи читают положенные тайные молитвы.
Архиерей с воздеянием рук вполголоса молится: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа..." (священники тайно), трижды, каждый раз с поклоном. Протодиакон, а с ним тайно и все диаконы произносят стихи: "Сердце чисто..." (после чтения: "Господи, Иже Пресвятаго...", в первый раз) и "Не отвержи мене..." (после второго чтения: "Господи, Иже Пресвятаго..."). После третьего чтения архиереем: "Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа...", протодиакон, указуя орарем на дискос, произносит: "Благослови, Владыко, Святый Хлеб". Архиерей глаголет тихо (священники - тайно): "И сотвори убо Хлеб сей..." и благословляет хлеб (только Агнец) правою рукою. Протодиакон: "Аминь"; указуя на потир, произносит: "Благослови, Владыко, Святую Чашу". Архиерей тихо глаголет: "А еже в Чаши сей...". (священники - тайно) и благословляет потир. Протодиакон: "Аминь"; указуя на дискос и потир, глаголет: "Благослови, Владыко, обоя".
Архиерей (священники - тайно) глаголет; "Преложив Духом Твоим Святым" и благословляет дискос и потир вместе. Протодиакон: "Аминь", трижды. Все находящиеся в алтаре совершают земной поклон. Затем протодиакон, обратившись к архиерею, произносит: "Помяни нас, Владыко святый"; все диаконы подходят к архиерею и преклоняют главы, держа орари тремя перстами правой руки.
Архиерей благословляет их обеими руками, говоря: "Да помянет вас Господь Бог...". Протодиакон и все диаконы отвечают: "Аминь" и отходят. Архиерей и иереи читают молитву: "Якоже быти причащающимся...".

По окончании молитвы и пения на клиросе: "Тебе поем...", протодиакон возлагает на архиерея митру, диакон подает кадило, и архиерей, кадя, возглашает: "Изрядно о Пресвятей...". Затем архиерей отдает кадильницу диакону, который кадит престол, горнее место, архиерея трижды по трижды, священников и опять престол от архиерея, совершает поклон архиерею и отходит. Архиерей и иереи читают молитву: "О святем Иоанне пророце...".

Хор поет: "Достойно есть я́ко вои́стинну / блажи́ти Тя, Богоро́дицу, / Присноблаже́нную и Пренепоро́чную / и Ма́терь Бо́га на́шего. / Честне́йшую Херуви́м / и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м, / без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, / су́щую Богоро́дицу Тя велича́ем » (или задостойник).

При окончании пения "Достойно есть..." протодиакон целует престол, руку архиерея, становится лицом на запад в царских вратах и, наводя правою рукой с орарем, возглашает: "И всех и вся".

Хор: "И всех и вся".

Архиерей: "В первых помяни, Господи, Великаго Господина и Отца нашего...".

Первенствующий священник: "Помяни, Господи, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа; егоже епархия), егоже даруй Святей Твоей Церкви в мире, цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Твоея истины", и подходит к архиерею, целует его руку, митру и опять руку. Архиереи, благословляя его, глаголет: "Священство (протоиерейство и проч.) твое...".

Протодиакон, стоя в царских вратах и обратясь лицом к народу, велегласно глаголет: "Господина нашего, Преосвященнейшаго (имя рек), митрополита (архиепископа, епископа; - егоже епархия; или: Преосвященных по именам и с титулами, если совершают литургию несколько архиереев), приносящаго {или: приносящих) (поворачивается и входит в алтарь) Святыя Дары сия (указует на дискос и чашу) Господеви Богу нашему (подходит к горнему месту, крестится, делает поклон и, поклонившись архиерею, идет и становится в царских вратах); о Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе Московском и всея Руси …, о Преосвященных митрополитех, архиепископех и епископех и о всем священничестем и иночестем чине, о Богохранимей стране нашей, о властех и воинстве ея, о мире всего мира, о благостоянии Святых Божиих Церквей, о спасении и помощи со тщанием и страхом Божиим труждающихся и служащих, о исцелении в немощех лежащих, о успении,, блаженней памяти и оставлении грехов всех прежде почивших православных, о спасении людей предстоящих и ихже кийждо в помышлении имать и о всех и за вся" (идет к горнему месту, крестится, делает один поклон, затем идет к архиерею, целует руку его, говоря: "Ис полла эти дэспота", (архиерей же благословляет его).

Хор: "И о всех и за вся".

На возгласе архиерея "И даждь нам едиными усты...".

Хор поет: «Аминь»

Все в алтаре ему кланяются в ответ на его благословение, второй диакон исходит на амвон через северные двери и после благословения архиереем народа с солеи, при возглашении: "И да будут милости...",

Хор поет: «И со духом твоим».

Диакон говорит ектению: "Вся святыя помянувше...". Есть обычай, что, когда архиерей прочитает молитву: "Тебе предлагаем живот наш весь...", с правой стороны к престолу подходит в фелони священник-проповедник, целует престол (первенствующий иерей подает архиерею Крест с престола), Крест и руку благословляющего его архиерея, кланяется ему и отходит. Первенствующий принимает от архиерея Крест и, поцеловав его руку, полагает Крест на престол.

После ектений архиерей возглашает: "И сподоби нас, Владыко..."

Народ поет: "Отче наш..."

Архиерей: "Яко Твое есть Царство..."

Хор: "Аминь"

Архиерей благословляет народ руками, глаголя: "Мир всем".

Хор: "И духови твоему".

Диакон (на солее): "Главы ваша Господеви преклоните".

Хор: "Тебе, Господи".

Архиерей и священники, приклонив главы, тайно читают молитву "Благодарим Тя...". Диаконы препоясуются орарями крестовидно.

Архиерей произносит возглас: "Благодатию и щедротами..."

Хор: "Аминь".

Архиерей и священники тайно читают молитву "Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш...".После молитвы протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на архиерея малый омофор, затворяют царские врата и закрывают их завесою.

Диакон на амвоне возглашает: "Вонмем" и входит в алтарь. Свещеносец ставит свечу против царских врат и с посошником также входит в алтарь.

Архиерей, сотворив три поклона с сослужащими, возглашает: "Святая святым".

Хор поет: "Един Свят,/ еди́н Госпо́дь, / Иису́с Христо́с, / во сла́ву Бо́га Отца́. / Ами́нь».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-10-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: