1. Хвали́, душе́ моя́, Го́спода. / Восхвалю́ Го́спода в животе́ мое́м, / пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь.
2. Не наде́йтеся на кня́зи, на сы́ны челове́ческия, / в ни́хже несть спасе́ния.
1. Изы́дет дух его́, / и возврати́тся в зе́млю свою́: / в той день поги́бнут вся помышле́ния его́.
2. Блаже́н, ему́же Бог Иа́ковль помо́щник его́, / упова́ние его́ на Го́спода Бо́га своего́.
1. Сотво́ршаго не́бо и зе́млю, / мо́ре и вся, я́же в них.
2. Храня́щаго и́стину в век, / творя́щаго суд оби́димым, / даю́щаго пи́щу а́лчущим.
1. Госпо́дь реши́т окова́нныя, / Госпо́дь умудря́ет слепцы́.
2. Госпо́дь возво́дит низве́рженныя, / Госпо́дь лю́бит пра́ведники.
1. Госпо́дь храни́т прише́льцы, / си́ра и вдову́ прии́мет, / и путь гре́шных погуби́т.
2. Воцари́тся Госпо́дь во век, / Бог твой, Сио́не, в род и род.
1. Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
2. И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Песнь Господу Иисусу Христу.
Лик: Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, Безсме́ртен Сый / и изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди / воплоти́тися от Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и, / непрело́жно вочелове́чивыйся, / распны́йся же, Христе́ Бо́же, сме́ртию смерть попра́вый, / Еди́н Сый Святы́я Тро́ицы, / спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ нас.
Аналогично уходят в алтарь оставшиеся клирики и иподиаконы после второй малой ектений и очередного возгласа "Яко Благ и Человеколюбец...".
Третий антифон. Блаженны.
|
1. Во Ца́рствии Твое́м помяни́ нас, Го́споди, / егда́ прии́деши, во Ца́рствии Твое́м.
на 12:
2. Блаже́ни ни́щии ду́хом, / я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
1. Блаже́ни пла́чущии, / я́ко ти́и уте́шатся.
на 10:
2. Блаже́ни кро́тции, / я́ко ти́и насле́дят зе́млю.
1. Блаже́ни а́лчущии и жа́ждущии пра́вды, / я́ко ти́и насы́тятся.
на 8:
2. Блаже́ни ми́лостивии, / я́ко ти́и поми́ловани бу́дут.
1. Блаже́ни чи́стии се́рдцем, / я́ко ти́и Бо́га у́зрят.
на 6:
2. Блаже́ни миротво́рцы, / я́ко ти́и сы́нове Бо́жии нареку́тся.
1. Блаже́ни изгна́ни пра́вды ра́ди, / я́ко тех есть Ца́рство Небе́сное.
на 4:
2. Блаже́ни есте́, егда́ поно́сят вам, / и изжену́т, и реку́т всяк зол глаго́л на вы, лжу́ще Мене́ ра́ди.
1. Ра́дуйтеся и весели́теся, / я́ко мзда ва́ша мно́га на Небесе́х.
Во время пения третьего антифона или Блаженн совершается малый вход.
Малый вход
Иподиаконы берут трикирий и дикирий, пономари рипиды, диаконы кадильницы; первенствующий священник, сотворив пред престолом поклон и поклонившись вместе с протодиаконом архиерею, берет Евангелие и отдает его протодиакону, который становится с ним за престолом, лицом на запад. В это время первенствующий и прочие иереи, совершив поясные поклоны, целуют престол, кланяются архиерею и идут. за протодиаконом по одному. Все выходят из алтаря северною дверью в следующем порядке: свещеносец, посошник, два диакона с кадильницами, иподиаконы с трикирием и дикирием, рипидчики, протодиакон с Евангелием и иереи по старшинству. Придя к кафедре, иереи становятся по обе стороны от кафедры к алтарю. Свещеносец и посошник становятся на своих местах у царских врат. Протодиакон с Евангелием - ниже амвона, посредине, против архиерея; по сторонам Евангелия рипидчики, лицом друг к другу. Возле них, ближе к кафедре, диаконы и иподиаконы. Сделав один поклон, все берут общее благословение архиерея.
|
Архиерей и иереи читают тайно молитву: "Владыко Господи, Боже наш...". Протодиакон вполголоса говорит: "Господу помолимся". По прочтении архиереем молитвы (и по совершении, если есть, награждения и производства в высший чин) протодиакон, перекладывая Евангелие на левое плечо, возвышает правую руку с орарем вверх и говорит вполголоса: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, святый вход". Архиерей, благословляя, глаголет: "Благословен вход святых Твоих всегда, ныне и присно и во веки веков". Протодиакон произносит: "Аминь", и вместе с иподиаконами подходит к архиерею, который целует Евангелие; протодиакон целует правую руку архиерея, придерживающую Евангелие при целовании, и отходит с Евангелием к рипидчикам. Иподиаконы же остаются на кафедре и передают архиерею трикирий и дикирий.
Протодиакон, поднимая немного вверх Евангелие (по некоторой практике, творя им крест), возглашает: "Премудрость, прости", и, обратившись лицом на запад, поет со всеми медленно: "Приидите, поклонимся...".
Диаконы кадят на Евангелие, затем на архиерея, когда он медленно совершает поклонение пред святым Евангелием и осеняет затем трикирием и дикирием кланяющихся ему священнослужителей. Архиерей осеняет трикирием и дикирием народ на запад, юг и север. В это время протодиакон в предшествии диаконов вносит святое Евангелие в алтарь через царские врата и полагает его на престоле; все остальные церковнослужители входят в алтарь через северную и южную двери, а священники остаются внизу солеи.
|
Архиерей сходит с кафедры и восходит на амвон.
Хор при вступлении Владыки на солею сразу поет: «Спаси ны, Сыне Божий…».
Архиерей при пении: "Спаси ны, Сыне Божий..." осеняет трикирием и дикирием народ на две стороны и идет в алтарь.
У царских врат его встречает протодиакон, принимает от него трикирий и ставит его за престолом. Архиерей же, поцеловав иконы на столпах царских врат, престол и приняв кадило от диакона, начинает кадить. Вслед за архиереем входят в алтарь иереи, целуя каждый икону в царских вратах на своей стороне.
Архиерей при медленном пении священнослужителей "Спаси ны, Сыне Божий...", в предшествии протодиакона с трикирием, кадит престол, жертвенник, горнее место, иереев на правой и левой сторонах, священно-церковнослужителей и исходит на солею. Свещеносец и посошник сходят с солеи и становятся ниже амвона против царских врат.
Как только допело духовенство, Хор поет: "Ис полла эти, дэспота" (Бортнянского).
Иереи целуют престол. Архиерей кадит царские врата, иконостас, клиросы, народ, местные иконы, входит в алтарь, кадит престол, иереев и протодиакона. Свещеносец и посошник возвращаются на свои места.
Хор поет: "Ис полла..." (протяжное, 1 раз), и затем тропари и кондаки по Уставу.
Второй иподиакон принимает от архиерея дикирий, протодиакон кадило (трикирий передается первому иподиакону). Все трое становятся за престолом и одновременно кланяются при каждении протодиаконом архиерея трижды по трижды; затем обращаются лицом к востоку, протодиакон кадило передает пономарю, все четверо делают поклон, кланяются архиерею и идут на свои места. Иподиаконы, имеющие хиротесию, ставят трикирий и дикирий на престол, не имеющие хиротесиина подставки за престолом. Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником для чтения молитвы "Боже Святый, Иже во святых почиваяй...".(По современной практике Русской Церкви так называемая похвала по входе с возношением имен Предстоятелей Церквей бывает только при патриаршем служении).
После пения тропарей и кондаков протодиакон целует престол и, держа орарь тремя перстами, вполголоса говорит: "Благослови, Преосвященнейший Владыко, время Трисвятаго"; поцеловав благословляющую руку архиерея, он выходит на солею и против образа Спасителя произносит:
"Господу помолимся".
Хор: "Господи, помилуй".
Архиерей произносит свой первый возглас: "Яко свят еси Боже наш... ныне и присно".
Протодиакон, став в царских вратах, обратившись лицом к народу, доканчивает возглас: "И во веки веков", наводя орарем от левой руки к правой, на уровне своего чела.
Хор поет: "Аминь", и затем "Святый Боже..." (1 раз!)
Протодиакон, войдя в алтарь, берет дикирий и подает его архиерею; в алтаре все поют "Святый Боже...".
Архиерей творит дикирием крест над Евангелием. Второй иерей, взяв напрестольный Крест за верхний и нижний концы и обратив передней стороной, на которой находятся священные изображения, к престолу, подает его архиерею, целуя руку архиерея. Перед амвоном против царских врат становятся свещеносец и посошник.
Архиерей, имея в левой руке Крест, в правой дикирий, при пении Хором: "Святый Боже...", выходит на амвон и произносит: "Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя".
По произнесении этой молитвы, когда архиерей благословляет на запад, хор поет: "Святый Боже", на юг - "Святый Крепкий", на север - "Святый Безсмертный, помилуй нас"(Агиос о Феос).
Архиерей входит в алтарь.
Хор поет: "Святый Боже..." (1 раз, быстро!).
Свещеносец и посошник становятся на свои места. Архиерей, отдав Крест (Крест принимает второй иерей и полагает его на престоле) и поцеловав престол, идет на горнее место. При отхождении архиерея к горнему месту все сослужащие обычным порядком прикладываются к престолу и, отходя затем к горнему месту, становятся за престолом по чину.
Архиерей, обходя престол с правой стороны и благословив дикирием горнее место, отдает дикирий иподиакону, который поставляет его на место. Протодиакон, стоя у горнего места слева от престола, читает тропарь: "Троицы явление во Иордане бысть, Само бо Пребожественное естество Отец возгласи: Сей крещаемый Сын Возлюбленный Мой; Дух же прииде к Подобному, Егоже благословят людие и превозносят во вся веки", и подает трикирий архиерею, который осеняет трикирием с горнего места прямо, налево и направо при пении всех сослужащих: "Святый Боже...".
После сего Хор заканчивает Трисвятое, начиная со "Слава... и ныне".